Сейчас в Архангельске

22:15 4 ˚С Погода
18+

Универсальные ездовые. Краткий экскурс в историю собачьего тягла

Несмотря на рекламу и как будто бы повышенное внимание к проблеме, вопрос о племенной работе с уцелевшим исконным поголовьем северных ездовых собак остаётся нерешённым.

Коренные народы Севера Транспорт и логистика Ездовые собаки Юкагиры Чукчи Ительмены Коряки
13 декабря, 2021 | 15:57

Универсальные ездовые. Краткий экскурс в историю собачьего тягла
Работа камчатского художника Вадима Санакоева.


Что такое «ездовые собаки»? В советское время в основе классификации была предметная полезность. Поэтому лайки были «охотничьи», «ездовые», «оленегонные». Считалось, что узкая специализация -- главное.
Но это всё-таки не соответствует фактам, взятым беспристрастно.
Классификация лаек – тема отдельная. Здесь же речь пойдёт о собаках народов севера Евразии, которые волей судьбы и людей использовались преимущественно в качестве ездовых собак. Ведь запрячь можно и пуделя, и это не анекдот. Даже на гонках в Европе и Америке такое бывает. Или ненецкие лайки: они и охотничьи, и по оленям мастаки, и ездовыми тоже бывали неплохими. Но известность официальную получили как оленегонные. А у полярника Ушакова на Северной Земле ездовыми были таёжные («охотничьи») нанайские лайки.

Первый в истории транспорт


В первобытные времена в разные регионах Евразии одомашнивали собак разных размеров. Но общая тенденция такова: в Европе – поменьше, вплоть до размеров современных шпицев, на севере Азии -- собаки крупные, волкообразные. Почему так?
Появление крупных собак, очевидно, было связано с потребностью в дальних переходах. Именно азиатский первобытный человек прошёл через Берингов пролив в Америку. Тут понадобилась первая в истории тягловая сила, чтобы тащить волокушу, просто шкуру, на которую грузили пожитки. Таков прообраз.
Однако в 1989 г. на острове Жохова (Новосибирские острова) была открыта первобытная стоянка. Это – 8-9 тыс. лет назад. На стоянке обнаружены детали собачьих нарт – значит, уже в это время лаек использовали не только для охоты, но и как упряжных собак.

Что касается генома, то он родственен с аборигенными собаками как Чукотки, так и Северной Америки. Очевидно одно: собаки береговых жителей Чукотки, Камчатки, Северной Америки происходят из одного региона -- севера Сибири. Оттуда они вместе с людьми распространились к востоку на огромную территорию Старого и Нового Света.
Генетические исследования позволили установить отличия этой группы от прочих пород: это метаболизм, приспособленный к жирной пище, повышенная проницаемость кровеносных сосудов (кислорода надо больше) и особенности употребления кальция, важного для работы мышц в экстремальных условиях. Всё это – наследие сибирских плейстоценовых волков.
Метизация уже имеющихся у людей собак с местными волками продолжалась долгое время, но потом прекратилась. Можно предположить, что сначала люди-путешественники устраивали вязки с диким зверем, дабы «заполучить» уникальный местный генофонд, так как изначально имели собак и поменьше, и менее холодостойких. Когда же новые признаки были твёрдо закреплены в популяции -- зачем рисковать? Метис – это лотерея. Иногда потомство дружелюбно, порой -- агрессивно. Лучше эту практику в систему без нужды не возводить. Однако отголоски древнего поведения – в слухах о том, что и в ХХ в. такие вязки на Чукотке и Камчатке изредка практиковалась. Трудно сказать, достоверен ли Джек Лондон, рассказывая о подобном в своих книгах. Но массово это явно не имело места и в Новом Свете.
Так или иначе, геном современных чукотских и камчатских лает отличается от современного полярного волка и близок к древнему – ровеснику мамонтов.

