Сейчас в Архангельске

15:51 4 ˚С Погода
18+

Здесь был Нордвик – часть вторая

Военные эскадры и атомные ледоколы в судьбах арктических посёлков, геологоразведочная экспедиция, порт и аэропорт, соль и ленд-лиз, уголь и нефть

Полезные ископаемые Удалённые поселения Таймыр Ликвидация северных посёлков
Надежда Замятина
17 сентября, 2024, 15:04

Здесь был Нордвик – часть вторая

Порт Нордвик. Источник: dials / drive2.ru

Начало здесь.


Промышленный узел

Как раз в те годы активно развивался Севморпуть (СМП) – главным образом, из стратегических соображений (как открыто докладывал тов. Папанин о значении СМП на XVIII съезде ВКП(б): «Если потребуется, наши военные эскадры пройдут Северным морским путем, пройдут, чтобы  уничтожить врага на его территории, на его землях и в его водах»[1]).

Техника 1930-40-х годов, хоть гражданские суда, хоть военные корабли, не имела тех ресурсов автономного плавания, какой получили атомные ледоколы (кстати, их появление сильно снизило шансы на развитие прибрежных поселков типа того же Нордвика, именно в силу своей автономности – впрочем, Нордвика к тому моменту уже не было). Движущиеся по Севморпути гражданские суда и военные корабли требовали дозаправки – она стала важной функцией многочисленных небольших портов вдоль трассы. «Сосед» Норвика по Таймыру Диксон, например, получил мощную дополнительную градообразующую функцию бункеровки проходящих судов углем, подвозимым с юга по Енисею (дополнительную – по отношению к его важнейшим функциям обеспечения Севморпути метеопрогнозами и вообще метеорологической информацией, навигационными услугами, радиосвязью и т.п.). В районе Нордвика нашли уголь, но уже шла речь о переводе судоходства на нефть.

И тут как нельзя кстати пришлась информация о потенциальной нефтеносности восточного Таймыра.

Была создана Нордвикская геологоразведочная экспедиция (позже ее базу перенесли из Нордвика на 100 км южнее, где был основан поселок Кожевниково); в 1935 году был организован трест «Нордвикстрой».



Бухта Нордвик в 1930-1940е. Источник: dials / drive2.ru


В нескольких километрах восточнее Кожевниково располагался порт Илья, через который отгружалась соль и уголь на восток СМП, и доставлялись грузы в район Нордвика. На другой стороне залива, на косе – расположился аэропорт Косистый. Размещение аэропорта на значительном удалении от «основного» поселка – типичный случай: в Диксоне аэропорт также расположен на острове, тогда как поселок – и на острове (островная часть ныне расселена) и на материке. Уже после расселения поселка аэропорт еще долго функционировал как стратегический, и эта судьба тоже вполне типична для Арктики – именно стратегический аэропорт стал, по сути, градообразующим предприятием Амдермы (НАО) после прекращения добычи флюорита. В случае Нордвика-Кожевниково аэропорт зажил отдельной жизнью, со своим поселком.

В поселке располагалась школа (условия обучения в ней в деталях описано в книге Дины Дудиной, которая провела в Кожевниково детство [2]), радиостанция и т.п.

Нордвик быстро вошел в «пантеон» арктических поселков, само существование которых свидетельствовало о мощи советской власти по сравнению с «проклятым царизмом» – именно так было принято подавать новости об освоении Арктики, примерно начиная со знаменитой цитаты С.М. Кирова, произнесенной незадолго до гибели: «То, что вчера казалось совершенно непробудным, куда, как говорили, "Макар телят не гонял", куда в царское время только в ссылку людей ссылали, – теперь там волей большевиков, на базе природных богатств (апатиты, железо, молибден, слюда, торий, титан и др.), в полутундре, куда до сих пор нога человеческая не ступала, создан новый, быстро растущий индустриальный центр заполярного круга» (речь С.М. Кирова на XVII съезде ВКП(б), 1934).

