Сейчас в Арктике:
Ледостав

Перспективы развития кадрового потенциала Российской Арктики

Перспективы развития кадрового потенциала Российской Арктики
7 Ноября, 2019, 11:42
Комментарии
Поделиться в соцсетях



Дефицит квалифицированных кадров, характерный для России в целом, в прогнозный период будет усиливаться. Это означает, что для устойчивого развития Арктики безальтернативна необходимость подготовки собственных кадров учителей, врачей, работников культуры, социальной защиты, государственных и муниципальных служащих, в том числе из представителей коренных малочисленных народов Севера (при одновременном сохранении прочных связей с университетскими центрами России).

На территории Арктической зоны расположены четырнадцать монопрофильных городов. Согласно последним данным, социально-экономическое положение в них значительно ухудшилось. Наиболее сложная ситуация сложилась в городах Кировск, Онега, Ковдор и посёлке Ревда. Здесь значительно износилась социальная, жилищно-коммунальная и транспортная инфраструктура. В данной сфере необходимы не только специалисты по развитию городских территорий с «арктическим» уклоном, но и все специалисты, способные обеспечить высокий социальный уровень: учителя, специалисты ЖКХ, врачи и другие. Кстати, перед сферой здравоохранения стоят особые задачи: из-за более высокого уровня заболеваемости в регионе, сложных условий жизни, сурового климата, сложной транспортной доступности необходимо построение новой модели здравоохранения в Арктике. В частности, ключевыми вопросами являются развитие дистанционной медицины, развитие санитарной авиации, внедрение новых подходов и медицинских технологий. Для будущих медицинских работников это может стать особо интересным с точки зрения участия в "нестандартных арктических проектах". 

Инновационные технологии являются драйвером социально-экономического развития полярного макрорегиона. Необходимы специалисты, которые будут создавать и внедрять инновационные технологии российских разработчиков для нужд Арктики, в том числе и в нефтегазовых проектах. Например, сразу несколько вузов готовят специалистов по программе бакалавриата "Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов". Ряд вузов также предлагает интересную программу бакалавриата "Управление инновациями в промышленности". Внедрение и активное использование роботизированной техники необходимо из-за суровых природо-климатических условий. Учёные уже сейчас работают над образцами  автоматизированных комплексов, которые можно будет применять для подводных работ на арктическом шельфе, мониторинга экологической обстановки, разведки полезных ископаемых. То же касается и развития беспилотных технологий – они необходимы для учёных, военных, представителей добывающих компаний.

Из-за активного развития промышленности исконная среда обитания коренных малочисленных народов в Арктике подвергается негативному воздействию, а это, в свою очередь, приводит к обострению социальных проблем и кризису в традиционных отраслях. В связи с этим необходима особая государственная политика в отношении их устойчивого развития и сохранения самобытной культуры, промыслов, языка, ремёсел.  Из востребованных специалистов можно назвать преподавателей языков народов севера, переводчиков языков народов севера, филологов-исследователей, зооинженеров, зоотехников, оленеводов. Среди интересных программ можно выделить программу бакалавриата «Традиционные отрасли Севера». В процессе обучения студенты получают компетенции в области зоотехники в северном животноводстве, племенной работы, механизации и автоматизации в животноводстве, навыки и знания в области зоогигиены, основ ветеринарии, рыбного промысла Севера.

Система образования Арктических территорий будет работать на инновационное развитие, эффективную модернизацию экономики и социальной сферы Арктической зоны. Приоритетные направления её развития в прогнозный период – повышение инновационности применяемых образовательных технологий (создание медиатек, внедрение в образовательный процесс мультимедийных компьютеров, компьютерных энциклопедий, электронных книг, справочников и др.), информатизация образовательного процесса (в т.ч. обеспечение доступа всех образовательных учреждений к глобальным информационным ресурсам, развитие дистанционного образования и другие меры), повышение квалификации педагогических и управленческих кадров, содействие переподготовке взрослых, интеграция учреждений профессионального образования, науки и бизнеса для максимального соответствия системы образования потребностям рынка труда в квалифицированных кадрах, формирование эффективных экономических отношений в образовании. Катализатором этих процессов во всей образовательной системе должно выступить высшее образование (в том числе создание федеральных государственных автономных образовательных учреждений высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет» и «Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова»), новые университетские научно-образовательные комплексы современных технологий – поисков и разведки месторождений полезных ископаемых; нефтехимии, углехимии; новых строительных материалов и технологий; по подготовке сертифицированных специалистов информационных технологий и сетевого администрирования; биотехнологий; биохимико-биофизических диагностических, профилактических и лечебных медицинских технологий и других компетенций. Профессиональное образование в Арктике приобретёт черты гибкой, открытой, развивающейся системы, способной оказать значительное содействие социально-экономическому развитию региона. В университетах Арктики будет создана система производства, продвижения и коммерциализации научных знаний.
           Произойдёт стыковка университетских программ с потребностями Арктических мегапроектов. Получат развитие новые специальности, адекватные меняющейся специализации арктической экономики – по морской геологии и геофизике, по нефтегазовому бизнесу, морской биотехнологии, по биофармацевтике, по информационным технологиям, туризму, землеустройству и др. Будет увеличена подготовка квалифицированных кадров по техническим специальностям. Широкое распространение модульных программ профессиональной подготовки облегчит возможность выстраивания студентами и учащимися индивидуальных образовательных траекторий.

Улучшится доступность качественного высшего и среднего профессионального образования для коренных малочисленных народов Севера. Местные университеты будут способствовать активному накоплению нового знания о природных ресурсах и особенностях природных процессов Арктической зоны. Произойдёт их интенсивное вовлечение в процесс формирования инновационной инфраструктуры Арктики. Будет возрождена подготовка специалистов-североведов, обладающих междисциплинарными компетенциями, научным и традиционным экологическим знанием коренных народов, а также оказана государственная поддержка программам подготовки молодых полярных  исследователей России.

Решать задачи переобучения местных кадров, подготовки школьников и молодёжи к требованиям работодателей в возрастающей степени будут не только центральные и арктические университеты (большинство сельских безработных, как свидетельствуют опросы, не готовы уезжать из своих сёл и районов для повышения квалификации), но и местные колледжи, усиленные сетью окружных и российских партнёров из числа вузов и колледжей. В Арктических регионах, не имеющих учреждений высшего профессионального образования, на основе софинансирования со стороны федерального и регионального бюджетов должны быть созданы необходимые и достаточные условия для функционирования на базе ведущих колледжей Арктических субъектов Российской Федерации (ресурсных центров), как филиалов учреждений высшего профессионального образования, так и структур прикладного бакалавриата. Учреждения начального и среднего профессионального образования приобретут формат сетевой структуры, которая, помимо классического обучения, осуществляет десятки видов экономической деятельности и присутствует во многих поселениях своего района, отвечает не только за профессиональное образование подростков, но обучение и переобучение жителей района как в молодом, так и зрелом возрасте. Такой формат и функции арктических колледжей полностью соответствуют зарубежной практике, например, Арктического колледжа в канадском Нунавуте, Аврора-колледжа на Северо-Западных территориях Канады.

Новые направления подготовки специалистов в таких колледжах будут включать профессию техника-геолога, горного инженера, обогатителя – для освоения природных объектов Полярного Урала; специалистов по муниципальному управлению; по ремонту маломоторных транспортных средств, моторных лодок и буранов, промыслового снаряжения. Для сельских районов Арктики потребуются комплексные специалисты, которые объединяют в себе гуманитарные, ресурсные, инженерные компетенции (от акушерки до юриста), без детальной специализации. В колледжах Арктики будет организована подготовка таких универсальных специалистов (агротехников), которые будут сочетать в себе перечень навыков и умений для малой сельской экономики. По вышеуказанным специальностям должны быть разработаны федеральные государственные образовательные стандарты начального, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, в том числе и по программам прикладного бакалавриата. У каждого местного сельского сообщества есть своя уникальная потребность в обучении, и она будет корректно определена, чтобы максимально отзывчиво настроить на неё программы обучения и переподготовки кадров местных колледжей. Это позволит привести местную систему образования в большее соответствие с быстрыми демографическими и технико-экономическими изменениями. Роль местного сообщества в предоставлении услуг образования и управлении всем образовательным процессом, образовательными программами значительно возрастёт. 


Формы и способы доставки образовательных и других социальных услуг в сёла будут значительно более разнообразные, чем сегодня; и будут в большей степени опираться на культурные обычаи и традиции местных сообществ. Именно за счёт максимальной адаптации форм доставки и конкретных видов социальных услуг к размеру и специфическим чертам местного сообщества (совокупное состояние здоровья, уровень образованности и компетентности); и значительно более активного, чем сегодня, влияния местного сообщества на программы обучения и образования, медицинского и культурного обслуживания, будет обеспечена доступность социальных услуг для населения малых и средних сёл Арктики. Чем меньше сообщество, тем в большей степени должна проводиться интеграция различных объектов социальной сферы (по типу «школа – детский сад – сельский дом культуры – библиотека – врачебная амбулатория»). 


