Сейчас в Мурманске

02:48 -6 ˚С Погода
18+

Тельвиска: традиции и современность в арктическом селе

От старообрядцев до наших дней. В отличие от Пустозерска, Тельвиска – и поныне живое село.

Тельвиска Печора НАО
Мария Владимирова
18 января, 2021 | 16:17

Тельвиска: традиции и современность в арктическом селе

Колядование в Тельвиске.


Когда речь заходит про Ненецкий автономный округ, то первые ассоциации, которые возникают у всех — олени, белые медведи, северное сияние и Нарьян-Мар. Однако мало кто знаете, что до Нарьян-Мара столицей региона было старинное село Тельвиска, которое в этом году отметит 447-й день рождения. К слову, Нарьян-Мару всего девяносто один год, совсем ещё ребенок по сравнению со своим предшественником.

Первое упоминание о селе Тельвиска относится к 1564 году. На тот момент в переписной книге лиц мужского пола Пустозерского острога (в переписной книге приводятся сведения о населении и служилых людях Пустозерского острога, а на время содержания в нём протопопа Аввакума -- и других ссыльных) убылых по Тельвиске значится двадцать четыре человека.

Почему село носит такое название -- точно до сих пор никто не скажет: ни местные работники культуры, ни историки, ни краеведы. Однако догадки сводятся к тому, что название происходит от «телячья виска» или, более звучного и приятного «тель-тель», словно звук колокольчика или весенняя капель. Что касается слова «виска», то если обратиться к материалам краеведов, можно узнать, что в древнерусском языке оно означало «проток, канал, соединяющий озеро с рекой».

Благодаря своему расположению, село создавалось как промысловое. В 1574 году в Тельвиске было всего три промысловых сарая, которые принадлежали пустозерцам. Как пишет краевед А.А. Тунгусов: «Всего у жителей Пустоозера имелось по реке Печоре до семидесяти сараев, в которые они выезжали каждое лето для лова «белой рыбы про свою нужду». В 1679 году в Тельвиске значится уже четыре двора и восемнадцать жителей . Главным занятием населения было рыболовство, извоз, охота и животноводство. Держать домашний скот позволяли, в том числе, и заливные луга вблизи села. Шли годы, село росло, и к 1850 году его численность составила 149 человек.

В мае 1865 года было принято решение о создании Тельвисочного «самоедского» (ненецкого) прихода и строительстве церкви с престолом во имя Богоявления Господня — самого северного церковного прихода Европейской части России. Деревянный храм строился на пожертвования местных крестьян и чердынского купца Н.Я. Мичурина. Сосновый лес, фундаментный и цокольный камень заготавливался по рекам Цильма и Ижма. Строительство храма было закончено в августе 1859 года. Иконостас церкви содержал двадцать четыре иконы. Три небольших колокола для церковной колокольни доставили из Перми. По своей планировке церковь представляла «корабль».


Тельвисочный самоедский приход стал объединяющим духовным центром для представителей всех национальностей, проживающих на территории. К нему были приписаны Спасская церковь на острове Колгуев, часовня на острове Варандей, Никольская церковь в становище Никольском (позднее – посёлок Хабарово). Прихожанами были также жители близлежащих деревень Макаровской и Екушенской, рабочие и служащие лесопильных заводов предпринимателей А.Либдека и Ульсена («Стелла Поларе») на Печоре.

Кстати, Тельвиска считается родиной епископа Никодима Белгородского, которого в 2000-м году причислили к лику святых Русской православной церкви. Правда информации о том, служил ли Никодим в Богоявленской церкви — нет.

Зато документально подтверждено то, что в 1887 году в трапезной Богоявленской церкви открыли первую церковно-приходскую школу для ненецких детей. В разное время в ней обучалось от шести до двенадцати крестьянских мальчиков. Занятия с детьми велись на безвозмездной основе. В церковной библиотеке в 1911 году насчитывалось около трёхсот наименований книг, выписывались периодические издания духовного содержания. За свою деятельность священники Тельвисочного прихода неоднократно поощрялись епархиальными властями.

Богослужение в Богоявленской церкви велось до советских времён. Затем, с 1920-х годов, здание было отдано под сельский клуб, который далее получил статус Дома культуры. Кстати, здание церкви до сих пор сохранено. Однако никак не используется, так как требует реставрации.

Да, начало 20-х годов XIX века — новая веха в истории Тельвиски. В годы советской власти в селе был образован исполнительный комитет Тельвисочной самоедской волости. В этот период село становится центром всех советских учреждений округа. А в 1922 году здесь прошёл первый в истории съезд самоедских советов Малоземельской и Большемельской тундры. Советы стали создаваться для объединения ненцев, которые ранее были разобщены административно.

В 1922 году в Тельвиске приступил к работе первый на Севере кооператив «Кочевник». Кооператив был создан для обеспечения населения Малоземельской и Большеземельской тундр продуктами и промышленными товарами, заготовки и сбыта рыбы, морского зверя, оленины, пушнины, оленьих шкур, снабжения предметами охотничьего промысла, орудиями лова. Ещё одной функций кооператива стало обучением детей кочевников.

В 1923 году на средства кооператива «Кочевник» была открыта первая ненецкая школа. Её основателем стал Иван Александрович Димов. Задачи, которые стояли перед учителем, простыми не назовешь. Он разработал специальную программу обучения ненецких детей, которые не владели русским языком. Отмечу, что «димовская школа» была оценена даже Луначарским. Уроки проходили в старом кулацком доме, который стоял на высоком месте в селе с видом на реку. В 1924 году первоклассниками ненецкой школы были дети от девяти до пятнадцати лет.

Так, по воспоминаниям одной из учениц Димова Матрёны Андреевны Селяниновой (Хатанзейской), которые были рассказаны ею незадолго до своей кончины корреспонденту окружной газеты, можно судить об оригинальном подходе учителя к подаче материала: «Например, для изучения русских букв сам рисовал картины, которые нам были понятны и близки. Изучаем, например, букву Б, и он показывает нам картинку, как ненец тащит перед собой бочку с рыбой и наклонился вперёд – вылитая буква Б! Дошли до О – рисует озеро с утками. Опять рисунок нам родные места напоминает, и в душах, и в головах закрепляется прочно. Изучаем Х, так он чум нарисовал, к нему приставил нарты и хорей. И опять нам всё понятно и знакомо!»

Иван Александрович также обучал ненецких детей пению, рисованию, готовил с ними инсценировки русских народных сказок и басен. Под его руководством был создан школьный струнный оркестр.

Димов трагически погиб в 1927 году. На смену ему для работы в школе пришел Тимофей Синицын. Позднее — известный писатель Пэля Пунух.

События развивались стремительно. В 1927 году в Тельвиске организован первый ветеринарный участок для нужд оленеводства и первый на Севере заезжий дом для коренного населения. Завершилось объединение ненцев Большеземельской и Малоземельской тундр, и 15 июля 1929 года постановлением Президиума ВЦИК был образован Ненецкий национальный округ с центром в Тельвиске.

1929 год вообще стал знаковым в истории села. 20 мая в Тельвиске на базе уже существующего кооператива «Кочевник» съезд ненцев создал кооперативное оленеводческое хозяйство нового типа – ПНОК. Инициатором его создания был известный в округе человек – Иван Павлович Выучейский. А 7 ноября вышел первый номер окружной газеты «Няръяна вындер» («Красный тундровик»), которая издается и по сей день в Нарьян-Маре.

Вместе с этим с 1930 года начинается строительство Нарьян-Мара, тогда ещё называемого Белощельем. Многие окружные организации начали переезд туда, так как территории села становилось мало. Параллельно поднимается и вопрос об образовании Тельвисочного сельского совета. Решение такое было принято 23 ноября 1930 года. Тельвисочный сельсовет укрупнился, так как его создали из частей Пустозерского и Куйского сельсоветов. Благодаря такому укрупнению, на территории Совета было три колхоза. Среди текущих вопросов села, которые рассматривались на заседаниях и сессиях исполкома, — выполнение планов пушнозаготовок, рыбопутины, ход сеноуборочной, случной и отёльной компаний, работа детского сада и школы, подготовка к посевной (тогда выращивали репу, брюкву, редьку, огурцы, лук). Однако с 1958 по 1968 год Тельвисочный сельсовет ждали времена «кочевий». Сельсовет упразднили, передавая из одного Совета в другой. Но 20 ноября 1968 года, решением Архангельского облисполкома и Ненецкого Окрисполкома, Тельвисочный сельсовет был образован вновь, с населённым пунктами Тельвиска, Макарово, Устье и Сопка.

