Арктика на газе: инициатива с Запада и модернизация флота

Энергетика Северный морской путь
Виктория Бабаева
31 Октября, 2020 | 05:55
Арктика на газе: инициатива с Запада и модернизация флота
Фото: neftegaz.ru

 

Использование сжиженного природного газа (СПГ) в качестве судового топлива становится популярнее с каждым годом. Для Арктики переход судов на экологичный вид топлива – вопрос принципиальный, так как любой розлив дизеля или мазута в северных широтах представляет угрозу не только для региона, а для всей планеты. Но для перехода на СПГ нужна инфраструктура, вопрос о создании которой пока остаётся не до конца решённым.

Рост популярности СПГ связан с усиленным вниманием экологических и других международных организаций к вопросу загрязнения окружающей среды. Ставка именно на сжиженный газ делается из-за того, что у него, по сравнению с другими распространёнными сейчас видами тяжёлого топлива, есть такие преимущества, как отсутствие выбросов оксидов серы, твёрдых частиц, а также низкий уровень выбросов оксидов азота и оксидов углерода.

По прогнозу Международного энергетического агентства, рынок СПГ-бункеровки вырастет с 0,7 млрд кубометров в 2018 году до 50 млрд кубометров в 2040 году. Рост рынка СПГ-бункеровки будет связан с усилением запретов на использование тяжёлых видов судового топлива. В начале текущего года подкомитет Международной морской организации ООН (IMO) по предотвращению загрязнений согласовал поправки к конвенции MARPOL, которые предусматривают запрет на использование и перевозку тяжёлого судового топлива в Арктике с 1 июля 2024 года. Ожидается, что утверждены эти поправки будут уже весной 2021 года.

 

Фото: teknoblog.ru

 

Вынужденный спрос

Россия на данный момент является одним из крупнейших поставщиков СПГ на мировой рынок, ключевыми являются проекты «Газпрома» и компании «Новатэк». И интерес к вопросам использования СПГ в качестве судового топлива в последние годы в России усиливается, к тому же все международные запреты напрямую влияют не просто на внутреннюю деятельность России в Арктике, но также на развитие Северного морского пути в качестве международной магистрали.

Ещё в 2017 году специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов заявил, что в перспективе арктический флот перейдёт на сжиженный природный газ (СПГ). В 2018 году и президент РФ Владимир Путин отметил необходимость перехода судов на использование более экологичных видов топлива.

В этом году об использовании СПГ в судоходстве заговорили более предметно. В конце сентября в Аналитическом центре при Правительстве РФ прошло обсуждение проекта строительства бункеровочных баз СПГ в 15 российских портах (на Балтике, в акватории Чёрного моря и на востоке страны) и дальнейшем – к 2030 году – создании таких же баз в Арктике.

«Северный морской путь должен стать международным транспортным коридором, соответствующим опережающим экологическим требованиям. Бункеровка обеспечит сбыт продукции и привлечёт прогрессивных судовладельцев для операций в российской Арктике», – заявил на встрече советник Постпредства Республики Саха при президенте России Александр Климентьев.

Фото: neftegaz.ru

 

Груз прошлого

Предполагается, что имеющиеся предприятия по производству СПГ и те терминалы, которые планируется создать в ближайшее время на прибрежной территории, помогут упростить бункеровку судов в Арктике.

«Концепция «Ямал СПГ», включающая в себя сегодня три линии по производству СПГ, является достаточно устойчивой, позволяет обеспечить бесперебойное снабжение СПГ в периоды ремонтов, технического обслуживания или даже аварии на одной из производственных линий. После запуска четвертой линии «Ямал СПГ» и запуска «Арктик СПГ 2» надёжность снабжения СПГ достигнет высочайшего уровня», – говорится в материалах, подготовленных экспертами WWF Russia Алексеем Книжниковым и Александром Климентьевым.

По их словам, переход на СПГ позволит удовлетворять всем действующим и планируемым экологическим требованиям вплоть до 2050 года.

В целом, Россия имеет большой потенциал для того, чтобы перехватить СПГ-повестку и взять инициативу по продвижению использования экологичного топлива в Арктике. Однако, несмотря на возможности, связанные с производством СПГ, взять инициативу на себя не позволяет проблема с флотом.

«Не стоит забывать, что около 75% наших судов в Арктике ходит на мазуте и дизеле. Поэтому если и принимать подобное решение (о переходе на СПГ), то только учитывая этот факт», – прокомментировал директор Информационно-аналитического центра Проектного офиса развития Арктики (ИАЦ ПОРА) Игорь Павловский

Фото: Новатэк

 

Проблемы с переводом флота на СПГ связаны как с возрастом судов и их техническими особенностями, так и с финансированием, особенно со стороны негосударственных компаний. Введение ограничений на использование тяжёлого топлива и отсутствие решения по переводу флота на СПГ в итоге может привести к проблемам не только с реализацией инвестиционных проектов в Арктике, но также с Северным завозом. Решать проблемы с созданием сети заправок, а также с переводом флота на СПГ придётся, как это происходит и с другими проектами в Арктике, государству.

Государственная поддержка является «мировой практикой на начальном этапе развития рынка СПГ-бункеровки», заявил на заседании Аналитического центра при правительстве исполнительный директор Национальной газомоторной ассоциации Василий Зинин, и России в таких условиях нужна своя государственная программа по переходу на экологичное топливо.

Шанс на то, чтобы не идти на поводу у Запада и продвигать экологические инициативы самостоятельно, есть. Для этого нужна продуманная государственная программа и системная работа как по модернизации флота, так и по дальнейшему развитию газовых месторождений и созданию заправочной сети.

 

***

Виктория Бабаева, специально для GoArctic

далее в рубрике