Меридиан застрял в широтах: что мешает созданию новой железной дороги в Арктике

Транспорт и логистика
Виктория Бабаева
1 Июня, 2021 | 06:28
Меридиан застрял в широтах: что мешает созданию новой железной дороги в Арктике

Фото: Анатолий Грузевич / GeoPhoto


В ближайшие 15 лет на территории России должен появиться ещё один транспортный коридор — «Сибирский меридиан». Эта дорога будет соединять порты Тихого и Индийского океанов с Северным морским путем, а также она поможет усилить международные связи и развить Арктику. Но пока что это только ожидания. Сомнений насчет проекта пока куда больше, чем реальных дел. 

В октябре 2019 года, выступая на пленарной сессии заседания клуба «Валдай», президент России Владимир Путин в контексте развития торговли и промышленной кооперации с азиатскими странами заявил о «перспективном маршруте» — Арктика–Сибирь–Азия. Менее чем через год, весной 2020 года, стало известно о готовности концепции строительства транспортного коридора «Сибирский меридиан». Тогда же появилась конкретика: детали проекта, его примерная стоимость и сроки — 2035 год. Ещё спустя год, уже после разгара пандемии, новых данных и четкого плана не появилось. Профильные эксперты считают, что с учётом нынешних условий дорога не будет построена ни к 2035, ни, возможно, даже к 2040 году. 


Земля мегапроектов

«Сибирский меридиан», по задумке, должен представлять собой двухпутное электрифицированное железнодорожное кольцо, которое соединит Салехард, Надым, Уренгой, Сургут, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Ярославль и Обскую. В числе ключевых задач проекта: разгрузка Транссибирской магистрали, освобождение пути для пассажирского движения. Кроме того, появление новой дороги позволит развить Арктический транспортный узел и обеспечить транспортной инфраструктурой кластеры Ангаро-Енисейского региона.

«Ангаро-енисейский макрорегион имеет все предпосылки стать мощным мультимодальным транспортным хабом. Реализация концепции «Сибирский меридиан» позволит кардинально изменить экономику и логистику грузовых железнодорожных перевозок с сокращением сроков перевозок не за счёт сокращения длины маршрутов, а за счёт сокращения времени движения поездов по маршруту», — уверен технический директор ООО «ЯмалТрансСтрой» Владимир Нак.

chuttersnap-eqwFWHfQipg-unsplash.jpg

Фото: CHUTTERSNAP / Unsplash


Но основная цель всё же чуть шире — она заключена в налаживании регулярных наземных перевозок грузов между югом и севером — портами Индийского и Тихого океанов и портами Севморпути. Всё это необходимо для выстраивания плотного экономического партнерства между Россией и странами Азии. Это является «основой для выстраивания равноправных, направленных в будущее политических отношений» — именно с этих слов на «Валдае» в 2019 году Владимир Путин начал речь о новых транспортных проектах на территории страны. 

«Трансграничные, транснациональные транспортные артерии служат ключом, стимулом к выстраиванию отношений, основанных не только на естественной конкуренции, но и, что очень важно, на солидарности. Потому что, если не будет политической или экономической стабильности в одной из стран, через которую проходит маршрут, не заработает и вся цепочка. И поэтому соседи естественным образом должны стремиться к процветанию друг друга», — заявил Владимир Путин.

Для России как для страны, которая располагается между главными мировыми рынками — Китаем и Евросоюзом — и при этом сама не вызывает у иностранных игроков существенного интереса, идея развития на своей территории транспортных маршрутов для доставки товаров в обоих направлениях является одной из немногих возможностей вписаться в эту глобальную экономическую игру. 


Части без целого

Стоимость строительства «Сибирского меридиана» предварительно оценивается в сумму 4,9 трлн рублей, со ссылкой на источники в 2020 году сообщила газета «Коммерсант». Этот проект будет включать в себя несколько других магистралей, то есть дорога будет строиться не с нуля (если дороги, входящие в состав проекта, конечно, будут построены раньше). В «Сибирский меридиан» войдёт участок Кызыл—Курагино, ветки Сосногорск—порт Индига, Уренгой—Норильск, Нижневартовск—Белый Яр—Лесосибирск—Ярки—Усть-Илимск, Лесосибирск—Игарка, а также Северный широтный ход (Обская—Салехард—Надым—Хорей) и Северный широтный ход-2 (Бованенково—Сабетта). 

