Сколько и каких грузов, откуда, куда и какими судами перевезли по Северному морскому пути, и чего можно ожидать в дальнейшем
«Корабел.ру» оценил достигнутое на СМП в 2024 году – с учетом данных зарубежных отраслевых наблюдателей

Фото: Владимир Мельник / GeoPhoto
В 2023 году был достигнут рекорд транзитных грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП): согласно подсчетам госкорпорации «Росатом», их объемы достигли 2 120 тыс. тонн. Издание «Корабел.ру» в своём материале оценило то, что произошло на СМП в 2024 году – с учетом данных зарубежных отраслевых наблюдателей, в частности, норвежского Центра логистики Крайнего Севера (СHNL), – основанных на информации нескольких источников, включая автоматизированные системы слежения за движением судов – АИС.
Как сообщает «Корабел.ру»: «С января по сентябрь (включительно) 2024 года аналитики СHNL зафиксировали 79 транзитных рейсов транспортных судов по Северному морскому пути и оценивают перевезенный груз в 2 380 тыс. тонн». Почти 95% транзитного грузопотока по СМП – это перевозки из России в Китай. Если норвежские данные верны – достигнут новый рекорд объёма транзита, но информация будет уточняться по итогам года. Большую долю грузов транзита составила сырая нефть, потом с большим отрывом следуют железная руда, каменный уголь и минеральные удобрения, иные грузы и рыба. Ведутся активные контейнерные перевозки, причем потоки из России в Китай и обратно практически равны.
С запада на восток Севморпути суда прошли 38 раз, а с востока на запад – 41 раз: при этом на запад без груза следовали 26 из 41 судов, а на восток – 7 судов из 38-ми. Специалисты СHNL особо отметили порожнее возвращение СПГ-танкера North Sky, который доставил в Китай партию СПГ из Сабетты, и рейс китайского ледокола Xue Long 2 в Мурманск – формально тот проходил вне основной трассы СМП, ближе к приполярной зоне. В перевозках нефти за три квартала 2024-го приняли участие 14 танкеров, каждый из которых выполнил по одному рейсу в китайские порты, доставив около 1,4 млн тонн нефти. Некоторые суда имели вполне почтенный возраст и невысокий ледовый класс, что не помешало им преодолеть трассу СМП. Кроме того, 7 судов доставили в Китай 315 тыс. тонн железорудного концентрата, 86 тыс. тонн минеральных удобрений и около 300 тыс. тонн угля. Как утверждает «Корабел.ру», за 9 месяцев 2024 года наблюдатели СHNL учли транзит только одной партии СПГ в 72 тыс. тонн, остальные данные статистики по отгрузкам СПГ из порта Сабетта относят к общему грузопотоку по Севморпути.
По словам «Корабел.ру», предварительные итоги арктического транзита-2024 «внушают осторожный оптимизм» – остается дождаться конца года и сверить данные зарубежных наблюдателей с официальной и российской статистикой.
Подробнее о транзитном грузопотоке 2024 года с таблицами и диаграммами – в материале «Корабел.ру».