Сейчас в Архангельске

18:14
18+

Разработанный в России ледовый радар, согласно требованиям Полярного кодекса, может быть установлен на судах ледового класса с 1 января

С 2026 года вступают в силу новые требования международного Полярного кодекса (ИМО), обязывающие все суда ледового класса иметь системы ледового обнаружения

Судоходство в Арктике Навигация в Арктике Импортозамещение Отечественные производители Цифровые технологии Технологии в Арктике Трансарктический транспортный коридор
Анна Щетинина
17 декабря, 2025, 15:52
Разработанный в России ледовый радар, согласно требованиям Полярного кодекса, может быть установлен на судах ледового класса с 1 января

Фото: Слава Степанов. Источник: gelio.livejournal.com


В России была создана одна из первых готовых к установке сертифицированных систем ледового радара – наличие ледокольного флота сформировало потребность и практическую базу для разработки подобных технологий. С 1 января 2026 года вступают в силу новые требования международного Полярного кодекса (ИМО), которые обязывают все суда ледового класса (категорий Polar Class РС1 – РС3) иметь системы ледового обнаружения. Это специализированное программное обеспечение радиолокационных станций (РЛС) с особыми алгоритмами обработки сигнала, выделяющими на экране конфигурации ледовых полей, границы каналов, торосы и другие препятствия, интегрируя эту информацию с электронными картами (ЭКНИС). Главная цель новых правил – переход от эмпирической навигации к цифровой, – подкреплённой технологиями и получаемыми данными. Суда, работающие в Трансарктическом транспортном коридоре (ТТК), будут обязаны иметь на борту специализированные средства для лучшего определения ледовой ситуации, передаёт  ИАА «ПортНьюс».

Компания «Эволюция морских цифровых технологий» (ЭМЦТ), российский разработчик IT решений для морской отрасли, создав систему ледового радара, стала одной из немногих, предлагающих решение и два технологических подхода к его внедрению. Система прошла все необходимые испытания, показала свою эффективность в реальных условиях на судах северного флота и получила регистрацию Российского морского регистра судоходства. В основе концепции системы лежит принцип многофункционального дисплея, когда на одном устройстве собирается и отображается информация от множества навигационных сенсоров, что помогает судоводителю ориентироваться в ситуации при управлении судном.



Навигационная система. Фото: Надежда Малышева. Источник: portnews.ru


Как отметил директор по разработкам ЭМЦТ Владимир Пономарев, новые требования Полярного кодекса переводят навигацию во льдах в более регламентированный процесс, когда судоводители должны не просто «чувствовать» лед через корпус судна, а заранее «видеть» ледовую ситуацию и анализировать её электронными средствами. Это снижает влияние «человеческого фактора» на возникновение аварийных ситуаций и поломку дорогостоящего оборудования.

Для соответствия флота новым требованиям Полярного кодекса судовладельцы могут выбрать вариант комплексного оснащения или точечной модернизации. Комплексное решение – это интегрированный вариант в составе навигационного мостика, объединяющего все ключевые функции управления судном, и включающее, помимо ледового радара, все обязательные судовые системы, такие как ЭКНИС с возможностью отображения космоснимков поверх навигационных карт, панель виртуальных приборов, картографический навигационный радар, систему управления гидроакустическими сенсорами, видеокамерами и т. д.

Второй вариант предусматривает установку ледового радара как самостоятельного программно-аппаратного модуля, который интегрируется в существующее на борту навигационное оборудование, в том числе иностранного происхождения, что позволяет модернизировать действующий в северных широтах флот быстро и с минимальными затратами.

Один из проектов ЭМЦТ – «Комплексный ледовый навигационный тренажер атомного ледокола проекта 22220» – в 2025 году вошёл в десятку лучших проектов первой национальной премии «Морской Олимп».

далее в рубрике