Сейчас в Мурманске

20:22 -9 ˚С Погода
18+

Арктические энергопотоки

Увеличение поставок СПГ в Евросоюз и перспективы СМП.

Полезные ископаемые СПГ Северный морской путь
Мария Кутузова
8 ноября, 2022 | 14:04

Арктические энергопотоки
Фото: Torbein Rønning / Flickt / CC BY-NC-ND 2.0


Французская компания TotalEnergies продолжает импорт из арктического региона сжиженного природного газа. Евросоюз остается ключевым импортером СПГ из России. Поставки российского сжиженного природного газа в январе-августе 2022 года выросли на 15% по сравнению с тем же периодом прошлого года. К концу сентября текущего года около 40% российского СПГ экспортировалось в Европу. 

Франция в 2022 году «сместила» с первого места Японию и стала крупнейшим импортером сжиженного природного газа из России. Среди остальных покупателей российского СПГ можно отметить Испанию, Нидерланды и Бельгию. На европейские рынки приходились в текущем году поставки порядка тридцати газовозов из РФ в месяц. Часть сжиженного природного газа из Франции после регазификации отправляется в Германию. 

В октябре этого года французская Technip Energies сообщила о выходе из проекта «Арктик СПГ 2»: компания планирует завершить этот процесс в первой половине 2023 года. В июле Technip в соответствии с санкциями ЕС, введенными в апреле текущего года на поставку ряда товаров и оборудования для производства СПГ, приостановила участие в проекте и взяла несколько месяцев на полный выход из-за условий контракта и заложенный сметы проекта. Technip Energies входила в консорциум с Saipem и «НИПИГАЗ» – компанию NovArctic – ЕРС-подрядчика «Арктик СПГ 2». Заключенный с нею ЕРС-контракт оценен в 11,2 млрд долларов. Из-за ухода европейских партнеров «НИПИГАЗ» останется единственным ЕРС-подрядчиком «Арктик СПГ 2». Зарубежные СМИ связывают дальнейшие перспективы проекта с зарегистрированной в Абу-Даби компанией Green Energy Solutions Project Management Services, которая займется консалтингом в области проектирования, управления и строительства новых производственных мощностей.

Проект предусматривает строительство трех очередей по производству сжиженного природного газа мощностью 6,6 млн тонн в год каждая, общей мощностью в 19,8 млн т СПГ в год. Инвестиции в проект оценены в 21,3 млрд долларов. Проект реализуется на ресурсной базе Утреннего месторождения. «НОВАТЭКу» в проекте «Арктик СПГ 2» принадлежит 60%, по 10% у французской Total, китайских CNPC и CNOOC, а также у консорциума японских компаний Japan Arctic LNG B.V. (консорциум Mitsui & Co и JOGMEC). «НОВАТЭК» ориентируется на запуск первой линии проекта в 2023 году, второй – в 2024 году, третьей – в 2026 году. 19 октября 2022 года китайское судно Xin Guang Hua с первыми модулями для второй линии «Арктик СПГ-2» пришло в Мурманск. 


14118062217_07beb634d0_k.jpg

Фото: Juan Carlos Martins / Flickr / CC BY-ND 2.0


«НОВАТЭК» с запасами 2,26 трлн кубометров газа на балансе рассчитывает достичь объемов производства сжиженного природного газа в 70 млн тонн к 2030 году, что ставит перед компанией задачу расширения ресурсной базы. По итогам третьего квартала 2022 года добыча углеводородов у «НОВАТЭКа» составила 155,6 млн баррелей нефтяного эквивалента. Общий объем реализации природного газа, включая СПГ, в третьем квартале 2022 года составил 16,19 млрд куб. м, что на 2,3% ниже аналогичного показателя за третий квартал 2021 года. В Российской Федерации было реализовано 14,26 млрд куб. м природного газа, что на 4,1% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Объемы продаж СПГ на международных рынках составили 1,93 млрд куб. м, увеличившись на 12,9%.

«НОВАТЭК» и «Росатом» договорились о сотрудничестве в сфере декарбонизации. Главный российский производитель СПГ будет приобретать электроэнергию, выработанную на ветроэлектростанциях «Росатома». Покупка «зеленой» электроэнергии будет способствовать снижению углеродного следа продукции «НОВАТЭКа» в соответствии с международными стандартами. Компании собираются развивать ветроэнергетические проекты в условиях Арктики. Меморандум о сотрудничестве, подписанный между двумя флагманами российского ТЭК, также предусматривает оценку возможности внедрения технических решений «Росатома» в процессах производства СПГ и низкоуглеродного водорода, аммиака, генерации и хранения электроэнергии. В сотрудничестве с МЧС «НОВАТЭК» приступил к созданию арктического центра в Сабетте на Ямале. Здесь к декабрю 2024 года будет создан комплексный аварийно-спасательный центр, оснащенный специальной техникой, предназначенной для работы в Арктике. «НОВАТЭК» рассчитывает ввести комплекс по перевалке сжиженного природного газа на Камчатке (Бухта Бечевинская) в эксплуатацию в конце 2023 года. Согласно планам, грузооборот порта в год может составить 22 млн тонн, а количество заходов в порт газовозов составит порядка сорока в месяц.

В 2021 году объемы поставок по Северному морскому пути выросли до 35 млн т. В начале августа 2022 года вице-премьер Александр Новак рассказал, что грузопоток по СМП к июлю превысил плановые показатели на 5%. Увеличить поставки удалось за счет реализации СПГ-проектов компании «НОВАТЭК», нефтедобывающих «Роснефти» и «Газпром нефти», реализации проекта Баимского горно-обогатительного комбината на Чукотке, а также планов компании «Норникель» по наращиванию объемов. В целом грузооборот морских портов Арктики увеличился на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг в январе-сентябре текущего года 72,9 млн т. Грузооборот портов Мурманск составил 41,7 млн т (+0,9%), Сабетта – 21,2 млн тонн (+4,2%), Варандей – 4,5 млн т (+30,0%) и Архангельск – 1,8 млн тонн (-25,8%). 


3106770035_db185bd5b1_k.jpg

Фото: Torbein Rønning / Flickr / CC BY-NC-ND 2.0


Рост связан с переориентацией поставок российских углеводородов на Восток: по СМП танкеры пошли в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Из азиатских стран в северные регионы поставлялись оборудование и материалы для строительства новых объектов в Арктике. Как сообщил вице-премьер, дальнейшее увеличение поставок по СМП потребует значительных усилий для расширения инфраструктуры по всему его маршруту. В ближайшей перспективе ожидается выбытие трех ледоколов, поддерживающих транспортные потоки на Северном морском пути. К 2030 году планируется строительство шести новых. 

Особое внимание уделяется дальнейшему развитию аварийно-спасательной инфраструктуры Севморпути, арктической спутниковой группировки для прогнозирования метеорологических и ледовых условий, обеспечивающей связь и интернет. 

Среди инфраструктурных проектов можно отметить: расширение морского канала в Обской губе для прохода крупнотоннажных судов, завершение строительство терминала Утренний, начало сооружения порта Бухта Север и угольного терминала Енисей, а также подготовку к возведению порта Наглейнын на Чукотке. 


***

Мария Кутузова, специально для GoArctic


далее в рубрике