У северных народов


Ездовые собаки позволили первобытному человеку совершить путешествие через Сибирь и Дальний Восток по замёрзшему Берингову проливу в Новый Свет и освоить необъятные пространства. Спустя много веков собаки, по сути, того же типа завершили этот «квест», став помощниками исследователей высоких широт.
А что в промежутке?
Городской человек, впервые увидев бегущую по тундре упряжку и каюра в оленьей кухлянке, очарован её этнографическим флёром и часто полагает: «Вот так и жили эти народы до прихода цивилизации». Однако такой вид местное хозяйство приобрело как раз с приходом Российской империи и её чиновников. До этого всё выглядело по-другому.
После того как земли Северо-Востока Азии были освоены наступила эпоха голоцена. Постоянные перекочёвки с перевозом груза на дальние расстояния прекратились. Тут и судьба подсуетилась, «ликвидировав» огромные стада первобытных животных, за которыми и кочевали. Каждое племя приобрело свои относительно небольшие угодья, куда не очень-то допускало соседей. Впрочем, взаимно. Это сразу же отразилось на внешних формах хозяйствования. Что мы знаем об этом более предметно?

Ительмены – многочисленный народ, живший вдоль побережий камчатских рек и морей, при столкновении с колонистами в XVII- XVIII вв. больше пострадал не от войн и сопротивления сборщикам ясака, а от принесённых пришельцами болезней: подвела скученность жизни. Сегодня ительменов осталось немного, а в те времена именно упряжное собаководство позволило жить скученно и безбедно. Первые научные описания хозяйства подобного рода -- об этом народе.
Поездки на далёкие расстояния – редкость, нарты – не столько для груза, сколько для седока. Г. В. Стеллер отмечал: ≪Если они в прежние времена уходили дальше, чем требовала охота и добывание пищи, то это делалось только для посещения друзей или же в случае войны≫ (Стеллер, 1999).
Так было не только на Камчатке, но и на Чукотке, да и в других подобных местах. Архаичные нарты мало приспособлены для дальних переходов.


Типы ездовых нарт: а – чукотско-камчатский тип; б – старинные ительменские. Из "Истории и культуры ительменов", 1990.


  Чукотская собачья упряжка. Изображение из этнографического издания середины XIX в. Из: Семенов-Тян-Шанский, 2010.


С обложением населения ясаком охота на пушных зверей стала обязательной и потребовала увеличения переездов. Этому же способствовала ≪каюрская гоньба≫ -- поездки начальства. 

В XVIII - первой половине XIX в. ительмены уже пользовались двумя видами нарт — ездовыми и грузовыми.

Русское государство неуклонно расширялось на Восток, за Урал-Камень и дальше до Тихого океана. Собачий транспорт – мало чем заменимый в северных районах -- был оценён и взят на вооружение. Появился и тот тип нарт, который был позднее заимствован северо-восточными народами как более оптимальный: на Камчатке и на Чукотке стали ездить на грузоподъёмных и удобных для дальних путешествий нартах, которые назвали «восточносибирскими».  

   

     Грузовая корякская нарта (восточносибирский тип) на гонках «Берингия-1990». Камчатка, Эссо. Фото из архива автора.



 Ездовая нарта (восточносибирский тип) чукчи Тынетегина и сани американки Кэт Персонс на гонках «Надежда-1992». Анадырь. Фото автора.


В 1499 году экспедицию в Югорскую страну русского войска, расширявшего новгородские владения, сопровождали, по словам Лерберга (Ливеровский, 1936), сотни собачьих упряжек (Югорская земля, где обитал кочевой народ югра, существовала в XI - XV вв. по обеим сторонам Северного Урала). Использование тягловой силы собак было разнообразным: перевозили людей и грузы не только на нартах, но и на тележках, перетаскивали волоком добытого морзверя, «бурлачили» на реках. Первые поселенцы-казаки на Камчатке, в условиях дефицита лошадей, впрягали собак даже в соху.  

А вот пример Первой Камчатской экспедиции Витуса Беринга (1725-1729 гг.). Согласно академику Л.С. Бергу (1946), знаменитый командор использовал камчадальских собак для перевозки грузов на расстояние в 900 км. Сделаны знаменитые открытия, но всему есть цена: экспедиция Беринга стала для камчадалов бедствием. Собаки были собраны со всех поселений, большинство из них погибло. Население надолго осталось без единственного домашнего животного, разорилось. Люди, занятые перевозкой грузов, упустили зимнее время звериного промысла. Ясак же сборщики требовали, невзирая ни на что. Непомерное бремя, возложенное Берингом на камчадалов и их собак, стало одной из причин восстания 1731 г. 

При всех исследованиях северных народов мы не должны забывать: после того как они вошли в состав Российской Империи и стали подъясачным сословием, их этнографический быт изменился. Ездовое собаководство этого времени -- удел оседлых жителей побережий морей и крупных рек. А беспокойные кочёвки связаны больше с вьючным оленем (эвенки), с оленьими же упряжками (самоеды) или с северной лошадью (якуты, эвены)

Остановимся на основных этно-хозяйственных очагах ездового собаководства и отметим: владельцы классических упряжек – это народы не таёжные, не тундровые, но береговые. Облик их хозяйства определяется не столько этнической принадлежностью, сколько ландшафтными особенностями. Приведём несколько примеров.    

    

Собаки юкагиров

Русские служилые люди, пришедшие к юкагирам ещё в XVII столетии, увидели их лаек в упряжках. Даже реку Индигирку в ту пору часто называли «Собачья». А в XIX и начале XX вв. обилие собачьих упряжек в «стране юкагиров» поражало путешественников.

Бродячие тундровые и таёжные юкагиры собак использовали для охоты, но главное животное -- олень. Собачьих упряжек – нет.  

В то же время юкагиры-жители побережий крупных рек -- как раз оседлые собаководы. Лайки широко использовались для важнейшей в хозяйстве охоты по весеннему насту на лосей и диких оленей, зимой — на белку, горностая, песца и лисицу, летом — на линных гусей. Добывали с лайками и белого медведя. Добычи много, она – основа питания, есть что возить. Вполне наглядно и исчерпывающе работу своих лаек изображали сами юкагиры в рисунчатых письмах на берёсте -- тосах. 

 
  Сцены рыболовства и охоты в летнее время. Выход юкагиров на весеннюю охоту по насту. Тосы. Конец ХІХ в. Из: Туголуков, 1979 ( заимствовано у В. И. Иохельсона, 2005).


Лайки оседлых чукчей


Показателен пример чукчей — людей одного народа, но живущих в пределах разных ландшафтов.

Оседлому чукче необходимо возить рыбу в больших количествах, ездить к полынье за тюленем и возвращаться обратно с тяжёлой добычей. В этих условиях упряжка необходима, и при прочих равных на первое место встают такие качества, как относительно крупный размер собаки, тягловая мощность. Но не только. Упряжка – это не просто тащить. Это поведение в стае и помощь хозяину в экстремальных ситуациях, слаженное поведение при движении и на стоянках. Огромную ценность приобретает вожак. Не обязательно передовик. Это, по сути, «первый заместитель» человека в сложных делах управления стаей. 


Жильё стаи (упряжки) чукотских лаек. Пос. Лорино. 1990 г. Фото автора.


Тундровый же кочевник — оленный чукча, -- когда перешёл к крупнотабунному оленеводству, предпочёл небольших подвижных лаек. Тут ненецкие завозные гости пришлись очень ко двору. Они могут управиться с большим стадом и при этом обходиться без укусов.

В Корякии та же закономерность. Ездовые собаки у нымыланов -- береговых, оседлых. Нымыланам нужно возить рыбу, хворост, ездить в гости. Здесь -- мир упряжного хозяйства. У чавчувенов -- коряков оленных -- ездовое собаководство не практикуется.    

Исследователь Н. В. Слюнин: «Мало отличающаяся от волка ездовая собака... и даже слывущая за приручённого волка». 

Та же закономерность и на Амуре, и на Сахалине. Разве что больший крен в сторону таёжной охоты.  


Контроль эксперимента или исключение из правил? 

Когда на Новой Земле власти в ХIХ в. поселили самоедов, им надо было вести там не тундровую, а береговую жизнь. Пришлось завести упряжки. Собак доставили из Архангельска разных. Те из них, что приспособились к суровейшим условиям, образовали особую интересную популяцию. Оттуда пошёл и способ запряжки собак новоземельского типа. Его отличие в том, что собак запрягают веером, а не попарно в линию. В условиях, когда не надо держаться узкой тропы на пересечённой местности, этот способ менее энергозатратен. Благо, что пологая новоземельская тундра такое новшество позволила.


  Почтовая карточка 1911 г.


