Сейчас в Архангельске

20:01 2 ˚С Погода
18+

Порты Арктики: борьба за лидерство на Севморпути. Часть 2

Российское правительство ожидает, что в ближайшие годы по Северному морскому пути пойдут десятки тонн грузов.

Транспорт и логистика
Виктория Бабаева
26 декабря, 2019 | 16:06

Российское правительство ожидает, что в ближайшие годы по Северному морскому пути пойдут десятки тонн грузов. И хотя часть грузовой базы все же остается под сомнением, каждый из арктических регионов тянет одеяло на себя и старается сделать именно свой порт морской столицей Арктики. Архангельская область в борьбе за арктические грузы – одна из главных участников. Правда, проекты создания глубоководного порта и железной дороги к нему пока далеки к реализации.
Порт Архангельск.

Порты Арктики: борьба за лидерство на Севморпути. Часть 1

Архангельский порт является одним из старейших в России, и до начала XVIII века он выступал фактически единственным выходом русских товаров за рубеж и в те годы играл ключевую роль в формировании внешней и внутренней торговли государства. До середины XIX века Архангельск был третьим по грузообороту портом России. Однако все изменилось после появления незамерзающего порта в Мурманске в начале прошлого века.

Хотя во времена СССР работа Архангельска активно поддерживалась – порт реконструировали, пополняли судами различных типов, притянуть к себе большие объемы грузов сумел все же Мурманск. Главным недостатком Архангельска стало, что три-четыре месяца в году воды в порту покрыты льдом. Круглогодичная эксплуатация этой гавани возможна лишь с обеспечением ледовой проводки, что ведет к ощутимому удорожанию перевозки. Кроме того, места отличаются мелкими водами, устье Двины периодически заносится песком.

И вернуть себе лидерских позиции Архангельску не удается до сих пор. За январь-ноябрь 2019 года грузооборот порта Архангельск снизился на 4,5%, до 2,5 млн тонн, в то время как у Мурманска данный показатель за тот же период составил 56,8 млн тонн. На скромные 2,5 млн тонн приходятся генеральные грузы, целлюлоза, картон, контейнеры, лесоматериалы, металл, удобрения, тяжеловесного оборудование, наливные, насыпные и навалочные грузы. Также через Архангельск идут также военные грузы для арктической группировки войск и грузы для северного завоза.

Но местные власти, несмотря на положение порта, энтузиазма не теряют и все же пытаются активно лоббировать Архангельск в качестве одной из ключевых точек перегрузки грузов на Севморпути. «Архангельская область, безусловно, определяет свое место как один из базовых портов. Мы не собираемся быть ни первыми, ни последними, мы – базовые. Мне больше нравится такое определение. Я не знаю ни одного неважного порта на протяжении всего Севморпути», – заявил губернатор Архангельской области Игорь Орлов в рамках международного арктического форума в Петербурге в 2019 году.

Возможностью закрепить свое «базовое» место в Арктике руководству области видится строительство глубоководного района порта Архангельск. Проект предусматривает создание современного транспортно-промышленного узла, включающего четыре универсальных и два специализированных терминала совокупной мощностью до 38 млн тонн к 2035 году ежегодно, а также строительство автомобильных и железных дорог на подъезде к порту. По предварительным данным, объем инвестиций в проект может составить порядка 49-50 млрд рублей. Предполагается, что глубоководный порт даст сформирует более привлекательный маршрут для отправок грузов на экспорт и на импорт в направлении стран ЕС, а также стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Успех проекта глубоководного порта во многом зависит от грузопотока, который будет следовать «по земле» – то есть от того, когда, как и в какой мере будут реализованы проекты Северного широтного хода, а также проект Белкомур. В плане развития инфраструктуры Севморпути говорится, что необходимо наконец определиться со строительством данных магистралей, однако о точных сроках речи пока не ведется. Как для реализации строительства глубоководного порта Архангельска, так и для Белкомура никак не найдут инвесторы, что в целом ставит под угрозу оба проекта. Первоначально предполагалось, что в регион зайдут китайские компании (например, Poly International), но несмотря на ожидания местных властей, привлечь зарубежных партнеров в Арктику не удалось. По данным профильных каналов, на проекте строительства глубоководного района уже поставлен крест, но официально данная информация нигде пока не была озвучена.

Положение существующего Архангельского порта весьма понятно – мощности по-прежнему будут использоваться для северного завоза и перегрузки товаров для Мурманской области. Как заявлял Игорь Орлов, Архангельск в действительности не будет ни первым, ни последним портом в Арктике, но оставит за собой свои вполне конкретные функции.

***
Виктория Бабаева, специально для GoArctic
далее в рубрике