Сейчас в Мурманске

01:42 6 ˚С Погода
6+

Томтор — предчувствие удачи

Полезные ископаемые Северный морской путь
19 Августа, 2022, 10:59

Томтор — предчувствие удачи
Фото Афанасия Маковнева, GeoPhoto.ru.



Согласитесь, нам нравится следить за ходом реализации стратегических инфраструктурных проектов. Соскучились. Людям приятно обсуждать магистрали большой протяжённости, будущие заводские комплексы-комбинаты и новые города-миллионники, способные дать регионам новую жизненную идею или же вдохнуть жизнь заново. Пресс-релизы, оценки экспертов, суммы государственного и частного финансирования, графики… Всё это завораживает, но территории ждут конкретного дела. Порой ждут бесконечно долго.

Однако большой путь начинается с малого шага. И лишь потом подтягиваются по-настоящему крупные игроки и весомые результаты. Норильск, к примеру, тоже начинался с малого: в XIX веке медь, выплавленная братьями Сотниковыми, осталась невостребованной и была «списана в казну», то есть в убытки. Первый уголь Таймыра предназначался для экспедиции Б.А. Вилькицкого и последующей бункеровки заходящих в Енисей торговых и военных судов стран Антанты. Всего лишь. Вывозить продукцию на материк тогда никто не собирался. И лишь потом у реки Норильской возник огромный стратегический комбинат, гигант цветной металлургии.


Редкие земли у полярного круга

Мы уже привыкли слышать о крупных сырьевых проектах в Западной Сибири, а вот с наработками промышленных компаний восточнее Енисея знакомы слабо. Порой кажется, что там их просто нет. Но это не так. И вот пример, наглядно иллюстрирующий эволюцию процессов «от малого к большому». В эти сложные дни вы всё чаще слышите о редкоземельных металлах, об их общемировом значении и дефиците. Чаще всего в связи с этим упоминается Китай, фактически подмявший под себя почти весь рынок редкоземельных металлов.

И мало кто знает, что в якутском Заполярье, в пределах Оленёкского улуса, в 400 км к югу от побережья моря Лаптевых и примерно на четыре градуса севернее полярного круга, есть комплексное месторождение Томтор, имеющее запасы редкозёмов (РЗМ), чрезвычайно востребованных практически во всех высокотехнологичных отраслях. Вообще-то, о Томторе начали говорить ещё в 1985 г., однако более пятнадцати лет здесь не ступала нога геолога, пока в 2014 г. за дело не взялся выигравший аукцион на право пользования участком недр «Восток Инжиниринг» и дочерняя компания «ТриАрк Майнинг». Тогда пообещали, что освоение Томтора начнётся уже в 2018 г…

Между прочим, Томтор — основной стратегический сырьевой источник РЗМ в России, уникальный как по разведанным запасам, так и по содержанию полезных компонентов, запомните это. Оксиды РЗМ применяются при производстве: магнитов, электродвигателей, ветровых и солнечных электростанций, в электронике, химпроме и медицине, в авиастроении, космической и оборонной промышленности. И всего этого на Томторе больше, чем где бы то ни было на Земле. Ниобий, скандий, лантан, церий, празеодим, неодим, европий и самарий. В недрах — перечень из семнадцати элементов.

Даже небольшое количество РЗМ придаёт стали уникальные качества, предоставляя совершенные материалы для скоростного транспорта, небоскребов и мостов. Если обычный электропровод легировать скандием, он перестает окисляться и становится практически вечным. А с добавкой ещё и иттрия его проводимость увеличится в 2,5 раза! При использовании комбинаций из шести-восьми РЗМ можно получить материалы с фантастическими характеристикам. Скандий делает алюминий прочным, предотвращает окисление, после чего корпуса автомобилей можно делать не из железа, а из легированного скандием алюминия. Кстати, корпуса шаттлов в Домодедово или Внуково изготовлены именно из такого сплава — они лёгкие, экономят топливо. Именно такие технологии применяют "Боинг" и "Эйрбас". Так что понять интерес к таким залежам «Ростеха» и «Росатома» можно.

Кстати, количество одного только пентаоксида ниобия в руде участка «Буранный» в три раза превышает его содержание на самом богатом месторождении мира Араша в Бразилии.

