Сейчас в Архангельске

12:36 -4 ˚С Погода
18+

Курс на Севморпуть: Россия занялась инфраструктурой в Арктике комплексно

Северный морской путь
Виктория Бабаева
27 декабря, 2019 | 19:34

Развитие Северного морского пути не закончится в 2024 году – кабинет министров строит планы по работе над северной водной магистрали куда дальше. Наконец у государства появился четкий план действий в Арктике на полтора десятилетия вперед, по крайней мере в инфраструктурном вопросе.

Российское правительство утвердило план развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП) до 2035 года, сообщил 23 декабря Росатом. Предполагается, что реализация плана позволит повысить привлекательность маршрута для международных перевозчиков, нарастить транзит по Севморпути, причем сделать всё безопасно, экологично и с расчетом на экономическую выгоду.

От каботажа до транзита

Комплексный план, утвержденный кабмином, разделен на три основных этапа – до 2024 года, до 2030 года и до 2035 года. Первый предполагает достижение показателей, прописанных в майском указе президента от 2018 года. В частности, речь идет в первую очередь о наращивании грузопотока по Севморпути до отметки 80 млн тонн. Пока что многие ставят под сомнение, что цель будет достигнута – общий объем перевозок в акватории СМП на 29 ноября 2019 года с начала года составил 27,6 млн тонн, что почти на 70% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. В планах увеличивать объемы за счет перевозок сырья – именно проекты «Новатэка», «Газрома», «Норникеля» и других крупных компаний могут приблизить грузооборот к желаемому показателю, но все же придется сильно постараться.

Второй этап, с 2025 по 2030 год, предусматривает формирование из Севморпути «круглогодичной транспортной системы, обеспечивающей базовые потребности потребителей транспортных услуг на всей акватории СМП». На данной ступенифактически многие механизмы уже должны быть выстроены – в первую очередь это касается ледокольной проводки, а также навигационно-гидрографического обеспечения и конечно, создания базовой части сети железных и автомобильных дорог, проходящих к портам и основного блока ледокольного флота. В противном случае речи об удовлетворении базовых потребностей идти не может.

К 2035 год Севморпуть должен стать уже элементом конкурентоспособности международного и национального морского транспортного коридора, способного, как отмечают в «Росатоме», эффективно обеспечивать любые потребности потребителей транспортно-логистических услуг». Говоря простыми словами, через 15 лет для Севморпути не должно остаться ничего невозможного. И несмотря на отсутствие в документе упоминаний о южном маршруте (через Суэцкий канал), между строк вполне определенно читается попытка выйти на путь борьбы с конкурирующим путем, став интересным для перевозчиков «международным» транспортным коридором.

Всех в дело

Чтобы добиться поставленной цели, проект развития инфраструктуры Севморпути решили проработать с разных сторон. В частности, за ближайшие 15 лет будет вестись работа не только по модернизации морских портов, но также по созданию необходимой сети железных и автомобильных дорог, обеспечению безопасности мореплавания, развитию ледокольного флота и много другого. Так, одной из профильных задач является обеспечение аварийно-спасательной и противопожарной готовности на СМП и в Арктической зоне для безопасности интенсивного судоходства. Она предусматривает увеличение аварийно-спасательного флота с 1 до 16 единиц, а также увеличение числа аварийно-спасательных центров до 8 точек.
Чтобы обеспечить безопасное судоходство крупнотоннажных судов и привести судоходные маршруты Севморпути к международным стандартам, в ближайшие годы планируется провести съемку свыше 300 тысяч км рельефа в акватории СМП, а также модернизировать существующие гидрографические суда, построить новые, в том числе лоймейстерские суда. Более того, ставится задача обеспечить независимость навигации от зарубежных систем – для этого планируется создать отечественную спутниковую группировку для ледового мониторинга и связи, разработать систему централизованного управления круглогодичным судоходством. Дело в том, что сегодня российские средства для поддержки устойчивой связи в высоких широтах и российские источники спутниковой информации о ледовой обстановке отсутствуют.

Что касается ледокольного флота, в плане говорится о введение в эксплуатацию к декабрю 2022 года двух серийных универсальных атомных ледокола проекта 22220, к декабрю 2024 года и декабрю 2026 года третьего и четвертого серийных ледоколов того же соответственно. К декабрю 2023 года должен быть продлен ресурс реактивных установок атомных ледоколов «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач», а к декабрю 2024 года – ядерных установок судов атомно-технологического обеспечения птб «Имандра», птб «Лотта» и хранилища ЖРО теплохода «Серебрянка». Три ледокола «Лидер» должны быть введены в эксплуатацию в 2027 году, 2030 году и 2032 году.

Также готовится работа по созданию энергетических мощностей, причем не только для объектов инфраструктуры СМП, но также для населения регионов. Планируется решить кадровый вопрос на флоте и, кроме этого, организовать систему медицинской помощи и эвакуации на Севморпути. На фоне активного обсуждения вопроса таянья льдов и влияния активных работ в регионе на окружающую среду, также в план вписано экологическое регулирование инфраструктурных проектов и судоходства на СМП в соответствии с мировыми стандартами. Но, ко всеобщему сожалению, это вовсе не даст гарантий, что Россия перестанет испытывать давление со стороны западных экологов.

Мировой конкурент

Одним из наиболее важных пунктов плана является блок об организационных мероприятиях по стимулированию развития грузопотока и международного транзитного судоходства по Севморпути. Он включает в себя формирование технико-экономических обоснований создания портов-хабов в Мурманске и и Петропавловске-Камчатском ( уже к концу 2020 года) для обслуживания «международный (в том числе транзитных) перевозок» и создания российского контейнерного оператора. Ранее «Росатом» в презентации для банков уже заявлял о намерении выступить контейнерным оператором, а именно работать с доставкой грузов из Юго-Восточной Азии в Европу по Севморпути. Как раз кстати оказалась сделка о приобретении доли в купившей «Трансконтейнер» группе «Дело».

Кроме этого, в контексте стимулирования грузопотока говорится о разработке механизмов господдержки, которая помогла бы обеспечить «глобальную конкурентоспособность» перевозок по Севморпути, а также о внедрении цифровых технологий для развития мультимодальных перевозок по акватории СМП. Но по-прежнему вопрос о том, насколько России нужен международный транзит на Севморпути, остается открытым.

Дело в том, что Россия как прибрежное государство во время международных рейсов обязана не только нести аварийно-спасательную готовность, оказывать услуги связи, сообщать навигационную гидрометеорологическую информацию, но также при необходимости ликвидировать разливы нефти и нести ответственность за любые непредвиденные ситуация. Взамен в случае тяжелой ледовой обстановки «Атомфлот» получает плату за ледовую проводку, лоцман – лоцманский сбор. Государство в результате получает лишь подоходный налог с лоцманского сбора, а средства, полученные «Атомфлотом» идут на содержания самого предприятия. И в данном случае колоссальные вложения могут не окупиться – по крайней мере, гарантий этому нет. Именно поэтому в данном случае куда разумнее выглядит использование Севморпути для развития внутренних арктических территорий России.

Но так или иначе тот факт, что план развития Севморпути наконец сформирован, и то, что документ является комплексным, где прописаны не отраслевые задачи, а единая концепция развития инфраструктуры с учетом смежных вопросов, уже является важным шагом для развития не просто СМП, но и всей Арктической зоны России. Причем вне зависимости от достижения глобальной задачи по захвату международного транзита.

***
Виктория Бабаева, специально для GoArctic
далее в рубрике