Сейчас в Арктике:
Ледоход

Северный широтных ход: дорога на пересечении интересов

Северный широтных ход: дорога на пересечении интересов
27 Февраля, 2020, 16:50
Комментарии
Поделиться в соцсетях
Железнодорожная инфраструктура для Арктики важна не меньше, чем Северный морской путь. Среди ряда масштабных проектов, в числе которых и Белкомур, и Баренцкомур, конкретные решения приняты лишь по одной дороге – Северному широтному ходу. И хотя проект уже официально запущен в работу, «победных реляций» за последние два года относительно СШХ практически не слышно. В таких условиях главными вопросами остается то, продлится ли дорога до Севморпути с удастся ли сделать всё в срок. 

Засекреченная дорога

Идея построить железную дорогу вдоль полярного круга обсуждалась еще с конца XIX века, но основательно за этот вопрос взялись во времена правления Иосифа Сталина. После Великой Отечественной войны в СССР было запущено строительство Трансполярной магистрали – дороги по маршруту Воркута – Салехард – Игарка – Норильск. Эта дорога создавалась под грифом «секретно», а ее участки имели кодовые названия – стройка 501, 502, 503. В те времена неразрывно с созданием железной дороги предполагалось строительство порта на мысе Каменный в Ямало-Ненецком автономном округе – примерно на 300 км южнее от современного порта Сабетта. Но позднее стало ясно, что акватория Обской губы слишком мелководна для океанских судов, и от строительства порта на Мысе Каменном по этой причине отказались. Проект железнодорожной магистрали менялся в процессе стройки, и довести дело до конца по ряду причин не удалось. 

После смерти Сталина в 1953 году и освобождения более 1 млн заключенных стройка была остановлена. Какие-то участки Трансполярной магистрали позднее вошли в состав Северной железной дороги, какие-то смогли эксплуатироваться лишь после реконструкции в 1980- годах, а отдельные отрезки остались заброшенными. К мысли создать единую железнодорожную магистраль на севере страны вернулись в начале 2000-х годов. К этому толкало все более активное освоение Арктики, в частности, добыча газа и нефти в Ямало-Ненецком округе. Проект, который сегодня имеет название «Северный широтный ход» (СШХ) с 2008 года был включён в «Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года.
В современном понимании СШХ предполагает строительство моста через Обь между Салехардом и Лабытнангами, железнодорожной линии Салехард—Надым и железнодорожной части мостового перехода через реку Надым. Также в проект входит реконструкция железнодорожного участка Надым—Пангоды, Пангоды — Новый Уренгой—Коротчаево, Коноша—Котлас—Чум—Лабытнанги, в том числе станции Обской. 

«Основной целью проекта является обеспечение пропуска 23,9 млн тонн груза, сокращение протяженности транспортных маршрутов от месторождений в северных районах Западной Сибири до портов Балтийского, Белого, Баренцева морей, а также развитие Арктической зоны Российской Федерации», — говорится в материалах РЖД. В конечном результате СШХ должен помочь разгрузить Свердловскую железную дорогу и Транссибирскую магистраль и в итоге соединить транспортную систему России с Севморпутем.

Магистраль без начала и конца

К непосредственной реализации СШХ с начала 2000-х шли достаточно долго. Еще в 2014 году тогда губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа, а ныне министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин заявлял, что Северный широтных ход должен быть реализован уже в 2019 году. «Есть определенная уверенность, что в этом году (2014 году – прим. ред.) мы начнем строительство моста через Обь и самой железной дороги. И к 2018 году, крайний срок к 2019 году, мы должны эту дорогу построить», — сказал чиновник. Но не случилось. Одной из причин задержек стала смена набора участников проекта и сложные условия финансирования СШХ.