На данный момент статус у всех участков разный: какие-то отрезки «Меридиана» находятся только на уровне идеи, по «Северному широтному ходу» уже подписано концессионное соглашение, мост через реку Надым уже введен в эксплуатацию. Но в целом уровень проработки пока слишком низкий. 


Грузевич Анатолий akg210105175.jpg

Фото: Анатолий Грузевич / GeoPhoto


В 2019 году президент России заявлял о том, что ради скорейшего создания «Сибирского меридиана» строительство подходов к порту Сабетта (ветка Бованенково—Сабетта) и магистрали «Северный широтный ход» будет ускорено, но на деле добиться этого не удается. Владимир Путин в ходе ежегодного послания Федеральному Собранию в 2021 году подчеркнул, что работа над СШХ ведется уже давно, и проект пора запускать, так как для этого «есть все возможности».

После послания губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов представил проект СШХ заместителю председателя правительства России Марату Хуснуллину, который порекомендовал главе региона реализовать проект с использованием инфраструктурных кредитов. Профильные эксперты полагают, что активность относительно строительства СШХ в ближайшее время будет только медийная. Несмотря на важность проекта заинтересованных игроков, готовых вложиться в него, не находится. В 2020 году РЖД пересмотрели проект инвестиционной программы до 2023 года, на Северный широтный ход было выделено всего 4,7 млрд рублей вместо 96,6 млрд рублей, прописанных в документе ранее. В приоритете у компании другие проекты, и Арктики они не касаются. 


Перспектива на далёкое будущее

«Сибирский меридиан» эксперты в один голос называют интересным и важным проектом, причём как для Арктики, так и для России в целом. Но в нынешних реалиях, несмотря на потенциальную пользу от новой магистрали и её глобальную значимость, задача по строительству новой дороги до 2035 года кажется практически невыполнимой.

«Перспективно проект очень заманчивый, но как всегда всё упирается в финансирование. Практически со всеми инфраструктурными проектами в Арктике начинаются проблемы, когда дело переходит с обсуждения планов на поиск реальных инвесторов», — прокомментировал директор Информационного-аналитического центра Проектного офиса развития Арктики (ИАЦ ПОРА) Игорь Павловский.

Это касается и «Северного широтного хода», и «Белкомура» (Белоре море—Коми—Урал), и портовых проектов. Но такова реальность: строить в Арктике тяжело и дорого, а сроки окупаемости на Севере исчисляются порой десятками лет. Главным двигателем развития Арктической зоны в вопросах инфраструктуры может выступать и выступает государство. Но до «Сибирского меридиана» руки пока что не доходят. 


droneflyernick-Bb7JsH0pB1s-unsplash.jpg

Фото: DroneflyerNick / Unsplash


«Основным маркером успешности инфраструктурного проекта является то, включен ли он в План развития магистральной инфраструктуры до 2024 года и в долгосрочную программу развития ОАО «РЖД» до 2024 года или нет. «Сибирского меридиана» нет ни в одном из этих документов», — отметил президент Института исследований проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.

По его словам, до 2024 года активных действий по созданию нового транспортного коридора, скорее всего, мы не увидим. Это, в свою очередь, значит, что к 2035 году магистраль построена не будет.

«Для того, чтобы «Сибирский меридиан» был готов к 2035 году, нужно начинать что-то делать уже сейчас. Со стороны государства и крупнейших российских компаний живого интереса к проекту пока нет — деньги не выделены. Попытаться что-то сделать может менее крупный бизнес, но при нынешней финансовой неопределенности, в том числе из-за пандемии, это маловероятно», — отметил эксперт.

Список перспективных, но не реализованных проектов в Арктической зоне постепенно пополняется. Виной тому большая нагрузка и наличие других более насущных проблем. И это будет продолжаться до тех пор, пока Арктика наконец не перейдёт из категории второстепенных направлений в число основных. 


***
Виктория Бабаева, специально для GoArctic

далее в рубрике