 

Ресурсы для конкуренции

Надо сказать, что проект с самого начала вызвал в Якутии общественный резонанс, спровоцированный вбросом в социальные сети информации о радиоактивности руды. Проверка инспекцией охраны природы опасений не подтвердила, а представители компании выступили с заявлением о полной безопасности своего сырья. Уран и торий действительно присутствуют на всех месторождениях РЗМ мира, однако радиоактивный фон совершенно безопасен. В тонне руды Томтора содержится всего 50 гр. урана. В тонне обычного гранита его может быть в два раза больше, в тонне обычной почвы — 30 гр. Средний показатель фона в метре от ящика с рудой — около 30мкР/ч, такой же, как во многих зданиях. При этом естественный фон в пассажирском салоне самолёта рейса Москва -- Норильск, идущего на эшелоне, — 300 мкР/ч. Руда Томтора относится к первой транспортной категории, транспортировка её допускается любыми видами транспорта, как безопасной в радиационном отношении. Тем не менее, перевозка будет осуществляться в специальных защитных биг-бэгах по 2-3 тонны, специальных мягких контейнерах с шестикратным запасом прочности, что практически исключает возможность просыпания на рельеф.

Мировое потребление РЗМ — около 180 тыс. тонн в год, и с развитием технологий оно только растёт. А эпоха кросс-санкций придала редкозёмам существенную политическую составляющую. Проще говоря, это важный козырь.

Монополистом на рынке РЗМ по сей день остаётся имеющий месторождение Байюнь-Обо Китай, который сам же и потребляет около 70% продукции. РЗМ критически необходимы японцам, корейцам, немцам и французам, производящим высокотехнологичную технику и оборудование, которое Россия вынуждена покупать за границей. Освоение запасов месторождения позволит не только полностью закрыть потребности отечественной промышленности в редкозёмах, но и поставлять их на экспорт. Главное, чтобы была руда. И она появилась. Стоимость сырья впечатляет. Килограмм скандия с примесями на мировом рынке стоит около $1,5 тыс, а очищенного до «трех девяток» — $15 тыс. Богатство якутского месторождения — более 150 млн тонн уже подтверждённых запасов руды с высоким содержанием ниобия, тербия, иттрия и скандия.

Ресурсов Томторского месторождения достаточно, чтобы обеспечить редкоземельными металлами 14 из 27 критических технологий, развитие которых предусмотрено программой повышения конкурентоспособности промышленности России.


Зимник и Севморпуть

В 2017 г. жители таймырской Хатанги было обрадовались, узнав из сообщения пресс-службы «ТриАркМайнинг», что соседи наконец-то определились с маршрутом транспортировки — руду планируют вывозить через их посёлок Северным морским путём. Плечо от Томтора до Хатанги — самый короткий маршрут по территории Якутии, ведь протяжённость трассы по территории республики в сторону Красноярского края составит не более 180 км, а общая протяжённость — около 600 км. Трасса свяжет Оленёкский район с морским портом, а пользоваться зимником смогут и местные жители. Такой маршрут не предполагает использования рек, единственная ледовая переправа на реке Анабар планируется в районе минимальных глубин, где уже есть переправа компании «Алмазы Анабара» — говорилось в сообщении пресс-службы.

Будущий зимник трассировали ещё летом 2018 г. На сегодняшний день выполнена оценка возможности строительства дороги, подписано соглашение о намерениях с Хатангским морским торговым портом. Строительство её хотели начать в конце 2020 г., а начало перевозки руды запланировали на январь 2021-го.

По основному варианту якутское сырьё через Хатангский порт должны переправлять по Северному морскому пути, а далее по железной дороге на гидрометаллургический комбинат в город Краснокаменск, в Забайкалье.

Комбинат, где создадут 1100 рабочих мест, введут в эксплуатацию к 2024 г. Переработку сырья начнут на специализированной закрытой площадке «Росатома», там же предусмотрено и хранение отходов производства. Конечной продукцией станут феррониобий, так называемый «коллективный концентрат» и разделённые оксиды редкоземельных металлов. Побочным продуктом выделится элемент торий, востребованный атомной промышленностью при создания топлива для ядерных реакторов.

Однако до сих пор обсуждается и весьма спорный маршрут с выходом к морю на севере Якутии, что только удлинит путь до железной дороги с усложнением навигации. Но окончательное решение, похоже, будет принято ближе к моменту запуска добычи и производства. Однако, как отмечают в компании «Восток Инжиниринг», в любом случае «рудные маршруты» не пройдут ни по населённым пунктам, ни по рекам, ни по особо охраняемым природным территориям.