В советской печати привычно рисовались радужные перспективы: «Много, очень много нужно будет людей самых различных специальностей, чтобы добыть нефть Хатанги, угли Норильска и Сангара, флюориты Амдермы, графиты Курейки, соль Нордвика и Вилюя, олово, вольфрам и молибден Чукотки. Трудно перечислить все места, богатые различными ископаемыми. В устьях рек и на островах создаются порты и судоремонтные базы и даже громадные заводы, как Мурманский судоремонтный, лесопильные и консервные заводы. Растут такие центры, как Игарка, Тикси, Диксон, Амдерм[а] и Нордвик, превращаясь из зимовок в крупные поселения промышленного городского типа. С каждым годом Арктика требует все больше и больше людей. Пока вопрос шел о первых незначительных группах поселенцев, призванных обжить то или иное место, можно было разрешать его посылкой экспедиционных групп на год-два. Теперь наступает время, когда в ряде мест уже нужны сотни и тысячи людей»

В.Ф. Власова. Введение к книге А. И. Минеева «Пять лет на острове Врангеля», 1936 [3]

Вскоре родились проекты соединения Нордвика (как и других молодых городов Севера) в единую железнодорожную сеть: «Ко второй очереди также относилась ветка к Магадану через Колымский бассейн и линия Якутск-Томмот, пересекающая золотоносный район Алдана. Одновременно следовало построить участки Ухта-Индига, Воркута-Хабарово, Игарка-Норильск и ветку к порту Нордвик»[4].

За успехами Нордвика внимательно следили из-за рубежа. В вышедшей в 1951 году работе [5] скрупулезно сообщалось, что в Нордвике война заставила увеличить производство соли с 2 400 т в 1942 до 34 000 в 1944 (еще бы, сбор детальных знаний экономических показателей зарубежных стран были отдельным направлением исследований и «у них», и «у нас»). Работа эта попалась, когда я бегло просмотрела зарубежные публикации, чтобы (на всякий случай) проверить, нет ли в литературе следов «американской концессии», которая упоминается в отчете одного из экстремальных путешественников, впечатленных брошенной на Нордвике американской техникой. Концессии, конечно, не было – был ленд-лиз, один из маршрутов которого как раз шел по Севморпути с востока, с заходом в Нордвик (одним из заходивших в Нордвик караванов руководил лично тов. Папанин [6]). В целом по ленд-лизу, благодаря которому в СССР поставлялись и боевые самолеты, и грузовики, и продукты, и даже пуговицы для военной формы, в Нордвик могло попасть почти что угодно.

Таким образом, достоверно: район Нордвика-Кожевникова стал к 1940-м годам центром сразу нескольких производств – добывались уголь и соль, и велась разведка на нефть: «к 1940 г. возник крупный (несколько тысяч человек) промышленный узел с большим посёлком Нордвик, близлежащими посёлками Кожевниково, Тигян, Илья, Усть-Эречка и самой северной тогда в мире узкоколейной железной дорогой»[7].



Паровые котлы в поселке Нордвик. Источник: dials / drive2.ru


Для освоения Севера образца 1930-х годов было характерно сочетание, с одной стороны, на удивление комплексного подхода к освоению территории (был даже свой кирпичный завод!), с другой – тяжелейших бытовых условий.

