Силуэт авианосца на северном горизонте

Вооруженные силы
Владимир Ераносян
8 Марта, 2021 | 06:43
Силуэт авианосца на северном горизонте
Фото: Олег Ласточкин / РИА Новости

Универсальная платформа 

Похоже, силуэт новейшего российского авианосца видится теперь не только во снах патриотов страны и кораблестроителей, мечтающих о возрождении авианосного флота России. Обоснованием необходимости закладки корабля водоизмещением более 45 000 тонн в России активно занимаются в Невском проектно-конструкторском бюро (Санкт-Петербург), продвигающем проекты «Ламантин» и «Варан», и в «Крыловском государственном научном центре» (Санкт-Петербург), представившем проект «Шторм». 

Эти проекты, по сути, олицетворяют собой культивируемый ныне революционный подход в кораблестроении, когда формирование корпуса корабля осуществляется модульным методом. Это позволяет обеспечить высокий темп строительства. Но главной отличительной особенностью, к примеру, «Варана» является многофункциональность и унификация платформы. 

Универсальный морской комплекс — иначе не скажешь. На основе проектируемого корпуса можно создать несколько типов больших надводных кораблей, в том числе авианосец, универсальный десантный корабль, транспортно-госпитальное судно, а также судно обеспечения Арктической зоны.

Специализирующееся на нескольких направлениях кораблестроения (авианесущие корабли, большие десантные корабли, корабельные авиационно-технические средства) АО «Невское проектно-конструкторское бюро»  является старейшим бюро надводного кораблестроения в России. Именно Невское ПКБ выполнило проект переоборудования ТАВКР «Адмирал Горшков» в авианосец в Северодвинске. Это к тому, что опыт колоссальный. Оно же приняло участие и в создании в ГОА (Индия) наземного испытательно-тренировочного комплекса, оснащённого взлётно-посадочным оборудованием для корабельных самолётов. 

Словом, наступил период, когда всё чаще заявления о ближайших планах строительства нового авианосца звучат из уст авторитетных военных экспертов и военачальников. Протяжённость Северного морского пути также указывает на необходимость не только развёртывания «быстрых» ледовых аэродромов на всём протяжении шельфа (работа в этом направлении ведётся), но и в заинтересованности ВМФ в обладании кораблями со взлётно-посадочными полосами для сохранённой, несмотря на все перипетии, и модернизированной палубной авиации.

Новая стратегия ВВС США в Арктическом регионе, суть которой выражается в усилении ударной мощи истребительной авиации и наращивании сил 3-го авиакрыла 11-ой воздушной армии ВВС в Анкоридже (Аляска), вынуждает перебрасывать значительные силы в регион, в том числе истребители-перехватчики ТОФ поближе к авиабазе ВВС США Элмендорф-Ричардсон. Однако подобная переброска может решить тактические задачи лишь на время. А вот наличие в составе Северного и Тихоокеанского флотов авианосной ударной группы решило бы эту боевую задачу на стратегическом и долгосрочном уровне. 


Проект 11430Э «Ламантин». naked-science.ru / Wikipedia

Модернизация за счёт Индии

После фактического уничтожения Черноморского кораблестроительного завода (ЧСЗ) в Николаеве, который в советские годы являлся одним из ведущих в мире производителей крупнотоннажной морской техники и по уровню механизации и занимаемой территории превосходил все европейские верфи, строительство авианосного флота было также разрушено до основания. 

Спущенные со стапелей ЧСЗ авианесущие крейсеры проекта 1143 «Кречет» постигла незавидная судьба. Лишь один из построенных в Николаеве авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» находится сегодня в составе Северного флота ВМФ России.

Авианесущий крейсер «Ульяновск» был разрезан на металлолом, «Варяг» продан Китаю за смешные деньги (25 млн долларов) и отбуксирован в Поднебесную, а тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.4 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» превратился в авианосец «Викрамадитья» индийских ВМС. 

Однако, нет худа без добра. Исходя из того, что реинкарнация «Адмирала Горшкова» произошла в Северодвинске, на «Севмаше», при активном участии Невского проектно-конструкторского бюро, нашими кораблестроителями был получен уникальный опыт в реализации столь глобальных задач. Мало того, индийский заказ позволил фактически модернизировать российский палубный истребитель МиГ-29К до уровня 4++. 

Сегодня МИГ-29К отвечает всем современным требованиям к палубной авиации. Он малозаметен — 20% самолёта собраны из неметаллических композитных материалов, а для снижения видимости в инфракрасном диапазоне реализована технология «охлаждаемое крыло». Истребитель оборудован новейшей авионикой, инфракрасным пеленгатором целей, наведением ближних ракет «воздух-воздух» по повороту головы лётчика. 

Новая РЛС «Жук-МЭ», установленная на борту, находит цели на дистанции 200 км, с её помощью осуществляется  управление наведением корректируемыми бомбами и ракетами средней дальности (110 км). И хоть Миг-29К имеет меньшую дальность и грузоподъёмность, чем Су-33, он компактнее и, благодаря деньгам индусов, глубоко модернизирован относительно исходных советских проектов Миг-29К и Су-33. 


Проект универсального морского комплекса «Варан». Источник: Пресс-служба Невского ПКБ


Демонстрация флага — затратная необходимость

На проектах авианосцев стоит остановиться подробнее. Предполагается, что полётная палуба авианосца проекта «Шторм» водоизмещением до 100 тысяч тонн будет оснащена четырьмя стартовыми позициями, двумя трамплинами, четырьмя электромагнитными катапультами, аэрофинишером. 

В составе авиагруппы может разместиться до 90 летательных аппаратов, включая палубную версию истребителя пятого поколения Су-57. Это могут быть тяжёлые и лёгкие истребители, корабельные вертолёты и самолёты дальнего радиолокационного обнаружения. Автономность плавания — 120 суток. Дальность плавания за счёт  атомных реакторов РИТМ-200 (такой же выбрали для ледокола «Арктика») неограниченная. Планируемая скорость хода — 30 узлов. Экипаж предположительно составит 4000-5000 человек. 

Проект 11430Э «Ламантин» предполагает строительство авианосца водоизмещением 80-90 тысяч тонн. Что касается проекта «Варан», то корабль значительно меньше по размерам. Его длина почти на 100 метров меньше (250 метров), а водоизмещение — 45 тыс тонн. Авиационная группа составит 24 многоцелевых самолёта, шесть вертолётов и до 20 БПЛА.

Однако относительно малые размеры компенсируются прорывным преимуществом. При относительно небольшом водоизмещении он будет способен брать на борт до 50 летательных аппаратов различных классов, отличается высокой степенью автоматизации и возможностью применения робототехнических комплексов. 

Обеспечивать высокий уровень автоматизированного контроля будет интегрированная система боевого управления. Существенным преимуществом является и меньшая стоимость — корабль получит уже состоящие на снабжении общекорабельные системы.  

Кроме того, водоизмещение «Варана» позволяет организовать строительство практически на любой крупной судостроительной верфи России без существенной модернизации производственных мощностей. В перспективе это позволит запустить серию и приведёт к существенному сокращению стоимости строительства и сроков от закладки до спуска на воду. 

В любом случае, платформа подобного типа, во что бы она ни трансформировалась — в авианосец или УДК (универсальный десантный корабль), Северному или Тихоокеанскому флоту для решения стратегических и оперативно-тактических задач не помешала бы. Да и для обеспечения поддержания военно-политического статуса государства, демонстрации его флага «Варан» бы пригодился. 


***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике