Юрий Трутнев провёл заседание Госкомиссии по вопросам развития Арктики, в повестку вошли все ключевые арктические темы
Обсуждались арктическое судостроение, грузопоток Севморпути, планы по опорным населённым пунктам АЗРФ, организация северного завоза

Фото: Сергей Курников / GeoPhoto
Заместитель председателя правительства – полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев 4 октября провёл заседание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. В повестку вошли вопросы разработки программы арктического судостроения в целях обеспечения грузопотока Северного морского пути, обсуждение комплексного развития опорных населённых пунктов Арктической зоны Российской Федерации, хода реализации северного завоза, – информирует пресс-служба правительства РФ.
Арктическое судостроение
Разработана концепция программы развития отечественного арктического судостроения на долгосрочную перспективу. «В основе концепции лежит определение уполномоченного лица, ответственного за координацию строительства арктического флота. Концепция предполагает дополнительные механизмы развития Севморпути, направленные на увеличение мощностей для строительства грузового флота, численности отечественных верфей, создание судового комплектующего оборудования российского производства, стандартизацию проектов судостроения. Такой формат взаимодействия позволит отечественным верфям нарастить соответствующие компетенции в области строительства такого типа судов», – сказано в сообщении.
Опорные населённые пункты Арктической зоны
Проект по улучшению качества городской среды развёрнут в 16 опорных агломерациях Арктической зоны, где живёт более 1,5 миллиона северян; для них разработаны мастер-планы, реализация которых направлена на улучшение качества среды для жизни, прирост инвестиций в основной капитал, повышение доли туристской отрасли. Минвостокразвития рассмотрело более 250 предложений арктических регионов и наряду с подготовкой и реализацией мастер-планов видит своей задачей внедрение и тиражирование лучших практик жизни на Севере. Долгосрочные комплексные планы социально-экономического развития опорных агломераций до 2035 года. находятся на рассмотрении в федеральных органах исполнительной власти.
Северный завоз
В повестку вошло обсуждение хода реализации северного завоза – соответствующий закон был принят в прошлом году, и федеральным координатором назначено Минвостокразвития: «В субъектах определены региональные координаторы. Утверждён перечень территорий и перечень грузов северного завоза первой категории (грузы жизнеобеспечения). В отношении таких грузов регионы наделены правом вводить регулирование цен и создавать стратегический запас. Создано централизованное планирование северного завоза на федеральном уровне. Определена опорная транспортно-логистическая инфраструктура северного завоза. Опорная сеть включает 346 объектов, необходимых для обеспечения регулярного, бесперебойного снабжения территорий северного завоза. Это 149 автомобильных дорог, 129 железнодорожных станций, 21 морской порт, 17 рек, 15 речных портов, 15 аэропортов. Сейчас рассматриваются предложения регионов о включении в перечень дополнительных объектов».
Работает оперативный штаб по мониторингу доставки социально значимых грузов по железной дороге: ежемесячно формируется план железнодорожных перевозок грузов жизнеобеспечения, благодаря чему снижаются риски по доставке вагонов и контейнеров. На текущий год запланированный объём северного завоза составляет 4 млн т. Предусмотрена приоритетная перевозка грузов северного завоза на железнодорожном и морском транспорте. В ходе субсидируемых рейсов по Севморпути в Певек в приоритетном порядке было доставлено более 700 т продовольствия.
В 2025 году будет реализован пилотный проект по доставке грузов на Чукотку, организованный единым морским оператором северного завоза – «Росатомом». В соответствии с Федеральным законом «О северном завозе» оператор должен будет осуществлять регулярные каботажные перевозки грузов жизнеобеспечения между морскими портами по льготным тарифам. Перечень таких грузов утвержден распоряжением правительства Российской Федерации от 02.12.2023 N 3462-р. Маршрут и график рейсов будет утверждаться федеральным координатором северного завоза (Минвостокразвития России) на основании предложений оператора.
Прорабатывается вопрос расширения пилотного проекта на Архангельскую, Мурманскую, Магаданскую, Сахалинскую области, Красноярский и Камчатский края, Республику Саха (Якутия). «Начата работа по созданию федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза. Она позволит автоматизировать управленческие процессы и объединит в себе функции планирования, мониторинга движения грузов и контроля исполнения».