«Условия работы на Нордвике в 1937–1938 гг. были очень неважные. Остро не хватало жилья, не более 2,5 м2 на человека, так же стеснённо жил сам начальник треста Б.В. Лавров, у которого комната 16 м, где жил также главный инженер, была и спальней, и кабинетом, и приёмной. К октябрю 1937 г. на Нордвике не было ни горючего, ни продовольствия, и начали расходовать, несмотря на запрет, запасы Хатангской торгконторы. Многие работники заболели цингой, т.к. мяса не было, а рыбы выдавалось 2 кг в месяц на человека. Температура в жилых помещениях падала до –22°. Рядом зимовал «Красин», и экипаж вместе с работниками Нордвикстроя добывал уголь, который подвозили к ледоколу на оленях. На угольной шахте работало 120 человек, никто из них не обладал необходимым опытом. Шахты и штольни проходились без крепежа. Заготовка леса велась на р. Котуй, работал кирпичный завод (1937 г. – 86 560 тыс. штук кирпича)»

Романенко Ф.А., Ежова Н.М. Горно-геологическое направление деятельности Комсеверпути и Главсевморпути (1918–1957) [8] Стр. 522

Сегодня уже сложно понять, зачем в Арктике столько соли, поэтому обратимся к источнику того времени:

«…продукты, бурильные станки, машины и людей для разработки пролежавших тысячи лет без пользы для человечества соли, нефти и угля, для постройки рыбоконсервных заводов. Здесь с 1934 г. ведется упорная разведка. Соли на Нордвике открыто так много, что ее запасов для Севера и Дальнего Востока хватит на сотни лет, Нордвик таит в себе свыше 50 млн т чистейшей соли. Это очень важно, так как Дальний Восток, да и значительная часть азиатской части СССР снабжаются солью через одесский порт, и, как это ни странно, украинская соль идет мимо полутора десятков иностранных государств, пока попадет снова на советскую землю. А ведь Дальний Восток потребляет массу соли для засолки рыбы, не говоря уже о других потребностях…»

В. Альтман. Богатства Советской Арктики, 1937 [9]

Впрочем, соль Нордвика оказалась низкого качества, да и сами «запасы соли оказались сильно завышены»[10]. Добывали и уголь (в угольной шахте глубиной 45 м[11]), однако качество его низкое, и он, по сути, использовался преимущественно для местных нужд (впрочем, лицензионный участок на бурый уголь есть в этом районе и сегодня[12]).

Таким образом, Нордвик дал имя целому промышленному узлу, главным «заворотом» в котором была разведка на нефть – и получается, именно это «волшебное слово» дало жизнь поселку уже в 40-е.


Продолжение следует


***

Надежда Замятина, специально для GoArctic



[1] Из выступления тов. Папанина на XVIII съезде ВКП(б) [XVIII съезд Всесоюзной коммунистической партии, 1939, с. 330

[2] Дудина Д.П. Вокруг Нордвика…: Книга воспоминаний. Норильск: АПЕКС, 20016. – 112. С.

[3] Власова В. Ф.. Введение к книге А. И. Минеева «Пять лет на острове Врангеля». Л.: Молодая гвардия, 1936.

[4] Воронцов Н.С. Проект Северо-Сибирской железной дороги инженера Н.Д. Аверина (1945 г.): к вопросу о транспортном освоении Севера в середине XX в. // Русский Север и Арктика: фундаментальные проблемы истории и современности. 2024. Стр. 46—53.

[5] Webster C.J. The Growth of the Soviet Arctic and Subarctic. In: Arctic, vol. 4, no. 1, May 1951, pp. 27-45.

[6] Боякова С.И. Ленд-лиз и Якутия: плавания на восточном участке Северного морского пути в годы Великой Отечественной войны // Северо-Восточ­ный гуманитарный вестник. — 2015. — № 1. — С. 6-11.

[7] Романенко Ф.А., Ежова Н.М. Горно-геологическое направление деятельности Комсеверпути и Главсевморпути (1918–1957) // Полярные чтения на ледоколе «Красин». 2019. Стр. 511—530.

[8] Романенко, Ежова…

[9] Альтман В. Богатства Советской Арктики // «Наука и жизнь», 1937. № 3 (текст доступен через Национальный корпус русского языка)

[10] Романенко, Ежова…

[11] Романенко, Ежова…  

[12] https://www.nedraexpert.ru/subsurface/2100027466/1


далее в рубрике