СШХ впал в безвременье: что ждёт главную железнодорожную магистраль Арктики

Транспорт и логистика
Виктория Бабаева
16 Октября, 2020 | 06:25
СШХ впал в безвременье: что ждёт главную железнодорожную магистраль Арктики
Фото: Александр Попов, russos.livejournal.com

 

РЖД пересмотрели проект инвестиционной программы до 2023 года, и для Северного Широтного хода в ней места (и денег) не осталось. С чем связана отсрочка строительства СШХ и будет ли эта дорога всё же построена – в материале GoArctic.

В начале октября стало известно, что РЖД подготовили новый проект инвестпрограммы на 2020–2023 годы. Общий объём программы составил 3 трлн рублей, и центральное место в ней заняли пассажирские проекты на востоке, а также в европейской части страны. Северный широтный ход, работы над которым были вписаны в прошлую инвестпрограмму, в новой редакции документа получил всего 4,7 млрд рублей (ранее на него планировалось выделить 96,6 млрд рублей), а значит, сроки реализации проекта откладываются. Реальные причины для столь масштабного пересмотра планов у РЖД, как отмечают эксперты, есть.

 

Пандемия всё спишет

Инвестиционная программа АО РЖД пересматривается уже не в первый раз. Недостаток средств для инвестпрограммы в этом году был обнаружен в компании ещё в апреле – из запланированных 821 млрд рублей нашлось 210 млрд рублей. Как тогда писал «КоммерсантЪ», дефицит финансирования связан с экономическим кризисом, вызванным эпидемией коронавируса.

«У РЖД действительно есть проблемы с финансированием инвестпрограммы. Они уже в этом году делали секвестр, и компания не ждёт никаких изменений в следующем году. В связи с этим и были рассмотрены изменения в программе, к тому же актуальность некоторых проектов сдвинулась», – прокомментировал Президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.

Фото: Александр Попов, russos.livejournal.com

 

Важность восточного полигона (Транссиб и БАМ) сохранилась, были даны новые вводные по развитию подходов Азово-Черноморского бассейна, так что СШХ как раз и вошёл в число проектов, реализация которых не столь необходима в короткие сроки. К тому же, как отметил Павел Иванкин, строительство СШХ может потянуть за собой дополнительное финансирование, к чему РЖД не готовы. Речь идёт о необходимости реконструкции Воркутинского узла и других участков Северной железной дороги.

Важным аргументом в пользу отсрочки строительства СШХ также стала не до конца внятная позиция партнёров РЖД по проекту.

Это касается в первую очередь компании «НОВАТЭК», которой принадлежит проект «Ямал-СПГ» в порту Сабетта. СШХ, по планам, должен связать порт с системой РЖД.

«Первоначально компания воспринимала проект, как социальную нагрузку. Прямой нужды в СШХ у них нет, а в текущих непростых условиях – тем более», – считает директор Информационно-аналитического центра Проектного офиса развития Арктики (ИАЦ ПОРА) в Петербурге Игорь Павловский.

Фото: Александр Попов, russos.livejournal.com

 

СШХ – новый Белкомур?

Магистраль Северный широтный ход выигрывала у остальных железнодорожных проектов в Арктике – Белкомура, Баренкомура. Протяжённость дороги должна составить 707 км, магистраль свяжет западную и восточную части Ямала и позволит, как отмечалось ранее в планах РЖД, обеспечить пропуск 23,9 млн тонн груза и в целом поспособствовать развитию Арктической зоны РФ. Ещё в 2017 году в ходе ежегодной пресс-конференции президента России Владимир Путин подчеркнул важность арктических проектов, сделав акцент как раз на СШХ.

Концессионное соглашение по созданию железнодорожного Северного широтного хода было подписано в октябре 2018 года. Срок сдачи проекта СШХ был запланирован на 2022 год. Теперь же точный срок строительства магистрали неизвестен, но эксперты полагают, что, несмотря на отсрочки, дорога всё же с высокой вероятностью будет построена.

Читайте также: Северный широтных ход: дорога на пересечении интересов

«В следующем году мы должны переломить тенденцию и пойти в сторону роста. Можно предположить, что в 2022 году экономика восстановится и удастся достичь увеличения грузовой базы. Это позволит РЖД расширить инвестпрограмму до тех значений, которые определены в долгосрочной программе развития», – отметил Павел Иванкин.

Последнее слово, как всегда, остаётся за федеральным центром.

«Ни один частный инвестор не способен осилить крупные проекты в Арктике. Задача инфраструктурного развития на этих территориях – задача государства, а не бизнеса, так как вложения колоссальны, а срок окупаемости слишком большой», – считает Игорь Павловский.

Ключевой вопрос не столько в деньгах, сколько в решимости и стремлении обеспечить Арктику необходимой инфраструктурой как для людей, живущих там, так и для развития новых сырьевых проектов.

 

***

Виктория Бабаева, специально для GoArctic

далее в рубрике