В 2016 году РЖД и правительство ЯНАО наконец согласовали проект строительства дороги на участке Обская – Салехард – Надым – Хорей – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево и прилегающей инфраструктуры. Согласно документу, РЖД должны заняться реконструкцией железнодорожного участка Пангоды – Новый Уренгой –Коротчаево. В свою очередь ЯНАО должен выступить инвестором строительства автомобильной части моста через Обь. В марте 2017 участником проекта также стал «Газпром» — компания подписала соглашение с РЖД. За счет средств «Газпрома» будет осуществлена реконструкция железнодорожного участка Надым (Хорей) – Пангоды протяженностью 104,1 км. 

Новые объекты СШХ строятся по федеральному концессионному соглашению, которое было заключено в сентябре 2018 года после одобрения российского правительства. Концессионное соглашение на финансирование, строительство и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования Обская – Салехард – Надым было подписано между специальной проектной компанией ООО «СШХ» и Федеральным агентством железнодорожного транспорта. Стоимость проекта (без учета стоимости реконструкции участков РЖД и «Газпромом») оценивается в сумму около 113,1 млрд рублей, при этом объем государственных инвестиций составит порядка 12,7 млрд рублей. Частному инвестору строительные расходы и привлеченные заемные средства будут компенсированы за счет доходов от коммерческой эксплуатации дороги в течение 30 лет с момента сдачи в эксплуатацию – до 2052 года. Срок сдачи проекта СШХ запланирован на 2022 год. 
Но риск, что сроки строительства СШХ будут сорваны, есть, считает президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. Но, по его словам, будущее проекта будет зависеть во многом от позиции федеральных властей и крупных сырьевых компаний. 

Борьба или помощь 

Продолжением проекта Северный широтный ход выступает Северный широтных ход – 2, который предполагает создание железнодорожной ветки до Сабетты. За счет этого отрезка пути Северную железную дорогу удастся соединить с Севморпутем. Предполагается, что СШХ—2 позволит сделать СШХ более экономически привлекательным, а также соединение железной дороги с портом позволит увеличить грузопоток по СМП.

Читайте также: Порты Арктики: борьба за лидерство на Севморпути. Часть 3

«Перевозка грузов по СШХ и дальше по Севморпути может оказаться более экономически выгодной, чем по Транссибу, если брать стоимость перевозки одной тонны», — рассказал Павел Иванкин. Однако проблемы могут возникнуть с ритмичностью поставок, причем как на СМП, так и на Транссибирской магистрали, считает эксперт. В первом случае это связано с ледовой проводкой, во втором – с модернизацией путей (Транссиб и БАМ). Так или иначе для железнодорожников было бы интересно увести газ и другие непрофильные для Транссиба грузы на Север. Севморпуть, по словам Павла Иванкина, в данном случае выступил бы не конкурентом, а помощником РЖД.

На сегодняшний момент часть пути от СШХ до Сабетты уже построена, речь идет о линии Обская — Бованенково — Карская, которая была создана для проекта «Ямал» компании «Газпром». Непосредственно до порта требуется достроить участок Бованенково – Сабетта. Правительство ЯНАО в 2015 году подписало соглашение о государственно-частном партнерстве по строительству этого участка. Частным партнером стала российская компания «ВИС ТрансСтрой», но соглашение было расторгнуто в августе 2019 года. Тогда же было заявлено, что строительство железной дороги будет передано в концессию. СШХ – 2 интересовались также зарубежные компании (из Китая), но сомнения относительно окупаемости до сих пор не позволяют проекту сдвинуться с мертвой точки. После переоценки в марте прошлого года предварительная стоимость СШХ – 2 сократилась на 40 млрд рублей и составила 73-77 млрд рублей. 

Но главным препятствием для продления ветки до Сабетты является не столько экономическая сторона проекта, сколько то, что существующий отрезок Обская — Бованенково — Карская принадлежит «Газпрому». Сабетта же обслуживает проект «Ямал СПГ» другой газовой компании – «Новатэка». Вариантов развития событий не много: волевое решение властей и принудительная договоренность сторон; изменение позиции «Газпрома» в связи с приходом в компанию нового топ-менеджера (который, как ожидается, должен появиться уже в этом году). 

Читайте также: Топ-5 самых спорных транспортных проектов в Арктике
Комментарии