Порты Арктики и Севморпуть теряют грузы

Северный морской путь Транспорт и логистика
Виктория Бабаева
17 Июля, 2021 | 02:31
Порты Арктики и Севморпуть теряют грузы
Фото: Людмила Романова / GeoPhoto

После нескольких лет форсированного роста грузооборот портов Арктики и перевозки по Северному морскому пути начали сокращаться. С чем связана такая динамика — пандемией, поздним началом навигации или пробуксовкой проектов, будут ли достигнуты целевые показатели и как скоро на Севморпути будет налажена круглогодичная навигация — в материале GoArctic.

 

Утечка груза

Ассоциация морских портов России отчиталась о результатах работы отечественных стивидоров за первую половину 2021 года. В целом по стране грузооборот морских портов за январь-июнь увеличился на 0,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув отметки 412,1 млн тонн. Отдельно в Арктическом бассейне зафиксировано падение: на 1,7%, до 46,3 млн тонн. 

Существенное снижение показателей отмечается в порту Варандей — на 17,5%, до 2,3 млн тонн. В порту Сабетта перевалили 13,9 млн тонн грузов, падение составило 1,0%. На 2,4% сократились объем обработанных грузов в порту Архангельска, до 1,5 млн тонн. Положительная динамика зафиксирована только в порту Мурманск, и то лишь на 0,1%. Объём обработанных грузов составил 27,5 млн тонн. Если говорить о структуре грузооборота, перевалка наливных в Арктике сократилась на 2,7%, до 32,9 млн тонн, сухих грузов — выросла на 0,7% и составила 13,4 млн тонн. 

Как объясняет главный редактор PotrNews Виталий Чернов, падение объема перевалки нефти через порты Арктического бассейна связано с общей конъюнктурой на мировом рынке нефти, что характерно для всех российских портов. Так, по стране перевалка сухогрузов составила 200,8 млн тонн, прирост равен 8,0%, наливных — 211,3 млн тонн, на 6,0% меньше, чем годом ранее. Вместе с тем объемы поставок сжиженного природного газа (СПГ) на Севере растут.

«Что касается прогнозов, судя по тому, что спрос на нефть вновь растет, а предложение ограничено, также падают запасы, то можно говорить о постепенном выправлении ситуации с нефтеналивными грузами», — отметил Виталий Чернов.

Фото: Tuomas Romu / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0


Короткая навигация и завышенные ожидания

По Северному морскому пути с начала года (на момент публикации материала Росморречфлот представил данные только за январь-май 2021 года) было перевезено 12,8 млн тонн грузов, это на 0,43% меньше показателя аналогичного периода 2020 года. Как и прежде, основу этих объемов составляет сжиженный природный газ и газоконденсат — 64,5%. 

За пять месяцев выдали 181 разрешение на плавание в акватории Севморпути, в том числе 40 судам под иностранным флагом. Для сравнения, годом ранее общее количество выданных разрешений равнялось 185, под иностранным флагом — 31.

Снижение объемов перевозок по трассам Севморпути связано с более поздним стартом навигации в этом году, и результаты июня вряд ли исправят положение. Если в 2020 году первая отправка сжиженного газа из порта Сабетта в восточном направлении состоялась как никогда рано, 18 мая, в этом году «Новатэк» отправил первую почти на месяц позже — 13 июня. Начал летнюю навигацию в этом году танкер Arc7 «Николай Урванцев», он последовал из порта Сабетта в японский Сендай. 

Традиционно навигация в восточной части Северного морского пути длится с июня по декабрь. В остальное время сжиженный газ отправляется в азиатские страны с предприятий «Новатэка»  по южному маршруту, то есть через Суэцкий канал. О планах максимально расширить сроки навигации по арктическому маршруту и сделать так, чтобы Севморпуть стал конкурентом южному направлению, звучит всё чаще. Эксперименты «Новатэка»  с отгрузками газа на Восток сначала в мае, а затем в январе (5 и 6 января 2021 года анкеры «Кристоф де Маржери» и «Николай Евгенов» последовали в Азию без сопровождения ледоколов) дали лишние аргументы в пользу этой позиции, однако, как показывает нынешний год, длительная навигации для СМП — по-прежнему исключение из правил, а не новая реальность. 


Никитин Ярослав_jnk02140002 (1).jpg

Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto


С расчетом на будущее

Кроме газа, часть перевозок по СМП приходится на так называемый «северный завоз» — доставку жизненно-важных товаров для жителей крайнего Севера, Сибири и Дальнего востока. В этом году, согласно прогнозам «Ленского объединенного речного пароходства» (ЛОРП), объем завоза грузов для получателей арктического побережья будет равен 400 тыс. тонн, в том числе 140 тыс. тонн нефтепродуктов наливом, а также 260 тыс. тонн сухогрузов.

«На сегодняшний день мы видим, как развивается Арктика, в частности идёт увеличение грузоперевозок на Северном морском пути, и ЛОРП активно работает в данном направлении», — заявил в одном из интервью генеральный директор пароходства Сергей Ларионов.

Но несмотря на усилия перевозчиков, ждать роста объема перевозок по Севморпути в этом году все же не стоит. 

По словам директора информационно-аналитического центра «Проектного офиса развития Арктики» Игоря Павловского, прекращение роста показателей объясняется тем, что основные проекты уже работают, а новые пока не запущены. 

«Сейчас по СМП идут только те грузы, которые сильно зависят от экономической ситуации, поэтому динамика выглядит именно таким образом», — прокомментировал он.  

И до 2024 года вряд ли что-то существенно изменится. Как заявлял глава «Совкомфлота» Игорь Тонковидов на Петербургском международном экономическом форуме, эффективную круглогодичную навигацию по Севморпути удастся запустить только зимой 2023–2024, а возможно и 2024–2025 годов. Дополнительные портовые мощности на Севере тоже появятся только спустя несколько лет. К 2023 году порты Арктического бассейна смогут обрабатывать на 33,6 млн тонн больше, чем сейчас. В числе основных проектов упоминаются СПГ-комплекс в Мурманской области, а также угольный терминал «Лавна», хотя с учетом цен на уголь, вопрос о строительстве этого объекта пока остается не решенным.


***

Виктория Бабаева, специально для GoArctic


далее в рубрике