Севморпуть ждёт у моря погоды

Северный морской путь Транспорт и логистика
Виктория Бабаева
10 Октября, 2020 | 06:42
Севморпуть ждёт у моря погоды
Фото: Ярослав Никитин, GeoPhoto

 

Сложные погодные условия являются одним из главных вызовов на пути к развитию регулярных морских перевозок в Арктике. Наличие свежих достоверных данных о состоянии ледовых покровов, температуре воздуха, скорости ветра в Арктике, а также способность предсказывать такую информацию повышают шансы доставить груз по северному маршруту безопасно и в срок. Но возможность давать чёткие гидрометеорологические прогнозы об Арктике пока что остается для человека нерешённой задачей.

Привлекательность Северного морского пути и Северного морского транспортного коридора в целом зависит от множества факторов, в числе которых не только наличие портовой инфраструктуры и ледокольного флота, но и гидрометеорологическое обеспечение. Причём это касается как вопросов безопасности мореплавания, так и экономической эффективности перевозок.

«От того, насколько правильно мы проложим маршрут, зависит не только срок доставки груза, но и расход топлива. Так что гидрометеорологическое обеспечение для перевозок имеет важное экономическое значение», — заявил директор департамента государственной политики и регулирования в области гидрометеорологии, изучения Арктики, Антарктики и Мирового океана Минприроды Сергей Хрущёв в рамках круглого стола «Обеспечение устойчивого развития Северного морского транспортного коридора» на конференции по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения Арктики и континентального шельфа OMR 2020 в Петербурге. 

Никитин-Ярослав_jnk000227.jpg 

Фото: Ярослав Никитин, GeoPhoto

 

При полноценном гидрометеорологическом обеспечении газовозы типа Ямалмакс с ледовым классом Arc7 могут самостоятельно следовать в восточном районе СМП в сверхранние и сверхпоздние сроки без помощи ледоколов, считает начальник центра ледовой и гидрометеорологической информации Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Сергей Бресткин.

«Морские перевозки на крупнотоннажных судах в планируемых объёмах станут принципиально невозможны с опорой преимущественно на ледокольные проводки. Основным видом перевозок становится самостоятельное плавание, в том числе зимой, в том числе в восточном районе Арктики, что раньше считалось нереальным», — подчеркнул Сергей Бресткин.

Гидрометеостанция на острове Диксон. Фото: birdinflight.com

 

Полноценное гидрометеорологическое обеспечение, по мнению эксперта ААНИИ, включает в себя спутниковые изображения, детализированные ледовые карты, анализ положения кромки льда, обзорные ледовые карты, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные ледовые прогнозы, прогнозы оптимальных вариантов и маршрутов плавания во льдах.

Но имеющаяся на данный момент информация является недостаточной и не всегда достоверной. Одной из главных проблем в вопросе гидрометеорологического обеспечения судов, работающих в Арктике, является низкая скорость предоставления данных, что связано с тем, что погодные условиях на Севере меняются достаточно быстро.

«Кроме оперативности поставки данных, также есть проблема с районами съёмки. Например, европейскими агентствами восточная часть Арктики не снимается», — рассказал заместитель директора ГК «СКАНЭКС» Алексей Кобызев.

То же самое касается данных о гидрометеорологической обстановке вне сезона навигации – их либо нет, либо они включают в себя только изображения акватории, в то время как качественные характеристики ледового покрова остаются до конца не известными.

 

1_Хейса. обсерватория. 2012. Мизин (2)_1.jpg

Опорная гидрометеорологическая станция на Земле Франца Иосифа. Фото: И. Мизин

 

Кроме этого, у специалистов отрасли остаются вопросы к точности и наглядности гидрометеорологических данных.

«Перспективным методом передачи данных является интегрированный сервис по комплексной обработке информации. Суть системы состоит в комплексной обработке данных, получаемых из разных источников, которые затем предоставляют конечному заказчику в режиме реального времени. Причём было бы удобно, если бы сервис был интегрирован в навигационные карты», — считает заместитель начальника управления эксплуатации плавтехсредств ООО «Газпром флот» Александр Баруев.

По его словам, подобные системы уже сейчас успешно применяются за рубежом, и аналогичный сервис имеет все шансы прижиться в России.

Эксперты отмечают, что решение проблемы есть – оно заключается в готовности вкладываться в гидрометеорологию как финансово, так и технологически. Вероятнее всего, как и в вопросе развития инфраструктуры в Арктике, инвестировать в данное направление придётся также государству.

 

***

Виктория Бабаева, специально для GoArctic

далее в рубрике