По Севморпути на космодром

Северный морской путь Транспорт и логистика Технологии
Владимир Ераносян
7 Октября, 2020 | 06:19
По Севморпути на космодром
Фото: Роскосмос

 

Неслучайная логистика

Российский космодром «Восточный», изображенный на купюре 2017 года достоинством 2000 рублей, с каждым годом обрастает новой инфраструктурой, и помогает ему в этом Северный морской путь. Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры сообщил, что пусковой стол для стартового комплекса ракеты-носителя «Ангара» доставлен по Северному морскому пути на космодром за два месяца. 

Такая логистика Роскосмосом была выбрана неслучайно, ведь строительство и испытания нового пускового стола космического ракетного комплекса «Ангара» проходили в Северодвинске Архангельской области. Они завершились успешно, и изготовленное для Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры оборудование погрузили в июле 2020 года на судно «Баренц», чтобы впервые доставить на космодром Восточный по Северному морскому пути. 

 

Прибытие составных частей пускового стола на причал Амурского газоперерабатывающего завода. Фото: Роскосмос

 

Часть оборудования, в силу относительно небольших размеров, транспортировали на космодром железной дорогой. Но и для перевозки некрупных частей пускового стола потребовалось задействовать порядка 40 единиц железнодорожного транспорта.

Северный морской путь был призван обеспечить доставку на Восточный крупногабаритных составных частей пускового стола под «Ангару», а также корпуса вакуумной установки. Решение переправить пусковой стол и специальное оборудование для нового стартового комплекса по воде продумывалось и просчитывалось со всей скрупулезностью. Все расчеты показали его эффективность и экономическую целесообразность. Логистика с учетом инфраструктуры для приема грузов на реке Зея в Амурской области, где находится космодром, оказалась замкнутой.

Стартовав в Северодвинске, гигантский груз массой более 2 000 тонн проследовал через Северный Ледовитый океан, Берингов пролив, Баренцево и Охотское моря и вошел в порт «Советская гавань». Там многотонную конструкцию перегрузили на баржу и по рекам Амур и Зея спустили в конечную точку маршрута, на Восточный.

 

Разгрузка деталей пускового стола для «Ангары». Фото: Роскосмос

 

Космодрому нужен аэродром

В то время, когда Дональд Трамп, которого ангажированная «демократами» пресса сравнивает с «хромой уткой», выдает одно за другим заявления то об обладании Америкой гиперзвуковой ракетой, то о проекте строительства ледокольного флота к 2029 году, Россия на самом деле объявила о начале в 2023 году строительства аэропорта на космодроме Восточный.

И, к слову, воздушную гавань, которая будет принимать все типы воздушных судов, введут в эксплуатацию в 2029 году. Имеются в виду отечественные и иностранные суда —  Ил-76, Ту-154, Ту-204, Ан-124-100, Boeing-747-400-ER, Аirbus A380, а также сверхтяжелые самолеты типа Ан-224, предназначенные для переправки негабаритных и тяжелых космических аппаратов. В аэропорту смогут приземляться первые ступени многоразовых ракет, стартующих с космодрома Восточный.

О серьезности этих намерений можно судить по информации о возведении аэропорта, опубликованной на портале государственных закупок. Возведение этой воздушной гавани обойдется государству, по предварительным расчетам, в 26,5 миллиардов рублей.

 

Схема космодрома Восточный на перспективу до 2030 года. Фото: Роскосмос


Что же касается основных инженерных сооружений в рамках второй очереди строительства космодрома «Восточный» в Амурской области, то они будут готовы уже через два года. То есть до конца 2022 года на «Восточном» завершится строительство стартового стола для ракет-носителей «Ангара». Командный пункт для управления пусками ракет-носителей семейства «Ангара» уже функционирует.

Строительство объектов вспомогательной инфраструктуры, включая жильё для специалистов космодрома, завершится в 2025 году.

По данным Роскосмоса, пуск ракеты «Ангара» с «Восточного» с кораблём «Орёл» состоится в 2023 году. В госкорпорации уверены, что до конца текущего года будет принято окончательное решение по срокам и объёмам строительства третьей очереди космодрома, в ходе которого будет создана стартовая площадка для ракет-носителей сверхтяжёлого класса «Енисей».

 

img_7476.jpg

Восточный. Фото: Роскосмос

 

Неужели не хватает Байконура

Зачем Россия форсирует строительство нового Космодрома именно сейчас, не в самые «тучные» времена? Дело в том, что Космодром возводится с целью обеспечения независимого от других государств доступа в космос, ведь что ни говори, а Байконур расположен на чужой территории, хоть и на земле государства-члена ОДКБ. Но все же Россия платит за его использование колоссальные средства.

