Цифровые технологии приходят на Северный Морской Путь

Технологии Северный морской путь
Максим Майоров
29 Августа, 2020 | 06:19
Цифровые технологии приходят на Северный Морской Путь
Фото: Николай Гернет, GeoPhoto

Одним из символов Арктики является Северный Морской Путь. Северный Морской Путь (СМП) – это морская трасса, проходящая по Северному Ледовитому океану. Она начинается у архипелага Новая Земля и заканчивается у Берингова пролива, разделяющего Тихий и Северный Ледовитый океаны.

СМП имеет колоссальное значение для экономики русского Севера и России в целом. Не зря президент РФ Владимир Путин назвал его «ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока». И это действительно так. Уже хотя бы потому, что по нему осуществляется «северный завоз» – поставки топлива, продовольствия, оборудования и других ресурсов в северные субъекты Российской Федерации, не имеющие постоянного автомобильного и железнодорожного сообщения с остальной территорией страны.

По СМП вывозятся добываемые минеральные природные ресурсы, каковыми богат российский сегмент Арктики. По данным Минэнерго, извлекаемые запасы нефти и газа в арктическом регионе страны составляют 260 млрд. тонн условного топлива или 60% всех извлекаемых углеводородных ресурсов в России. Из 15 действующих и перспективных инвестиционных проектов в Арктике (Варандейское нефтяное месторождение, «Ямал СПГ», Таймырский угольный бассейн и др.), 11 связаны с освоением нефти и газа, четыре – руд и угля. И это только углеводороды. Кроме того, СМП обеспечивает доступ к такому перспективному природному ресурсу, как пресная вода, огромные запасы которой сосредоточены в Арктике.

Более того, он обладает значимым транспортным потенциалом, являясь кратчайшим коридором из Тихого океана в Атлантику, который, однако, пока активно не используется. Достаточно сказать, что маршрут через СМП почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток: так, от Санкт-Петербурга до Владивостока через Суэцкий канал – 23 тыс. 200 км, а по СМП – 14 тыс. 280 км.

В то же время, его полноценное функционирование требует задействования широкого круга значительных материальных, людских и других видов ресурсов, что, в свою очередь, создает ряд препятствий в работе: необходимость обработки постоянно идущего колоссального потока данных, четкого прогнозирования погоды и навигационной обстановки, постройки, ремонта и обслуживания судов и многого другого. Для решения этих проблем могут быть использованы цифровые технологии.

 

Доля Сергей_sdol010017.jpg  

Фото: Сергей Доля, GeoPhoto

 

Цифровой флот плывет в цифровой порт

Увеличение численности судов Арктического флота РФ и объема выполняемых ими задач заставило специалистов ГК «Росатом» задуматься о создании интеллектуальной системы планирования его работы, своего рода «цифрового флота». По словам Александра Бенгерта, заместителя начальника управления операционного управления и обеспечения мореплавания Дирекции СМП ГК «Росатом», для этого будут использоваться «различные алгоритмические решения, нейронные сети, технологии больших данных (big data) и другие современные подходы». Причем речь идет не только о системе управления судами, но об их постройке, использовании, обработке данных и других операциях, в том числе и грузоперевозках. Касаемо последних, планом развития инфраструктуры СМП до 2035 года предусмотрено предоставление «транспортно-логистических услуг по перевозкам по Северному морскому пути на основе цифровой платформы безбумажного электронного оформления мультимодальных перевозок пассажиров и грузов».

В то же время в судостроении набирает популярность концепция «цифрового порта» – объединенной цифровой платформы, которая автоматически собирает и обрабатывает данные в режиме реального времени и управляет всеми портовыми сервисами. В июле 2020 года инициативная группа, состоящая из представителей бизнеса, экспертов и общественников, выдвинула проект создания такой платформы на базе порта в Архангельске с перспективой создания единого оператора для всего СМП.

