Норвежско-китайская дружба и новый ледокол Пекина: зарубежные СМИ об Арктике

Нероссийская Арктика
Денис Ивановский
1 Июня, 2020, 08:32
Норвежско-китайская дружба и новый ледокол Пекина: зарубежные СМИ об Арктике
Фото sudostroenie.info

Норвегия против США

Норвежское издание High North News ответило претензиям США в отношении сотрудничества Пекина и Осло, сославшись на официальных представителей скандинавской страны.

«Мы не считаем Китай угрозой для НАТО. Тем не менее, Альянс должен учитывать растущую роль Пекина на международной арене», - заявил государственный секретарь, заместитель министра иностранных дел Норвегии Аудун Халворсен.

Представители Госдепартамента США не раз критиковали китайскую кампанию в Арктике, которая, по их мнению, бросает вызов интересам как Норвегии, так и всего Запада на Крайнем Севере. Вашингтон обвиняет Пекин в заигрывании с норвежскими властями, в частности – вокруг Киркенеса и его инфраструктуры.


Порт Киркенес Фото Mathis Heibert

Пекин действительно смотрит на Норвегию как на стратегического арктического партнёра, признавая важность норвежского Киркенеса в качестве будущего хаба Северного морского пути. Однако норвежский истеблишмент не разделяет позицию США и не видит никакой китайской угрозы в сотрудничестве с Поднебесной.

Политики в Осло действительно отмечают тенденции к усилению конкуренции за власть в мире. Однако Арктика в этой картине – далеко не центральный элемент. Китайская активность в регионе все ещё сильно ограничена. Крайний Север по-прежнему характеризуется низкой напряженностью и предсказуемостью, заявляют в норвежском внешнеполитическом ведомстве.

После нормализации политических отношений между Норвегией и Китаем в 2016 году, восстановив дипломатические связи и прервав шестилетний период разногласий и недопониманий, Китай сделал ставку на сотрудничество с норвежскими территориями. При этом МИД Норвегии всегда был в тесном контакте с местными властями по вопросу сотрудничества с Пекином. Это позволило обеспечить общее понимание проблем, а также сформировать единую норвежскую политику на Крайнем Севере, в том числе в отношении своего партнёрства с Китаем.

Несомненно, Норвегия держит дистанцию в вопросах военно-стратегического и политического взаимодействия в отношении Китая.  Осло поддерживает общее сотрудничество с НАТО, участвует в учениях вместе с союзниками у своего северного побережья. Нет никаких сомнений в том, что норвежские власти по-прежнему отстаивают полный суверенитет как на суше, так и на море, отмечает издание. В Норвегии существует объединенный центр военных действий НАТО в Йотто, однако он является частью командной структуры НАТО, но никак не военной базой.

Издание заключает, что в скором времени норвежско-китайское сотрудничество перестанет быть столь гладким, учитывая геополитические интересы Пекина. Осло продолжает инвестировать в стратегические возможности, укрепляя норвежскую и союзную безопасность на Крайнем Севере. Кроме того, Норвегия продолжает обновлять свой воздушный флот для патрулирования арктических вод. Влияние США и НАТО, в конечном итоге, могут преломить норвежкою позицию и внести Китай в список арктических угроз.

 

 

«Северный дракон» в Арктике

Пекин продолжает курс на экспансию арктических вод, развивая свой ледокольный флот. Новый ледокол, впервые полностью построенный в Китае, скоро будет готов к своей первой экспедиции. Об этом сообщает китайское издание «Синьхуа» (Xinhua).

«Снежный дракон 2» (Xuelong 2), первый китайский полярный ледокол, в настоящий момент находится на верфи технического обслуживания после своей очередной антарктической экспедиции. Испытания проходили в рамках будущего запуска ледокола в арктические воды, где его будут использовать как научно-исследовательское судно.

Техническое обслуживание судна, а также некоторые доработки, должны завершиться к середине июня этого года. Судну планируют укрепить конструкцию корпуса, а также усовершенствовать энергосистему для успешных арктических экспедиций.

К «Снежному дракону 2» присоединится старое исследовательское судно «Снежный дракон» (Xuelong), благодаря чему два ледокола будут работать в условиях вечного льда в тандеме.

«Снежный дракон» долгое время был единственным ледоколом страны. Он был построен в 1993 году на украинской верфи и передан Пекину в 1994 году. За время своей службы «Снежный дракон» совершил поход по Северному морскому пути в 2012 году, добравшись до Исландии. На то время ледокол стал первым китайским судном, которое прошло маршрут Севморпути.

Дизель-электрический ледокол «Снежный дракон 2» был спущен на воду в сентябре 2018 года и уже успел совершить несколько экспедиций в Антарктику. Последняя экспедиция стала завершающей в рамках подготовки судна к его первой арктической экспедиции.  Ледокольная способность «Снежного дракона 2» может непрерывно разбивать лед толщиной 1,5 метра со скоростью от 2 узлов (3,7 км/ч) до 3 узлов (5,5 км/ч).

   
далее в рубрике