Обрушение моста через Колу: последствия и пути решения

Транспорт
Виктория Бабаева
4 Июня, 2020, 02:57
Обрушение моста через Колу: последствия и пути решения

фото: СеверПорт

 

Крупнейший арктический порт России – Мурманск – и вместе с ним вся Мурманская область оказались лишены железнодорожного сообщения с остальной частью страны. Мост через реку Кола, по которому проходила единственная железнодорожная ветка, соединяющая регион с другими субъектами России, обрушился. Как долго область пробудет в изоляции, какие потери грозят Мурманскому порту и жителям региона в результате обрушения – в материале GoArctic.

 

Без связи с миром

Железнодорожный мост через реку Кола обрушился на перегоне Мурманского отделения Октябрьской железной дороги 1 июня, никто не пострадал. Причиной разрушения в правительстве Мурманской области назвали подмыв опоры путепровода, в результате которого произошла деформация конструкции — из-за сильного потока реки опора сдвинулась. В определенной степени такая авария была вопросом времени – мост был построен ещё до войны, в 1930-е годы, ремонтировался в 1970-х годах, а последняя реконструкция проводилась в 2014 году. За всё это время фундамент переправы, как сообщили в правительстве региона, ни разу не укрепляли.


Фото РИА Новости

Планируется, что ремонт сооружения потребует около двух-трех недель, отчитались в пресс-службе администрации Мурманской области. Эксперты отрасли полагают, что уложиться в такой короткий срок сложно, но всё же возможно, особенно если взять в расчёт влияние крупного бизнеса (в лице Андрея Мельниченко, основного бенефициара международного производителя удобрений «ЕвроХим» и угольно-энергетической компании СУЭК), который может пострадать от простоя грузов, следующих в Мурманский порт.

Президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин считает, что выполнение работ за 2-3 недели реально при хорошем стечении обстоятельств.

«Надо учитывать, что необходимо разместить заказ на новую мостовую конструкцию, сделать её, привезти и поставить, а это займёт определенное время. В указанный срок можно постараться успеть, но, скорее всего, это займёт месяц», — отметил Иванкин.
По его словам, много вопросов, кроме создания новой мостовой конструкции, вызывают работы с грунтом, ведь паводок до сих пор не спал.
«Самое оптимальное сейчас – изменить русло реки на время, но в сегодняшних условиях это, скорее всего, не будет использовано. В случае создания моста с опорными конструкциями, опоры будут делать по живому течению, это накладывает ограничения по срокам. Быстро это сделать будет просто невозможно. При установке единой мостовой конструкции также есть определённые сложности», — рассказал Павел Иванкин.

Руководство железной дороги рассматривает возможность установки моста без опоры – для этого на территории Российской Федерации необходим новый более длинный пролет.

«Даже установка моста без опоры потребует времени. Региону нужна надёжная дорога, так как от нее зависит и функционирование порта, и пассажирское сообщение. Просто залатать дыру в данном случае недостаточно», – прокомментировала доктор экономики Анна Мейзер.

 


Фото: Грук Андрей, ИА Красная Весна

    Днем 3 июня стало известно, что движение по мосту будет восстановлено к началу октября 2020 года. С конца июня и до момента окончания строительства моста поезда будут следовать по новому обходному маршруту. 

Обход и потери для бизнеса

Движение по железнодорожному мосту на 1436 километре Октябрьской железной дороги было полностью перекрыто ещё с 30 мая. С 21 часа 31 мая на Мурманском регионе железной дороги введён режим функционирования «Чрезвычайная ситуация». РЖД ввели запрет на погрузку всех грузов по направлению в Мурманск.

Как пишут СМИ, в РЖД сообщили, что потерь в объёме грузоперевозок быть не должно, так как их планируют компенсировать после возобновления движения. Но, как сообщает В-Port со ссылкой на заявление губернатора Мурманской области Андрея Чибиса, железнодорожное движение в Мурманской области будет восстановлено к 23 июня. Что делать грузовладельцам до этого момента – вопрос открытый.  

   «За месяц Мурманский порт может потерять около 100 тыс. тонн. В первую очередь это уголь, как основной для этого порта груз», — заявил Павел Иванкин.

Объём потерь зависит от того, сколько товара законтрактовано на июнь, подчеркнул эксперт. Потери коснутся экспортных грузов, импорт практически не пострадает, так как основная часть грузов на импорт идёт по автомобильным дорогам.

 


Морской порт Мурманска. Фото: Росморпорт

Источник, близкий к Мурманскому порту, предположил, что потери в месяц могут оказаться выше – порядка 1,5-2 млн тонн (в среднем за один месяц через порт проходит около 5 млн тонн груза). По его словам, с большой вероятностью, пострадают все терминалы в Мурманском порту, на которые груз поступает по железной дороге. Степень влияния обвала станет понятна уже в ближайшее время.

В данный момент решается вопрос о возможности восстановления перевозок, прорабатываются вариант создания обходного пути (ожидается, что он будет иметь ограничения пропускной способности), увод груза в другие регионы, а также перевозки груза автомобильным транспортом.

«Экономическая целесообразность перевозок автотранспортом зависит от типа груза, его объёма и длины маршрута. Грузовладельцам придется потратить немало сил для выстраивания эффективной системы», — отметила Анна Мейзер.

Как и десятки лет назад, глобальные проекты в российских регионах упираются в локальные проблемы инфраструктуры, и развитие северных территорий не стало исключением. История с мостом через реку Кола показала, что решение инфраструктурных проблем требует системного подхода, в противном случае готовить о прорыве в Арктике будет невозможно.

 

***

Виктория Бабаева, специально для GoArctic

далее в рубрике