Справка: Космодром Байконур был построен и использовался как основной космодром СССР.  После распада страны космодром из союзной собственности перешёл в ведение Казахстана. Договор аренды подписан на период до 2050 года. Эксплуатация космодрома обходится России в 115 млн долларов в год.  Роскосмос тратит 4,2% от общего бюджета именно на Байконур. Кроме того, в бюджет города Байконура Федеральный бюджет ежегодно производит безвозмездное поступление в размере 1,16 млрд рублей. Так что в общей сложности космодром и город обходятся России в 10,16 млрд рублей в год.

Надо также отметить, что несколько раз имели место случаи блокирования Казахстаном запланированной Роскосмосом программы запусков. Затягивание согласований связывалось не только с вопросами экологии и упреками Роскосмоса в разливе ядовитого гептила, являющегося частью космического топлива, но и другими причинами. Это наносило существенный ущерб для гарантированного выполнения международных и коммерческих программ. Иными словами, космодром Восточный поспособствовал снижению политических рисков, связанных с Казахстаном.

 

Байконур. Фото: spacegid.com

 

А риски в последнее время обозначились серьезные. Ведь Казахстан буквально завис между ОДКБ и НАТО и даже озвучил устами руководителя своего военного ведомства необходимость пересмотра Договора о военно-техническом сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, заключённого в 1994 году, якобы для того, чтобы адаптировать документ к новым реалиям.

Сокращая затраты на космодром Байконур, Россия сможет выйти не только на переориентацию запусков на космодром Восточный, но и улучшить социально-экономическую обстановку в Амурской области, ведь функционирование космодрома и аэропорта — это десятки тысяч рабочих мест.

Есть и ряд других преимуществ совершенствования инфраструктуры нового космодрома. Начальный участок траектории полёта ракеты-носителя не проходит над густонаселенными районами, а главное — над территориями иностранных государств. Районы падения отделяющихся частей расположены в малонаселённых районах территории России или в нейтральных водах. Место расположения космодрома находится вблизи от развитых магистралей — железнодорожных артерий, автобанов и речных фарватеров.

 

Байконур. Фото: Роскосмос

 

Достанется ли Байконур Китаю?

Гипотетически можно представить, что произойдет, если Россия после окончания третьей очереди строительства Восточного вовсе откажется от Байконура, инфраструктура которого, конечно, морально и технологически несколько устарела, но все еще является передовой в космической области. Допустим, космодром полностью перейдет в ведение Казахстана.

Потянет ли Казахстан собственную космическую программу и способен ли без российских технологий и специалистов поддержать собственную космическую отрасль? Вероятнее всего, Казахстан не станет напрягать свой бюджет и попытается привлечь к сотрудничеству другие страны.

Даже Украина предлагала Казахстану сотрудничество в этой высокотехнологичной сфере. Но где космос, а где сейчас Украина, где умерло и судостроение, и производство самолетов. Так что Украину можно смело вычеркнуть из списка потенциальных партнеров Казахстана.

Выводить спутники на околоземную орбиту сегодня могут многие страны. Например, Индия, имеющая космодром на острове Шрихарикота, и Иран, где есть свой космодром Семнан, где было уже осуществлено четыре успешных запуска ракет-носителей. Но, в условиях санкций Ирану, Казахстан вряд ли пойдет на такие контакты, а «дружить» с Индией в ущерб отношениям с Китаем Астана точно не захочет.

Остается Китай, участвующий в новой космической гонке. Китай, безусловно, рассматривается властями Казахстана, как самый вероятный партнер в данной области.

 

Байконур. Фото: Роскосмос

 

Однако Китай, хоть и обогнал США по запуску ракет и даже наступает по этому показателю на пятки России, прежде всего, заинтересован в раскрытии технологий, а не в новой стартовой площадке, а технологии Россия никому не передавала и передавать не собирается.

Есть и еще одна причина, почему Китай вряд ли сломя голову пойдет на тандем с казахами. Казахстан, несмотря на участие в военно-политическом блоке с Россией, сформировал Миротворческую бригаду КАЗБРИГ, которая активно участвует в совместных с НАТО учениях.

На данных учениях, помимо США, присутствуют военнослужащие Великобритании, Италии и Турции. Дело в том, что маневры регулярно проводятся вблизи границ с Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР. Китай считает эту область сепаратистским анклавом, используемым Соединёнными Штатами для дестабилизации внутренней обстановки в стране. Станет ли Китай сотрудничать в космической отрасли с государством, предоставляющим свою территорию для проведения подобных учений. Скорее всего — нет.

Одно можно предположить с огромной долей вероятности. После запусков «Ангары» с космодрома Восточный, совершенствования инфраструктуры Северного морского пути, можно будет поднять вопрос о пересмотре условий аренды Байконура, причем сделать это задолго до 2050 года. Ведь Казахстан хочет пересмотреть пункты договора ОДКБ. Чем мы хуже.

 

***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике