Новая жизнь «Печора СПГ»: производство метанола и перспективы Индиги

Полезные ископаемые
Виктория Бабаева
12 Декабря, 2020, 05:49
Новая жизнь «Печора СПГ»: производство метанола и перспективы Индиги
Источник: magazine.neftegaz.ru

В Ненецком автономном округе в ближайшие пять лет может появиться комплекс по производству и перевалке метанола. Такие планы намерены реализовать новые владельцы проекта «Печора СПГ» – экс-депутат Госдумы Виталий Южилин и его партнёры, Геннадий Миргородский и Дмитрий Озерский. Каковы перспективы и риски нового арктического проекта – в материале GoArctic.

 

В поисках владельца

Компания «Печора СПГ», ранее принадлежавшая группе Alltech (основанной Дмитриев Босовым), перешла под контроль бизнесмена, бывшего депутата Государственной думы Виталия Южилина (он стал собственником 50% компании), а также его партнёров – Геннадия Миргородского и Дмитрия Озерского (оба контролируют по 25% компании) – через группу «РусХим». Новым генеральным директором «Печоры СПГ» стал Кирилл Цветаев, который с августа 2019 года выступает также главой ООО «Универсальный морской порт Индига». Как ранее сообщала газета  «КоммерсантЪ», стоимость сделки составила порядка $100 млн долл. 

Проект «Печора СПГ» первоначально подразумевал разработку двух месторождений, Кумжинского и Коровинского, создание «газотранспортной инфраструктуры», а также строительство установки комплексной подготовки газа (УКПГ) и завода по сжижению газа.

Предполагалось, что из Ненецкого автономного округа СПГ будет поставляться за рубеж, но самостоятельно добиться лицензии на экспорт газа группе Alltech не удалось, поэтому в 2015 году проект перешёл под контроль «Роснефти». Однако осенью 2018 года «Роснефть» покинула проект (он вернулся Alltech) из-за «отсутствия перспектив развития» – лицензия на экспорт газа так и не была получена. О проекте стало практически не слышно, а с конца 2019 года сайт «Печора СПГ» перестал обновляться. 

Группа «РусХим» намерена инвестировать в проект более 200 млрд рублей, но видит «Печора СПГ» немного иначе, чем предыдущие владельцы. Компания готовится создать в НАО газохимический комплекс глубокой переработки природного газа в метанол. Ранее завод по производству метанола компания планировала создать в Ленинградской области, но после покупки «Печора СПГ» ситуация изменилась. Инвестор собирается добывать до 2 млрд кубометров природного газа в год к 2025 году, и около 4 млрд кубометров в год к 2027 году.

 

zavod.jpg

Источник: nvinder.ru

 

Арктика под градусом

Метанольная отрасль является одной из наиболее динамично развивающихся в мире. По прогнозам экспертов Vygon Consulting, в 2025 году спрос на метанол увеличится до 122 млн тонн в год. Для сравнения, в 2017 году этот показатель был равен 76 млн тонн.

Основным импортёром метанола на данный момент является Китай. Там вещество используют в производстве формальдегида, пластиков, красок, клеев и другой продукции. Россия по итогам 2019 года входит в топ-5 стран-экспортёров метанола с долей 10,3% ($518 млн), уступая Нидерландам, США и Саудовской Аравии. Так что создание завода в НАО может вписаться в современный тренд, как и ряд других заявленных проектов по строительству предприятий по производству метанола на территории России.

Что касается экологической стороны вопроса: хотя метанол является ядом, и производственные мощности проекта «Печоры СПГ» будут находиться в Арктической зоне, особенно чувствительной к антропогенному воздействию территории, предприятие вряд ли будет представлять существенную угрозу для региона, считает руководитель Северо-Западной общественной экологической организации «Зелёный Крест» Юрий Шевчук.

«Метанол – известный яд, и не должен попадать в окружающую среду и, особенно, в организм человека. Отходы (выбросы) от производства метанола есть, но не такие значительные, как, например, от переработки тяжёлых фракций углеводородов», – прокомментировал Юрий Шевчук.

Метанол является одним из компонентов омывателей для стёкол автомобилей именно потому, что достаточно быстро разрушается в окружающей среде, отметил эколог. Метанол также используют и для очистки сточных вод – для разложения нитратов на очистных сооружениях.

«У Ненецкого автономного округа есть много более значительных экологических проблем. На его территории находятся полигоны для сбрасывания отделяющихся ступеней космических ракет, взлетающих с космодрома в Плесецке. Ежегодно, наряду с металлоломом, на каждый полигон сбрасывается несколько тонн высокотоксичного ракетного топлива. Оно накапливается в растениях, грибах, в рыбе, в ягеле, который едят олени, в оленьем молоке», – рассказал Юрий Шевчук.

Космодром Плесецк. Источник: Михаил Воскресенский/РИА Новости

 

Так что при соблюдении всех экологических требований и отсутствии аварийных ситуаций, завод не должен нанести урон НАО. Появятся ли с созданием предприятия новые рабочие места непосредственно для местных жителей (а не для приезжих) и каким окажется объём поступлений в местный бюджет от нового предприятия – вопрос пока открытый. 

 

Выход к морю

Помимо завода по производству метанола, в планах Виталия Южилина и его партнёров числится строительство газопровода до побережья Баренцева моря для поставок газа за пределы региона (не исключается, что и за пределы страны). Как писал «Коммерсантъ», уже через пять лет Кумжинское и Коровинское газоконденсатные месторождения будут связаны с поселком Индига (находится также в Ненецком автономном округе) газопроводом. Некоторые источники также сообщают, что газопровод может быть протянут до Нарьян-Мара, но официальных подтверждений этой информации пока не было. 

Пока что речь идёт о перегрузочном комплексе, и не до конца понятно, в каком именно виде он будет существовать – будет это понтон, дебаркадер или полноценный порт с причальной стенкой. В любом случае, появление какого бы то ни было терминала в районе Индиги заставит местных чиновников вновь заговорить о глубоководном порте, идея создания которого продвигалась последние несколько лет. 

 

7e23e408df03b9e0621c0e62c6589e4d.jpg

Индига. Источник: visitnao.ru

 

Проект строительства глубоководного порта Индига в Ненецком автономном округе обсуждается уже не первый год, но до реальных действий дело до сих пор не дошло. Индигу пытались включить в проект железнодорожной магистрали «Белкомур», строительство которой отложено на неопределённый срок. После коронакризиса и отсрочки реализации даже такого проекта как железнодорожная магистраль Северный широтный ход, создание Белкомура и Индиги кажется ещё менее реалистичным, чем раньше. К тому же экономическая эффективность создания порта в Ненецком автономном округе по-прежнему не является очевидной. 

«Индига имеет ряд существенных недостатков: отсутствие железной дороги до будущего порта, а также отсутствие инфраструктуры и трудовых ресурсов», – прокомментировал директор Информационно-аналитического центра Проектного офиса развития Арктики Игорь Павловский.

По его словам, строительство порта в этом населённом пункте малореально.

«Во-первых, в Индигу надо завозить всё: от стройматериалов и строителей, до специалистов, которые будут способны эксплуатировать этот порт. Сейчас это небольшой посёлок с населением менее 500 человек. Понятно, что власти НАО стремятся “продать” под порт эту депрессивную территорию, но строительство для любого инвестора там будет не просто золотым, а бриллиантовым».

Эксперт уверен, единственное, что может подтолкнуть к созданию перевалочного пункта именно в Индиге – это «сумасшедшие местные льготы и жёсткие экологические требования».

 

***

Виктория Бабаева, специально для GoArctic

далее в рубрике