Для перевозки руды на месте добычи создадут автопредприятие, на котором будет до полутысячи рабочих мест. Приоритет в трудоустройстве будет отдан жителям Оленёкского улуса. Обогащение — уже за пределами Якутии, но окончательное решение по площадке не принято, потому что до конца не определена технология конечного продукта. Ранее прорабатывались и варианты с прокладкой трассы на восток, в сторону реки Лена со строительством на ней причалов, при этом протяжённость зимника составила бы 439 км. Но они признаны менее перспективными вследствие большого количества ледовых переправ и высоких затрат. Лена — река очень сложная, причалы пришлось бы ежегодно восстанавливать. Учли и большие риски, связанные с постоянно меняющимся руслом.

Не совсем понятен трек по СМП после Хатанги. Самый короткий маршрут доставки к железной дороге — по Енисею. Но он действует только летом, поэтому зимой груз придётся складировать в специальном накопителе. Так что перевалка, скорее всего, будет производиться в портах европейской части страны.

Якутия получит новые производства, стимулирующие региональное развитие высоких технологий и налоги. СМП — дополнительную каботажную загрузку в трафике. Что ещё может получить Севморпуть? Прежде всего, динамично развивающийся морской порт с постоянно увеличивающимся трафиком за счёт дальнейшей разработки всего так называемого Томторского треугольника. Кроме создания новых рабочих мест, значение чего для северного посёлка переоценить невозможно, Хатанга в перспективе получает качественный зимник и летние переправы, по которым можно доставлять промышленные грузы и в обратном направлении, на горные предприятия. Всё это позволяет рассчитывать на то, что Хатанга превратится в подобие северо-восточной Дудинки, пусть поначалу и с приставкой «мини», а в море Лаптевых появится ещё один логистический узел — новая опорная территория, которых так не хватает к востоку от Енисея.


Пора приступать к освоению

Новые исследования увеличили прогноз запасов, выявив новые типы богатых руд. Например, дефицитный марганец, месторождения которого после распада СССР оказались на Украине. Запасов Томтора достаточно, чтобы полностью перекрыть нашу потребность в этом ископаемом. Ведь изученные участки — «Буранный», «Северный» и «Южный» — это лишь вершина айсберга. Рядом лежат три других интересных массива. На западе Уджинского поднятия, где находится месторождение, ведётся добыча алмазов, но попутно там находят платину, и довольно много.

Здесь же находится месторождение импактных («ударных») технических алмазов Попигайского кратера, образовавшееся около 30 млн лет назад в результате падения огромного астероида. Попигайские алмазы имеют более высокие абразивные и режущие свойства, нежели естественные и синтетические камни, такой материал незаменим в буровой и инструментальной промышленности, производстве эффективных абразивных и полирующих материалов, а также в обработке, огранке, полировке ювелирных алмазов.

Импактные алмазы — премиальный бонус. Пока оценены запасы только двух участков: недра участка «Скальный» насчитывают более 140 млрд. карат, а залежи участка «Ударный» — 7 млрд. карат. По приблизительной оценке геологов, Попигайский кратер содержит триллионы карат импактных алмазов. При комплексном развитии сформируется горно-геологический кластер, где есть РЗМ, попигайское сырьё, металлы платиновой группы и ювелирные алмазы. Этот Треугольник — кладовая для всей планеты, запасов хватит на ближайшие сотни лет. И этот кластер расположен в Арктике, что имеет огромное геополитическое значение. 

Участок «Буранный» на Томторском месторождении РЗМ планируют запустить уже через год. Ранее датой вскрытия назывался 2021 г, однако в октябре прошлого года компания уточнила, что первую руду с Томтора повезут в 2023-м.
Что сейчас происходит на месторождении, и есть ли у нашей Якутии перспективы сравняться с Китаем в экспорте редкозёмов? Нынче там стоят всего несколько жилых вагончиков для дежурных вахтовиков и кернохранилище. После прохождения необходимых экспертиз здесь появятся карьеры, дизельная электростанция, котельная, большой вахтовый посёлок, ремонтные мастерские, очистные сооружения и дробильный комплекс с сушильным и упаковочным отделениями.

