Дноуглубление в Арктике подорожало в 4 раза из-за отсутствия отечественного флота, и КБ «Алмаз» представило свои проекты
Подходные пути к расположенным вдоль Северного морского пути портам и терминалам требуют проведения регулярных дноуглубительных работ

Самоотвозный трюмный земснаряд. Визуализация: КБ «Алмаз» (ОСК). Источник: sudostroenie.info
28–29 ноября.в Архангельске состоялся XII форум «Арктические проекты — сегодня и завтра», на котором обсуждались морская и береговая инфраструктура, строительство и обслуживание флота, нефтегазовые и горнорудные проекты, внедрение новых технологий. На одной из сессий форума исполнительный директор ООО «Строительная дноуглубительная компания» (СДК) Василий Стругов сообщил, что стоимость дноуглубления по отдельным проектам в западном секторе Арктики в 2023–2024 годах увеличилась практически в 4 раза и теперь достигает 3 тыс. рублей за 1 куб. м извлеченного грунта 2–3-й категории сложности, информировало ИАА «ПортНьюс».
Это удорожание произошло из-за отсутствия н флота и земснарядов отечественного производства, а привлечение техники и флота из «единственного доступного на текущий момент Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)» и привело к «колоссальной стоимости» дноуглубительных работ. Как подчеркнул исполнительный директор СДК, высокопроизводительного дноуглубительного флота в России сейчас нет. И отметил необходимость государственной поддержки на уровне профильных министерств (Минпромторга и Минтранса) и правительства РФ в этом вопросе.
В свою очередь начальник сектора отдела общесудовых специальных устройств, приводов и систем гидравлики Центрального конструкторского бюро ОСК «Алмаз» Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Александр Зеков представил на сессии «Инфраструктурные и логистические вызовы развития Российской Арктики» арктические проекты бюро, сообщает портал Sudostroenie.info.
Как отметил эксперт, Северный морской путь (СМП) на сегодняшний день является главной логистической артерией Арктики. И c учетом планов развития Северного морского пути потребность в ремонтном дноуглублении будет нарастать с каждым годом, потому что подходные пути к расположенным вдоль СМП портам и терминалам требуют проведения регулярных дноуглубительных работ.
Грунтоотвозная шаланда. Визуализация: КБ «Алмаз» (ОСК). Источник: sudostroenie.info
Представленный арктический проект грунтоотвозной шаланды типа Split с размещением ходовой рубки, энергомодуля и винто-рулевых колонок в стандартных морских контейнерах, по словам Александра Зекова, создавался под конкретный запрос заказчиков – недорогое в строительстве и эксплуатации плавсредство с максимальным импортозамещением. У данного проекта есть ряд дополнительных опций. Энергомодуль грунтоотвозной шаланды можно использовать как аварийный источник питания отдельно от самой шаланды, что особенно актуально в арктических условиях. Еще один дноуглубительный проект конструкторского бюро – самоотвозный трюмный земснаряд. Задача этого судна – поддерживать в работоспособном состоянии существующие судоходные пути.
Кроме того, в дни форума, в секции «Развитие судостроительной промышленности: арктический вектор», конструкторское бюро «Алмаз» представило еще ряд созданных непосредственно для арктических зон проектов ОСК. Среди них – проект импортозамещенного высокотехнологичного судна ледового класса ARC7 c ледопроходимостью до 1,7 метров сплошного льда.