Сейчас в Мурманске

17:38 1 ˚С Погода
18+

Либо партизанить, либо жить за госсчет: развитие авиасообщения в Арктике

Без поддержки государства не обойтись

Транспорт и логистика
Виктория Бабаева
27 июня, 2020 | 05:33

Либо партизанить, либо жить за госсчет: развитие авиасообщения в Арктике
Фото: Борис Босарев, GeoPhoto


Транспортная инфраструктура в российских регионах Арктики пока не насколько развита, как хотелось бы и местным жителям, и бизнесу, работающему там. Единственным способом добраться в большинство населенных пунктов на Севере являются авиаперевозки. Но к данной сфере, несмотря на крупномасштабные планы федеральных властей по освоению северных территорий, по-прежнему остается много вопросов, без решения которых достичь поставленных целей вряд ли окажется возможным.


Авиация в тени

Сегодня, по разным данным, в Арктической зоне России порядка 80% пассажиров перевозится малой авиацией на местных воздушных линиях. Вертолеты для многих жителей северных регионов страны выступают единственным видом транспорта при перемещении из одного в другой населенный пункт. Как рассказал председатель правления в Ассоциация малых авиационных предприятий Сергей Детенышев, часть рынка при этом находится в серой зоне – то есть далеко не все перевозчики имеют допуск к коммерческой деятельности.

«У нас есть сертификационные требования к эксплуатации, и пройти процедуру и не разориться при этом, используя малые воздушные суда, сегодня практически невозможно», – заявил эксперт.
Дело в том, что требования ко всем перевозчикам являются одинаковыми – как к крупным авиакомпаниям с большим парком, так и к предприятиям малой авиации, подчеркнул он.
«Варианта два: либо партизанить, либо работать за счет бюджетных средств. Но это (выделение бюджетных денег) — единичные случаи», — заявил Сергей Детенышев.
В текущих условиях запросы населения по перевозкам, естественно, не покрываются, а ценообразование фактически остается бесконтрольным.

Ассоциация при поддержке правительств регионов, в том числе арктических, занимается проработкой вопроса по изменению законодательства. Основная цель – отмена сертификации и перевод рынка малой авиации в статус саморегулируемого. По словам Сергея Детенышева, в случае принятия изменений, рынок получит возможности для развития, дополнительные рабочие места, а северные территории станут более социально-привлекательными за счет развитой транспортной доступности.

«Основная задача – минимизировать стоимость услуг, развить бизнес и при этом добиться приемлемого уровня безопасности полетов, безусловно», — подчеркнул эксперт.
 

Балакин Вадим _blk2121650.jpg

Фото: Вадим Балакин, GeoPhoto


Большое дело

Налаживание доступных для жителей круглогодичных магистральных, межрегиональных и региональных авиаперевозок входит в число одной из основных задач социального развития Арктической зоны России – об этом упоминается в указе об утверждении основ госполитики России в Арктике до 2035 года, подписанном президентом России Владимиром Путиным в марте текущего года. Отраслевые эксперты полагают, что реализовать эту идею возможно, но лишь при одном условии – наличии федерального финансирования.

«Какой-то абсолютный минимум, который сегодня необходим, выполняется. Но если есть планы по развитию региона, то, конечно, надо развить транспортную инфраструктуру. Как показал опыт, развить инфраструктуру на крайнем Севере возможно в одном случае – если федеральные власти будут все это финансировать. На коммерческой основе сделать это невозможно», — рассказал GoArctic генеральный директор консалтинговой фирмы «Инфомост» Борис Рыбак.
Это связано с тем, что вложения в инфраструктуру, а также в налаживание самих перевозок окажется неокупаемым из-за отсутствия необходимого для этого пассажирского и грузового трафика, отметил эксперт.

Так, по его словам, в Западной Сибири подобная схема развития авиасообщения отрабатывается уже несколько десятилетий. Федеральные и региональные власти поддерживают перевозчиков, выступая в ряде случаев их владельцами или совладельцами. Чтобы снизить нагрузку на бюджет, перевозчики занимаются в том числе коммерческой деятельностью, приносящей прибыль. В таком симбиозе местного и федерального финансирования данная система оказывается эффективной, рассказал эксперт.


Кузнецов Никита_niku2102000072 (1).jpg

Фото: Никита Кузнецов, GeoPhoto


Как отметил Борис Рыбак, финансовая поддержка со стороны государства нужна как операторам арктических аэропортов, так и авиакомпаниям и авиаотрядам. В настоящий момент в России реализуется федеральный проект «Развитие региональных аэропортов и маршрутов», которые также затрагивает реконструкцию аэропортов в Арктике. Планируется, что реконструкция 7 из 15 аэропортов Арктической зоны стартует уже в 2021 году, оставшихся четырех – в 2022 году. Что касается авиакомпаний, власти регионов Севера стараются поддерживать существующие организации (некоторым компаниям, например, авиакомпании «Якутия», была оказана помощь в том числе для преодоления последствий коронакризиса). Кроме этого, уже не раз звучали предложения по созданию новых авиакомпаний. Так, например, весной 2019 года Архангельская область и Ненецкий автономный округ объявили о планах создать межрегиональную авиакомпанию «Арктика» и предприятие «Аэропорты Арктики». Но существенного прорыва, несмотря на множество инициатив, пока не отмечается.

Освоение Арктики, развитие данного региона и создание для жителей Севера комфортных условий жизни невозможно без транспортной составляющей. Оставить всё на самотек возможно, но в этом случае Арктику ожидает лишь отток населения и полная утрата социальной привлекательности региона.


***

Виктория Бабаева, специально для GoArctic

далее в рубрике