Не все вопросы с минимализацией ущерба и оптимизацией производства получается решить просто. Долго обсуждался сам способ добычи руды: открытый или шахтный? «Восток-Инжиниринг» приняла решение добывать руду открытым способом и только в зимнее время, потому что летом участок представляет собой обычного вида болото. Там просто невозможно добывать руду ни в штольне, ни в карьере: она залегает слишком близко к поверхности, и безопасность работ не гарантирована.

Согласно проекту, на участке Буранном организуют добывающее производство мощностью более 160 тыс. тонн руды в год. На горнодобывающем предприятии откроются сотни новых рабочих мест, прежде всего для местных жителей. Сама же компания «Восток Инжиниринг» зарегистрирована в Оленёкском районе Якутии, соответственно, и налоги от её деятельности будут поступать в региональный и муниципальный бюджеты. 

Но почему же так откровенно медленно движется проект? В 2016 г. было объявлено о намерении построить горно-обогатительный комбинат в Краснокаменске, но основные работы тогда так и не начались. В своё время тогда ещё только министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что добыча руды на месторождении должна начаться в 2020-2021 годах.

Ученые ещё несколько лет назад рекомендовали разрабатывать Томтор и Попигайский кратер совместно, одним хозяином. Вот эти алмазы в огромном количестве, похоже, и смутили умы, спутали планы. Сразу несколько компаний, порой мешая друг другу, вступили в игру за обладание сокровищами Томтора: госкорпорация «Ростех», "Полиметалл", один из ведущих производителей золота и серебра в РФ, дочернее предприятие «Росатома» АРМЗ, а также компании «ИСТ» и «ТриАрк Майнинг». Началась многолетняя суета вокруг Томтора с трудным, а порой скандальным распределением ролей. Разве что китайцы ещё не подтянулись, но я уверен: они не захотят терять монополию на РЗМ и обязательно возникнут на бизнес-горизонте.

Однако не только известная неопределённость в политике освоения территорий страны с привлечением крупного частного капитала и порой недостаточная жёсткость регуляторов являются причиной задержки. Как мне представляется, своё действие оказывает и человеческий фактор, пресловутая роль личности в истории. Жителям Ямала и Красноярского края хорошо знакомы фамилии И.М. Губкина, основоположника нефтегазовой промышленности страны, В.М. Муравленко, руководителя «Главтюменьнефтегаз», знаменитого геолога Н.Н. Урванцева и выдающегося руководителя советской промышленности А.П. Завенягина. Все они были настоящими форейторами прогресса и поступательного движения. Благодаря им открывались месторождения и новые производства, возникали методики, долгосрочные заделы, традиции и школы… С этим на огромной и богатой якутской земле до сих пор наблюдается дефицит. Дефицит пассионарных руководителей с благородным порывом замечательного промышленного патриотизма, готовых своими силами и устремлениями вести за собой, создавать и осваивать по-настоящему новое дело. Да, есть давно привычные алмазы, но что дальше, почему в новостных рубриках «Сделано у нас» мы так редко слышим о Якутии? Складывается впечатление, что республика до сих пор словно живёт в промышленном анабиозе, в укладе середины прошлого века, когда все помыслы наполнены инерцией, бесконечными заботами о межпоселковой логистике, рыбодобычей и животноводством… 

В мае 2022 г. на совещании по вопросам развития АЗРФ с участием федеральных чиновников была поставлена задача ускоренной реализации приоритетных инвестиционных проектов, от которых во многом зависит дальнейшее развитие регионов и благополучие их жителей, сохранение старых и создание новых рабочих мест. Месторождения, расположенные в Арктике, чрезвычайно важны для загрузки Севморпути. На это обратил внимание глава Минприроды РФ Александр Козлов, заявивший:

«Что касается твёрдых полезных ископаемых… Именно они смогут составить часть загрузки Севморпути: строится горно-обогатительный комбинат по добыче и переработке свинцово-цинковых руд и производству концентрата на базе месторождения Павловское в Архангельской области, Томторское месторождение редкоземельных металлов в Якутии, Песчанка на Чукотке, сульфидное месторождение Масловское в Норильске, алмазные россыпи в Якутии».

Что же, давайте поверим в сроки и планы ещё раз.

 

    Автор: Вадим Денисов, Норильск, 2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



далее в рубрике