О чём говорили на стратсессии по вопросам развития АЗРФ: мерзлота, мастер-планы, судостроение, СМП, промышленность, социалка
Стратегическая сессия о развитии Арктической зоны Российской Федерации 22 октября прошла в Москве
Кировск Мурманской области. Фото: Вадим Штрик / Фотобанк ПОРА
22 октября в правительстве РФ прошла стратегическая сессия «О развитии Арктической зоны Российской Федерации», где главы арктических регионов, федеральных министерств и ведомств обсудили ход исполнения Плана реализации Стратегии развития Арктики до 2035 года, а также новые стратегические инициативы. Стратегическую сессию, проведённую премьер-министром Михаилом Мишустиным, предварило заседание Госкомиссии по вопросам развития Арктики, прошедшее в начале октября под руководством заместителя председателя правительства – полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрия Трутнева, о чём писал GoArctic.
На стратегической сессии Михаил Мишустин озвучил тему обсуждения – вопросы развития Арктической зоны России, её стратегическую значимость практически для всех направлений – экологического, ресурсного, технологического, передает пресс-служба правительства РФ.
Юрий Трутнев и глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков доложили Михаилу Мишустину о реализованных на первом этапе Плана инфраструктурных и социальных проектах, объемах привлеченных инвестиций, а также представили предложения по новым инициативам, информирует пресс-служба Минвостокразвития.
«В целях ускорения развития АЗРФ Правительством России разработана и 26 октября 2020 года принята Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Реализуя стратегию, были открыты три арктических ТОР. Создана самая большая особая экономическая зона. Внедрен режим «арктического гектара» и ипотеки. В 2023 году принят Закон о Северном завозе. Утвержден перечень опорных городов. Большую работу еще предстоит сделать. В первую очередь в части создания инфраструктуры Северного морского пути. Для нормативного обеспечения деятельности в Арктике принято 13 Федеральных законов, 7 Указов Президента России. – заявил Юрий Трутнев. – Сегодня в Арктику вложено 568 млрд рублей частных инвестиций. Введено в эксплуатацию 242 предприятия. Создано 16 тыс. рабочих мест».
«Главным вызовом, на который мы отвечали на первом этапе, стало повышение предпринимательской привлекательности Арктики. С 2020 года удалось создать уникальные условия для ведения бизнеса. Суммарный объем реализуемых в Арктике инвестпроектов уже превысил 30 трлн рублей. И вся работа по инфраструктурному и социальному развитию Арктической зоны направлена на то, чтобы эти инвестиции состоялись. В результате будет создана новая доходная база для экономики России на десятилетия вперед», – подчеркнул глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков.
Социалка
В Арктике работает программа льготной ипотеки под 2% и программа «Гектар», по которой люди смогли бесплатно получить уже более 8 тысяч земельных участков. Единая субсидия помогла построить или отремонтировать более 60 социальных объектов. На сессии по аналогии с Дальним Востоком в Арктике предложено создать фонд доступного арендного жилья и ввести новый стандарт строительства «Арктический квартал», сократить число пустующих жилых помещений.
Мастер-планы
Мастер-планы 16 опорных арктических агломераций, имеющих стратегическое значение для обеспечения экономического развития Арктики и логистики Северного морского пути, разрабатывались в соответствии со Стратегией развития Арктики до 2035 года и одновременно учитывали мнение жителей о приоритетах развития. «Работа еще не завершена, – отметил глава Минвосстокразвития. – Определяем приоритеты и источники финансирования. По предварительной оценке, до 2/3 средств поступят из внебюджетных источников. В первую очередь это инвестиции в создание новых предприятий».
Северный Морской путь
По словам Юрия Трутнева, важнейшим для развития Арктики является проект Северного морского пути, который связывает арктические регионы и создает условия для их дальнейшего экономического развития: «1 августа 2022 года Правительством по поручению Президента утвержден План развития СМП до 2025 года. Он предусматривает почти 150 мероприятий с общим объемом капитальных вложений более 1,7 трлн рублей. Работа по реализации Плана Правительством ведется. Строятся ледоколы, вспомогательные суда, порты и терминалы. Создается спутниковая группировка», – сказал Юрий Трутнев.
300 млн рублей до конца текущего года на прошлой неделе выделило правительство для обеспечения Северному Морскому пути регулярных перевозок, – рассказал на сессии Михаил Мишустин.
Но в то же время Юрий Трутнев перечислил существующие проблемы: «Первое. Стоимость кредитов, высокая доля использования ресурсов “Росатома” в финансировании новых ледоколов при расчете экономической модели функционирования СМП делает неконкурентоспособными тарифы на ледокольное сопровождение. Второе. При дефиците грузового флота ледового класса не менее 70 судов мощность российских верфей позволяет построить до 2030 года только 16. Третье. Не определены источники финансирования по проекту Северного широтного хода, железной дороги к Западному транспортно-логистическому узлу в Мурманской области. Существует дефицит финансирования строительства спутников, центров размещения подразделений МЧС, создания системы экологического мониторинга».
Северный завоз
В 2024 году вступил в силу Федеральный закон «О северном завозе», призванный сделать доставку грузов надежнее и быстрее, повысить доступность жизненно важных товаров. Определен федеральный координатор северного завоза, разрабатывается государственная информационная система. Подготовлен проект акта об определении Единого морского оператора.
Мерзлота и наука
«Изменения климата в Арктике создают долгосрочные угрозы для инфраструктуры городов и предприятий. Предлагаем консолидировать усилия по поиску технологий мониторинга и реагирования на риски, связанные с растеплением многолетней мерзлоты. Для начала нужно создать реестр таких технологий, собрав все наработки науки, бизнеса и арктических городов», – сказал Глава Минвостокразвития. Среди инициатив по теме – создание в Арктике международного научно-исследовательского центра с участием стран BRICS.
Кроме всего перечисленного, на сессии были предложены также новые модели эффективной логистики в Арктике, расширение возможностей судоходства, способы обеспечения медицинской помощью труднодоступных и удаленных населенных пунктов, прежде всего опорных арктических городов, создание региональных центров мобильных медицинских бригад и внедрение телемедицины. В сфере образования – создание современных мастерских на базе колледжей. «Инвестиционные проекты, которые реализуются в Арктике, в части кадровой потребности предъявляют большой спрос на специалистов со средним профессиональным образованием. Это 70% всей кадровой потребности. За последние три года количество студентов колледжей в Арктике увеличилось на 2,5 тыс. человек», – пояснил Алексей Чекунков.
По итогам сессии глава Минвостокразвития отметил, что главы арктических регионов, федеральных министерств и ведомств на встрече обсудили результаты работы по первому этапу Плана реализации Стратегии развития Арктики, учли сделанное и выяснили, какие новые проблемы предстоит решать.