Великий почтовый тракт

В середине ХIХ в. освоение территорий Сибири и Дальнего Востока становится настолько интенсивным, что возникает потребность в массовых перевозках. Целые караваны из кибиток преодолевают тысячи километров. Мобилизуются огромные собачьи массы, способные преодолевать равнины Чукотки и пересечённую Камчатку.

Все бы хорошо, но в этом грандиозном действе перемешались уникальные породы, которые создавались столетиями. Ещё в 1934 г. упряжки обеспечивали на Камчатке почтовую связь между 100 селениями, 3 колхозами и 30 совхозами. На 1 января 1934 г. по Камчатской области насчитывали 50 000 ездовых собак. 


К счастью, в частных хозяйствах оставались очаги, которые избежали участия в этой великой одиссее. Уцелели в первозданном виде собаки Чукотки. Ну, а Камчатка сохранила тип относительно длинноногой собаки, который будет признан лучшим в данной номинации.  

  «Хорошая упряжка за сутки, при хорошей дороге, могла преодолевать расстояние до 100 и более километров, - писал камчатский краевед М.Г. Мягких. 

Среди пришлого населения Петропавловска-Камчатского и ближайших посёлков появляется когорта любителей-энтузиастов, которые занимаются племенной работой, устраивают гонки. Существовало несколько типов богато украшенных пассажирских кибиток, в том числе крытых. Они обшивались медвежьей шкурой и украшались золотым шитьём. После революции подобная деятельность прекратилась как «пережиток барства».  


СССР. Блеск и нищета упряжек  

Советская власть оценила старые наработки. Правда, здесь опять же речь не шла о восстановлении пород, а всё о той же прикладной переплавке. Но испытания проводились со всем размахом:    

«В центре проводится интересный опыт испытания ездовых качеств камчатской собаки. Переход начат из Свердловска по маршруту Свердловск — Сарапул — Казань — Нижний Новгород — Москва. В пробеге приняли участие 11 камчатских собак и одна уральская… каюр погонщик Иван Михайлович Дьячков… сделал 2000 километров, когда пришлось в малодоступные районы Севера доставить бензин… для лётчиков….разыскивающих американского авиатора Эйельсона», («Камчатская правда», №34, 1931). 

В эпоху завоевания высоких широт лайки широко использовались в полярных экспедициях, но эта тема требует отдельного разговора…

Однако уже в тридцатые годы исследователь Дальнего Востока Н. Билибин отмечал упадок собаководства, сокращение и вырождение поголовья. 

По мере улучшения технической оснащённости «северов», собака как транспортное средство теряет своё значение. Мало того, что держать упряжку в частном хозяйстве считается невыгодным (обложение налогами, запрет на рыбную ловлю), так камчатские жители ещё помнят ведомственные отстрелы поголовья. А до войны временами отстреливали как раз собак не местных, а завозных, дабы не портили «племенной материал». Таковы были немудрящие методы и селекции, и антиселекции в ту эпоху.  


***

Эта статья вкратце показывает историю ездового дела. Однако что касается современности, то, несмотря на массу рекламных мероприятий, гонок и как будто бы повышенного внимания к проблеме, остаётся нерешённым вопрос о племенной работе с уцелевшим исконным поголовьем. Причём во всех регионах нашего Севера.       


Автор: Олег Широкий, зоолог.


Источники

БЕРГ Л. С. Открытие Камчатки и экспедиция Беринга. - М.; Л., 1946.

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ИТЕЛЬМЕНОВ. Историко-этнографические очерки. - Л.: Наука, 1990. - 208 с.

ЛИВЕРОВСКИЙ Ю. А. Камчатские собаки. - В сб.: На Камчатке. - М.-Л., 1936.

СЕМЕНОВ-ТЯН-ШАНСКИЙ П. П. Путешествие в Тянь-Шань. - М.: Эксмо, 2010. - 480 с.

СТЕЛЛЕР Г. В. Описание земли Камчатки. - Петропавловск-Камчатский, Книжное издательство «Камчатский печатный двор», 1999.

ТУГОЛУКОВ В. А. Кто вы, юкагиры? - М.: Наука, 1979. - 152 с.

ШИРОКИЙ Б., ШИРОКИЙ О. Наши северные собаки: Введение в лайковедение. - Издательские решения, 2017. – 558 с.





далее в рубрике