Судоходство в Арктике: рост перевозок и забота о льдах

Транспорт и логистика
Виктория Бабаева
22 Апреля, 2020, 08:54
Судоходство в Арктике: рост перевозок и забота о льдах

Фото: Pro-Arctic

 

За последние шесть лет количество судов, заходящих в воды Арктики, выросло на 25%, а общее пройденное расстояние судами в Арктике увеличилось на 75%. Такие выводы представлены в отчете о состоянии судоходства в Арктике, подготовленного рабочей группой программы защиты Арктической морской среды (PAME) Арктического совета. Эксперты оценивали данные за период с 2013 по 2019 год, где под Арктикой понималась территория, указанная в Полярном кодексе. Основной задачей исследователей было проследить, как меняется активность морских перевозчиков в данном регионе, и какие суда чаще всего проходят по территории Арктики.



Было выявлено, что с 2013 по 2019 год число судов, заходящих в воды Арктики, увеличилось с 1298 до 1628 единиц. Несмотря на наличие квот на вылов рыбы, подписание в 2018 году соглашения о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана (документ предполагает отказ стран от коммерческого рыболовства в этом районе до тех пор, пока не будет собрано достаточно научной информации о запасах и экосистеме Арктики) и введение других ограничений, наибольшую часть судов, заходящих в воды Арктики, – это 41% или 671 судно — составляют рыболовецкие суда. Рыбным промыслом в Арктике занимаются все входящие в список арктических государства: США, Канада, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия и Россия. Для ряда этих стран рыболовство является одним из ключевых направлений развития экономики.

Показатели по другим направлениям, представленным в отчете о состоянии судоходства в Арктике, куда более скромные. В частности, за 2017 год в Арктике побывали всего 174 судна с генеральными грузами, 106 сухогрузов, 73 круизных судна, 55 судов с нефтепродуктами, а также 24 газовых танкера и 6 контейнерных судов, говорится в документе. Исследователи отмечают развитие морского туризма в Арктике, рост активности в других не добывающих сферах, что ведет к росту судоходства в регионе и привлекает в арктические воды значительное число различных потребителей. Но все же важно понимать, что в наибольшей степени рост числа судов в Арктике объясняется ведением в последние годы более интенсивной разведывательной деятельности в регионе, более активной добычи полезных ископаемых на арктических землях. Это касается как иностранных проектов, так и проектов российских, таких как «Ямал СПГ» компании «Новатэк», проектов компании «Газпром» («Приразломная» и др.), компании «Роснефть» и других.

Фото: gasprom.ru

Вклад России в развитие судоходства в Арктике достаточно велик, даже если учитывать лишь один показатель – объем перевозок грузов по Северному морскому пути. За тот же период, с 2013 по 2019 год, грузопоток по СМП вырос почти в 10 раз – с 3,9 млн до 30 млн тонн. До 2024 года данный показатель, согласно майскому указу президента России Владимира Путина, должен вырасти еще сильнее – до 80 млн тонн. Также интенсивный рост был зафиксирован по перевалке грузов в портах Арктического бассейна России. В 2013 году операторы морских терминалов в Арктике перегрузили 46,2 млн тонн грузов, в 2019 году более чем в два раза больше – 104,8 млн тонн.

Сейчас из-за пандемии коронавируса, которая привела ко всемирному экономическому спаду, операторы морских терминалов Арктического бассейна теряют объемы обработанных грузов. За январь-март было перегружено 24,9 млн тонн, что на 4,7% меньше, чем годом ранее. Перевалка сухогрузов упала на 9,8%, до 6,8 млн тонн, наливных грузов – на 2,6%, до 18,1 млн тонн. Положительная динамика фиксируется в порту Сабетта, где за первый квартал было перевалено 7,3 млн тонн, это на 8,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В Архангельске грузооборот вырос сразу на 37,0%, до 0,8 млн тонн, что во многом связано с низкой базой прошлого года.

Несмотря на коронакризис, пессимистичные прогнозы многих отраслевых экспертов, основанные на тезисах о слишком длительном развитии ледокольного флота, о недостатке грузовой базы, а также о слабой заинтересованности соседних стран в транзите грузов через Арктику, очевидно, что Россия продолжит вкладываться в развитие нового транспортного коридора. В планах оператора Севморпути, госкорпорации «Росатом», создание собственной контейнерной линии («Росатом» стал совладельцем группы «Дело», совместно с которой планируется развивать перевозки по СМП), в планах добывающих компаний – увеличить объемы добычи, производства и поставок сырья из арктической зоны. Такая активность, безусловно, вызывает опасения у других арктических и даже неарктических государств, ведь освоение Севера может дать России и экономические, и политические, и военные преимущества.

В отчете рабочей группой программы защиты Арктической морской среды (PAME) наряду с данными о судоходстве также представлен график, который показывает, что за последние 10 лет средняя площадь арктического морского льда уменьшается.



Для судоходства это – хорошая новость, поскольку сокращение ледового покрова ведет к увеличению длительности сезона навигации. Но все же не стоит забывать, что для экологов данный показатель является лишним поводом выступить против морских перевозок в северных широтах. Ранее американский производитель спортивной одежды и обуви Nike и некоммерческая экологическая организация Ocean Conservancy выступили с призывом к судоходным компаниям отказаться от перевозки грузов по маршрутам в Арктике. Активисты уверены, что «повышение интенсивности движения судов на арктических маршрутах представляет большой риск и может оказать разрушительное воздействие на окружающую среду». Вместе с этим, в скором времени должен вступить запрет на использование флотского мазута в Арктике, на котором сегодня работают около 75% судов в регионе, и другие ограничения. Подобные акции и нововведения – только начало глобальной борьбы против развития судоходства в Арктике, и чтобы стать победителем в этой борьбе, России придется вложить немало сил.

***

Виктория Бабаева, специально для GoArctic

далее в рубрике