Севморпуть для рыбы: обратная загрузка и надежда на государство

Северный морской путь
Виктория Бабаева
30 Июня, 2020 | 22:50
Севморпуть для рыбы: обратная загрузка и надежда на государство
Фото: Георгий Головин, GeoPhoto


В конце мая нынешнего года президент России Владимир Путин поддержал идею о запуске регулярных поставок рыбы с Дальнего Востока в западную часть России по Северному морскому пути (СМП). Пробные поставки уже осуществлялись, но сделать перевозки регулярными не позволяло отсутствие обратной загрузки, а также вызванная этим неочевидность финансовых преимуществ данного проекта.

В государственной корпорации «Росатом» (является оператором СМП) перевозки рыбы и других товаров из восточной в западную часть страны по Северному морскому пути считают перспективными. Планируется, что в 2021 году атомный лихтеровоз «Севморпуть» осуществит 4 таких рейса – об этом в рамках круглого стола ИАЦ-ПОРА и Делового Петербурга «Курс на Север: что порты Северо-Запада могут дать Севморпути» заявил заместитель директора дирекции – директор департамента развития Северного морского пути и прибрежных территорий Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко. Но вопросы о том, как именно будет решена проблема с обратной загрузкой и станут ли перевозки рыбы по СМП регулярными в будущем, пока по-прежнему не имеют однозначных ответов.

 

Повод торговаться

Идея перевозить рыбную продукцию с Дальнего Востока в западные регионы страны по Севморпути – сезонная. Дискуссия относительно налаживания регулярных перевозок по данному маршруту оживляется традиционно каждый год в весенне-летний период, накануне и в процессе путины у камчатских рыбаков. Ежегодно в западные регионы России отправляется порядка 700 тыс. тонн рыбной продукции с Дальнего Востока, и доставляется этот груз до конечного потребителя, в основном, по железной дороге.

Другого действующего маршрута для перевозки грузов у рыбаков нет, при этом грузовладельцы последние несколько лет не раз выражали недовольство в отношении «Российских железных дорог» (РЖД), что касалось как тарифов на перевозку, так и простоя грузов. Возможность доставлять хотя бы часть рыбы на Запад морем – через Севморпуть – стало не столько альтернативой для дальневосточных рыбаков, столько дополнением к сложившейся системе работы, но также новым аргументом в спорах с РЖД.

Но, несмотря на активное обсуждение нового маршрута, говорить о его очевидных выгодах проблематично. Основная проблема заключается в отсутствии груза, который лихтеровоз мог бы доставить с Северо-Запада на Дальний Восток, — его наличие позволило бы удешевить перевозку и не отправлять судно порожняком.

В «Росатоме» выходом видят консолидацию грузов для обратной загрузке, но кто выступит им – неизвестно. На круглом столе ИАЦ-ПОРА и dp.ru директор по развитию ИАА «ПортНьюс» Надежда Малышева высказала мнение о том, что помочь с обратной загрузки, вероятно, сможет господдержка.

«Чтобы моряки конкурировали с железной дорогой, возможно, есть смысл говорить о каких-то преференциях», — заявила Надежда Малышева.
Также эксперт выразила уверенность в том, что найти необходимые для восточной части страны грузы на Западе вполне реально.
«Во Владивостоке на удивление едят много рыбы, но у них большой дефицит мясо. У них развивается сельское хозяйство, но не хватает удобрений. Почему не везти из Петербурга в небольших объемах в контейнерах удобрения? Можно везти продукты питания. Из Петербурга можно везти автомобили, которые здесь производятся», — предложила Надежда Малышева.
Максим Кулинко подчеркнул, что при загрузке судна на 90% в обоих направлениях тарифы на перевозку окажутся очень привлекательными.


Мурманск__MG_0271.jpg

Фото: Вадим Кантор  


Кто-то должен заплатить

В Росрыболовстве позднее сообщили, что «считают целесообразным рассмотреть возможность субсидировать перевозки по Северному морскому пути (СМП)», сообщило агентство ТАСС со ссылкой на ведомство.

«Следует отметить, что для организации постоянной судоходной линии по СМП для доставки рыбной продукции с Дальнего Востока в европейскую часть России Росрыболовство считает целесообразным рассмотреть возможность субсидирования перевозок по СМП», — говорится в сообщении.
Более того, данный вопрос, как отметили в Росрыболовстве, уже находится на стадии обсуждения, и ожидается, что тарифы на ледокольное сопровождение рыбной продукции с Дальнего Востока Росатомфлотом будут снижены вдвое.

Отраслевые эксперты уверены, что без существенных вложений и определенных рисков эффективно реализовать проект по налаживанию регулярных поставок рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть России, а также развить международные транзитные перевозки по Северному морскому пути будет невозможно.

«Пока не будет реально работающей линии с какой-то достаточной приемлемой регулярностью отправок, сказать, выстрелила она или не выстрелила, нельзя. Надо вложиться, и очень серьезно, а потом понять, получилось или не получилось. Риски того, что может не получиться, существуют, и риски большие. Но кто-то должен рискнуть, а там либо пан, либо пропал», – считает директор по направлению аналитика и логистика ООО «Морстройтехнология» Александр Головизнин.
И вложиться в развитие как регулярных перевозок рыбы, так и в целом транзита по северному маршруту придется государству, пусть даже не напрямую, а через госкорпорацию «Росатом». И это обусловлено, в первую очередь, тем, что именно государство является основным интересантом наиболее активного освоения Арктики, а также развития перевозок по Севморпути, и активно заявляет об этом.

 

***

Виктория Бабаева, специально для GoArctic

далее в рубрике