С 1973 года по 1993 год селом руководила Дина Ильинична Хозяинова. Уроженке Белгородской области предложили переезд в Ненецкий округ и работу библиотекарем. Выбирала между Амдермой и Тельвиской. Выбор пал на Тельвиску, где Дина Ильинична живёт и по сей день.

- Тогда в штате было всего три сотрудника, которые курировали работу четырнадцати социальных учреждений села, и все справлялись на отлично, - рассказывает Дина Хозяинова. - Я не хочу сказать, что это я вот такая молодец, но мы работали хорошо. Тельвисочный сельсовет в 80-х годах прошлого столетия трижды признавали лучшим в Советском союзе по уровню социально-экономического развития. А бюджет у нас был скромным.

Тельвиска.

Зато амбиции у села были большими. В 1954 году в Тельвиске началось строительство Выделенного приёмного пункта (ВПП) для осуществления радиосвязи окружного центра с сёлами и деревнями, работы метеостанций, а также для поддержания связи с областным центром -- Архангельском. В 1970-е годы была построена проводная воздушная линия связи Нарьян-Мар — Архангельск, по которой проходили телефонные переговоры с другими городами страны, служебные переговоры. Однако ключевым моментом работы ВПП было то, через него шёл радиосигнал из Москвы, который далее передавался в Нарьян-Мар, а оттуда уже в каждый радиоприёмник по территории округа.

Тельвиска стала и центром строительства цеха космической станции «Орбита».

Я приехал в Тельвиску из Архангельска на стройку «Орбиты» в 1972 году, - рассказывал в одном из своих интервью инженер Валерий Гришин. - Молодёжь с гармонями приходила полюбоваться на это космическое чудо, которое ещё стояло в строительных лесах. Самое интересное, что гармонистов в селе меньше не стало и с появлением телевидения.


"Орбита"


Первый сигнал был получен 30 декабря 1972 года. На следующий день — 31 декабря -- связисты включили «Голубой огонёк». Появление в Тельвиске «Орбиты» открыло окно в мир телевидения. В село стали завозить первые чёрно-белые телевизоры. 

Сейчас работа цеха космической связи не ведётся.

Зато в Тельвиске работает детский сад и новая современная школа, среди новостроек -- и дома, которые сейчас, кстати, имеют полное благоустройство. Активно застраивается и частный сектор. В село пришёл газ. А ещё в Тельвиске открылся новый телятник по выращиванию молодняка, работает современный фельдшерско-акушерский пункт, МФЦ, почта, и различные магазины.

Тельвиска и сейчас славится, причём не только в Ненецком автономном округе, но и за её пределами. Поддерживая и возрождая традиции, в селе почти двадцать лет назад был создан ансамбль ложкарей «Ладушки». Их выступления уже увидели зрители многих российских городов — от Санкт-Петербурга до Владивостока, а ещё -- в Берлине. Коллектив стал номинантом и призёром нескольких конкурсов и фестивалей в Варне, Париже, Каннах и Барселоне. Занимаются ложкари на базе поселкового социально-культурного центра «Престиж». Сейчас в нём восемнадцать клубных формирований, один из коллективов имеет звание «образцовый» и один -- «народный».

Поддерживая традиции, ежегодно, вот уже около двадцати лет, в Рождественские праздники по селу ходят колядовщики. Да не просто так, а с программой. Этот год тоже не стал исключением -- так, участники молодёжного фольклорного коллектива «Чёйно Бат» и театрального коллектива «Премьера» подарили рождественский праздник жителям села. Обряд колядования провели на трёх разных площадках. По обычаю, ряженые артисты пели частушки и колядки. И это несмотря на мороз! Впрочем, мороз был не страшен не только артистам, но и сельчанам, которые всегда являются активными участниками народных гуляний. Не обошёлся праздник и без Коляды -- хранительницы мира и покоя на земле. Она помогла свершиться чудесам.

Тельвисочный социально-культурный центр «Престиж» уже давно стал площадкой для различных съезжих и межмуниципальных праздников. А само село по праву носит пусть и неофициальное, но гордое звание — культурной столицы Ненецкого автономного округа.


Автор: Мария Владимирова (Даник), Архангельск -- НАО. 

далее в рубрике