Большой интерес представляет и концепция «цифровой верфи». Суть ее заключается в использовании современных цифровых технологий и создании единой информационной системы управления для машин, станков и прочего оборудования на судостроительном предприятии. Ее реализация будет осуществляться на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе, на котором строятся суда для Арктики.

«Проектом предусмотрена глубокая модернизация производственных мощностей завода, а также разработка и внедрение интегрированной информационной системы производства, которая должна обеспечивать цифровое управление предприятием в целом и эффективную работу его основных производственных мощностей», – говорит заместитель Секретаря Совета Безопасности РФ Михаил Попов.

Вся документация по проекту уже подготовлена и до конца этого года будет передана на государственную экспертизу.

 

Онежский судостроительно-судоремонтный завод. Фото: Сергей Юдин, ИА «Республика»

 

СМП нуждается в информации. Каждую минуту со спутников, судов и самолетов, из портов поступает огромный поток данных, которые необходимо обрабатывать и выстраивать в единую систему. Этим займутся ЦОД – Центры Обработки Данных, которые появятся на протяжении всей трассы уже в ближайшем будущем. Так, Петрозаводский государственный университет совместно с компанией GS Nanotech из Калининградской области к 2025 году собирается построить в Карелии сеть ЦОД с центральным узлом и собственным производством хранилищ. Стоимость проекта оценивается в 10 млрд. рублей. Не исключает строительства собственного ЦОД в Арктике и «Мегафон», причем речь идет не только о постройке самих центров, но и инфраструктуры к ним. В ближайшие годы «Росэнергоатом» намерен построить ЦОД в Мурманской области, который будет заниматься обработкой данных, поступающих с Кольской АЭС и СМП.

Не забыли и про контроль над обстановкой на трассе. Компания «СервисСофт» разработала для использования на СМП систему мониторинга SmartService|Lookout. Она управляется искусственным интеллектом, что позволяет вести круглосуточное наблюдение за ледовой обстановкой, маршрутом и состоянием судов, местонахождением и условиями транспортировки важных и ответственных грузов. Они же могут собирать всю необходимую для нужд флота информацию и передавать ее по назначению. Уже сейчас она работает на судах ООО «Газпром флот» в морях Северного Ледовитого Океана.

 

ЦОД. Фото: cnews.ru

 

Высоким технологиям на СМП быть!

Исходя из всего вышесказанного, можно с уверенностью говорить о том, что их применение поможет резко улучшить качество работы СМП, повысить точность прогнозирования погоды и обстановки на трассе, даст возможность своевременно получать нужные данные, сократить затраты на проводку и обслуживание судов.

«Поскольку судно станет виртуальным, текущее состояние его значимых элементов будет доступно для контроля дистанционно в формате цифровой модели (расход топлива, ресурс до очередного техобслуживания и т.п.). Ожидается, что среда вокруг судна тоже станет цифровой и оттуда судовладелец также сможет получать данные, например, о погоде, стоимости топлива по портам, фрахтовые ставки и т.п. Вся эта информация, обработанная самообучаемым искусственным интеллектом, поможет в принятии оптимальных эксплуатационных решений относительно выбора курса, маршрута движения, состава груза и т.п», – говорит Илья Пантелеев, директор департамента маркетинга и продаж ОСК.

Немаловажное значение имеет и тот факт, что появится возможность сократить урон, наносимый экологической обстановке на СМП, которая, сейчас, к сожалению, далека от идеала. Так, существенный вред наносит проведение различных работ, связанных с развитием инфраструктуры для СМП, в результате которых меняется природный ландшафт, берега, и накапливаются промышленные и строительные отходы. Использование автоматического мониторинга позволит своевременно выявить нарушения и устранить их.

Конечно же, выгодами для транспорта и экологии здесь дело не ограничивается. Но и этого достаточно, чтобы понять, что, в случае дальнейшего проникновения цифровых технологий на Северный Морской Путь, он имеет все шансы стать одной из самых высокотехнологичных и, как следствие, удобных и вместе с этим эффективных трасс в мире.

 

***

Максим Майоров, специально для GoArctic

далее в рубрике