Отдельный приоритет – развитие малых школ Арктики. Проект «Сельский учитель» предусмотрит подготовку и переподготовку педагогов по смежным специальностям для работы в малокомплектных сельских школах. Будут предприняты меры для закрепления выпускников вузов в сельской местности, по новым методам и формам повышения квалификации учителей в сельской местности. Для усвоения лучших стандартов необходимо наладить обзор передовой практики в начальном и среднем образовании Арктики. В целях практического решения этой задачи предполагается внесение необходимых изменений в Типовое положение об общеобразовательном учреждении и существующую типологию общеобразовательных учреждений, ориентированное на законодательное утверждение данных типов и видов образовательных учреждений. Также будут законодательно адаптированы существующие санитарные, пожарные, технические, энергетические регламенты, нормы и правила к существующим реальностям арктической зоны. Наряду с новыми формами обучения на основе информационно-коммуникационных технологий должны быть сохранены северные специфичные формы доставки образовательных услуг в малые удалённые села: пришкольные интернаты для детей, родители которых занимаются традиционными промыслами, малокомплектные, кочевые, стойбищные школы.

Кочевые детские сады и школы появятся как минимум в пяти регионах России – это Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Республики Коми и Саха, Архангельская область. На Арктическом форуме, которые проходил в Архангельске, власти договорились в корне поменять принцип обучения детей коренных народов, чтобы учителя переезжали с чумами вместе с оленеводами по бескрайней тундре.

Проект "Дети Арктики" - первый в сфере образования для детей коренных народов Арктической зоны. Помимо пяти российских регионов, в нём участвуют Норвегия и Финляндия. Решено, что Ямал станет пилотным и будет делиться с коллегами опытом организации кочевого образования.

Проект "Кочевая школа" в ЯНАО работает уже более пяти лет, в настоящий момент в регионе образование в тундре предоставляют 22 образовательных организации: 17 "чумовых" детских садов и 5 школ. В них обучаются свыше двухсот детей. Процесс обучения организован следующим образом: учителя либо живут вместе с оленеводами в чумах, постоянно передвигаются за стадом по тундре, либо приезжают несколько раз в неделю на снегоходах или вездеходах в стойбище, чтобы проводить занятия. Раньше же детям оленеводов и рыбаков коренных малочисленных народов Севера (КМНС) приходилось в семилетнем возрасте покидать родителей, на девять месяцев в году их забирали в школы-интернаты.

Детей оленеводов обучают по основным предметам – русский, математика, чтение, изобразительное искусство, технология. Последний – это самый необычный, но важный для жителей тундры предмет: малыши на нём осваивают выделку шкур, пошив изделий из меха, основы рыбалки и охоты.

Кочевыми на Ямале сделали только начальные классы, потому что детям именно этого возраста сложно расставаться с родителями. У каждой семьи есть выбор: дать ребенку кочевое начальное образование или отправить в интернат. Чумы для занятий оснащают по последнему слову техники.

Впервые на международном уровне о кочевом образовании заговорили в мае 2016 года, Тогда презентация школ с национальным колоритом прошла в ООН.

На первом этапе в пяти регионах будет создана сеть национальных детсадов, и только с 2019 начали появляться "чумовые" начальные классы. Финансирование проекта осуществляется из региональных программ по образованию, но в будущем планируется разработка федеральной программы "Дети Арктики" для дополнительного образования.

Промежуточные итоги реализации проекта "Кочевая школа" на Ямале показывают, что такая форма подготовки существенно облегчает адаптацию детей при поступлении в школу и способствует большей успешности учеников. Дети получают дошкольное образование, не теряя при этом навыков общения на родном языке, сохраняя культурно-исторические традиции и обычаи коренного народа. По данным департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры, с 2013 года в дошкольных образовательных организациях Березовского и Белоярского районов реализуется пилотный проект "Языковое гнездо" с целью раннего изучения родного языка для коренных народов – ханты и манси, но это программа дополнительного образования.

В Югре более трёх тысяч детей КМНС посещают разные детские сады, специализированных нет. Услугами дошкольного образования охвачены 75% детей из числа КМНС от общей численности, за три года число детей КМНС, посещающих детские сады, возросло на 18%.

В Архангельской области нет национальных школ и детских садов, но есть представители коренных малочисленных народов. Своим опытом создания необычных национальных детсадов готова поделиться Республика Алтай. В Кош-Агачском районе разработан проект "Кочевник" для детей дошкольного возраста, детей чабанов, которые находятся на трудонодоступных территориях. По словам руководителя частного детсада, "Кочевник" стартовал в 2017 году, дети занимаются по российской программе "От рождения до школы". Ребятам будут привозить конструкторы, карандаши, краски и альбомы, рабочие тетради – то есть те творческие материалы для развития, которые нужны в таком возрасте. После отъезда педагогов все материалы будут оставаться на стоянке, чтоб дети могли учиться и дальше.

Кочевые учителя – это профессионалы, которые не только знают родной язык, национальные обычаи и традиции, но и владеют навыками вождения снегоходов, пользования системами спутниковой связи, знают особенности выживания в экстремальных условиях. Обучение в ЯНАО ведут 32 педагога. К их подготовке подходят ответственно: в Ямальском многопрофильном колледже проводится обучение по специальности "Преподавание в начальных классах" с дополнительной специализацией "Кочевой учитель". Как правило, на тундровую специальность идут представительницы местного населения – дети оленеводов.

На севере полуострова Ямал семейное оленеводство сохраняет первостепенное значение в системе природопользования, а также является фактором, стабилизирующим этническую идентичность и культуру, влияющим на сохранение объектов материального и нематериального культурного наследия. Семьи кочевых оленеводов ведут полунатуральное хозяйство, получая денежные доходы от продажи оленины, пантов и рыбы. В условиях относительно замкнутого уклада тундровой жизни сохраняются традиционные верования и обычаи, связанные с бытовой стороной жизни – внутрисемейное разделение труда. В настоящее время в муниципальном образовании Ямальский район действует около восемнадцати общин коренных малочисленных народов Севера. Наиболее крупные из них: «Харп», «Илебц», «Панаевская», «Я Ерв». Каждое семейное хозяйство оленеводов имеет свой постоянный район касланий. Прямое воздействие проекта «Ямал СПГ» на оленеводческие хозяйства выражается в непосредственном отводе части пастбищ под нужды проекта с последующим прекращением доступа оленеводов на их территорию, а также в возникновении различных неблагоприятных факторов, влияющих на кормовые растения и на самих оленей: пыление песка от разрабатываемых карьеров вызывает заболевания оленей и снижает их убойный вес; промышленный мусор в тундре ведёт к травмированию оленей и их заболеванию некробактериозом; повышенный уровень шума нарушает нормальный суточный режим кормления и отдыха оленей, ведёт к снижению убойного веса и прочее. Наиболее сильное воздействие от реализации проекта «Ямал СПГ» испытали на себе оленеводы общины «Илебц», которые выпасали стада в непосредственной близости от промышленной площадки, в радиусе десяти километров. Чтобы разрешить возникшие проблемы для обеих сторон, в Сабетте было проведено совещание с участием представителей ОАО «Ямал СПГ» и общины «Илебц». В результате было найдено решение проблемы: организована новая фактория общины «Илебц» в 60 километрах западнее прежнего места расположения. Отвод земли под промышленные нужды и развитие инфраструктуры нарушает традиционные пути перегона оленей и вынуждает часть оленеводов менять свои пастбища, переходя на новые территории и оттесняя других тундровиков, что приводит к конфликтам не только с компаниями, но и между общинами. 

Компания «Ямал СПГ» регулярно информирует население о своей текущей деятельности и предстоящих работах. Публичные слушания стали для коренных жителей одним из инструментов выражения интересов, в том числе при отстаивании своих прав на защиту исконной среды обитания и хозяйственной деятельности. Участие оленеводов и рыбаков в обсуждении будущих проектных работ промышленных предприятий в местах кочевий помогает выстраивать конструктивный диалог по урегулированию социальных и экономических интересов сторон. Именно на выездном заседании, на встрече бизнесменов с оленеводами, было решено создать оленьи переходы на лицензионном участке Южно-Тамбейского месторождения. Компания «Ямал СПГ» с представителями общин, оленеводческих хозяйств и администрации района провела вертолётный облёт лицензионного участка «Ямал СПГ» и определила шесть мест для оленьих переходов. Также была оказана помощь в создании зимней дороги для личного транспорта оленеводов. За время консультаций были учтены интересы 160 кочевых домохозяйств, в том числе 95% семей, ведущих активное природопользование в зоне прямого воздействия проекта «Ямал СПГ» (53 из 56 семей), а также 107 кочевых семей северного Ямала. Руководство компании «Ямал СПГ» вместе с администрациями Ямало-Ненецкого автономного округа и Ямальского района постоянно ищут новые пути выстраивания партнёрских отношений с коренными народами, проживающими в зоне реализации проекта.

С 2017 года кочевых учителей для работы с детьми оленеводов начали готовить в г. Санкт-Петербурге на базе Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (Институт народов Севера). Проводится отбор целевой группы во время вступительных испытаний. Планируется, что штат кочевых учителей в России увеличится в семь раз. Заинтересованность в создании кафедр в университетах выразили вузы Якутии и Архангельска.

Будут обеспечены широкая диверсификация источников финансирования образования, привлечение средств спонсоров и меценатов, увеличена доля людей, получающих дополнительное (послевузовское) образование, участвующих в программах переподготовки и повышения квалификации, возрождён институт студенческих педагогических отрядов для закрепления молодёжи в школах Арктики. Особый приоритет получит работа с одарёнными детьми и талантливой молодежью. Все образовательные учреждения Арктики приобретут возможность получать и принимать информацию по высокоскоростным каналам.


Автор: А.В. Митько, вице-президент, председатель Совета молодых учёных Севера, Арктическая общественная академия наук, г. Санкт-Петербург.

Комментарии