Угроза арктическим инвестициям: судьбу стивидоров решит Госдума

Транспорт и логистика
Виктория Бабаева
26 Июля, 2020 | 05:57
Угроза арктическим инвестициям: судьбу стивидоров решит Госдума
Фото: astrahan.postupi.online

 

Государственная Дума готовит к принятию законопроект, который позволит хранить агрохимикаты в российских морских портах на территории в 50 метрах от береговой линии вместо 500 метров, как это разрешено сейчас. Портовикам введение новых правил интересно, в том числе стивидорам, работающим в крупнейшем российском порту Арктики – Мурманске. Но после принятия документа в первом чтении в законопроект были внесены дополнительные корректировки, идущие вразрез с его первоначальной целью.

Законопроект № 865816-7 о хранении агрохимикатов в границах водоохранных зон на территориях портов был зарегистрирован еще в 2019 году – документ на сайте Думы датирован 18 декабря прошлого года и подписан еще экс-главой правительства Дмитрием Медведевым. Данный законопроект, по начальной задумке, должен решить проблему по переориентации российских минеральных удобрений из портов соседних стран на отечественные – это касается в первую очередь перевода грузов из Прибалтики.

Проблема заключается в том, что в 2013 году в России был введен запрет на хранение удобрений в водоохранной зоне – то есть ближе, чем в 500 метрах от береговой линии. Стивидоры продолжили работать, но возможности нарастить мощности и установить новые хранилища ближе, чем в полукилометре от берега, лишились. Затем ударили санкции, и необходимость в переводе грузов и по экономическим, и по политическим причинам возросла, но возможности для этого были уже ограничены. Ряд производителей вместо перевода грузов на родину в результате продолжили использовать порты соседних государств, где подобных запретов нет.

«В соответствии с пунктом 14 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года <…> Правительству Российской Федерации поставлена задача по увеличению экспорта отечественной продукции, включая агрохимикаты. Существующие портовые мощности, построенные до введения запрета на размещение складов агрохимикатов в водоохранной зоне, не позволяют переваливать увеличивающиеся объемы агрохимикатов», — говорится в пояснительной записке к новому законопроекту.

И вот, спустя практически 7 лет с момента введения спорного запрета, вопрос начал решаться – 8 июля 2020 года законопроект был принят в первом чтении: «за» проголосовали 313 депутатов, «против» – 51, воздержались – четверо.


Романова Людмила_rolu212080745.jpg

Фото: Людмила Романова, GeoPhoto


Законопроект включает в себя четыре статьи:

  1. дополнения в подпункт 7 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (что является объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня),

  2. дополнения части 6 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ (о проектной документации специализированных хранилищ агрохимикатов),

  3. изменения в пункте 6 части 15 стати 65 Водного кодекса РФ (разрешение хранения пестицидов и агрохимикатов на территориях портов за пределами границ прибрежных защитных полос)

  4. дополнение статьи 6 Федерального закона от 3 июня 2006 года № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (допуск хранения агрохимикатов в границах прибрежных защитных полос в специализированных хранилищах, введенных в эксплуатацию до 1 января 2013 года и расположенных на территориях портов).

Во втором чтении документ сохранил все 4 пункта, но в них появились дополнения, которые оказались существенными, в особенности поправки к 3 и 4 статьям. В третьей статье хранение агрохимикатов предлагается сделать доступным на территориях только морских портов, кроме этого, в границах водоохранных (а не прибрежных защитных) зон. Но, что самое важное, хранение разрешается в специализированных хранилищах, введенных в эксплуатацию до 1 января 2013 года, и допускается только до окончания сроков эксплуатации таких хранилищ — то есть реконструкция объектов и возведение новых сооружений не разрешается. В четвертой статье в новой редакции говорится, что хранилища пестицидов и агрохимикатов не должны находиться на территориях городов и других населенных пунктов. Законопроект был принят в таком виде во втором чтении 15 июля.

 


Фото: пресс-служба АО «ММТП»

 

Как стивидоры, так и ряд производителей отнеслись к данным изменениям в документе отрицательно, так как по истечении срока эксплуатации хранилищ перевалку агрохимикатов в российских портах ближе, чем в 500 метрах от береговой линии, продолжить будет невозможно. Также поправка лишает бизнес возможности расширить существующие мощности вблизи береговой линии. Законопроект может негативно сказаться на проектах в Ленинградской области – в порту Усть-Луга (проект компании «Ультрамар», проект «Еврохима»), в порту Приморск (ООО «Приморский УПК»), а также в крупнейшем порту Арктики Мурманске. Работающее в Мурманском порту ООО «Мурманский балкерный терминал», по данным источников, намерено увеличить свои мощности на 4 млн тонн, до 10 млн тонн. На эти цели компания готова инвестировать порядка 7 млрд рублей только в ближайшие несколько лет, и при определенном стечении обстоятельств данных инвестиций регион может быть лишен.

Изменения в четвертой статье вызвали у российских стивидоров еще больше вопросов, чем ограничение по использованию хранилищ. Ведь если перевалка удобрений будет запрещена на территории населенных пунктов, тогда Россия потеряет все экспортируемые морем объемы – как и во всем мире, в России порты функционируют в городах, и именно порты сотни лет назад стали причиной для создания городов в этих локациях.

Письма с критикой поправок в Думу направили Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ), глава РСПП Александр Шохин и Ассоциация морских торговых портов (АСОП), писал «Ъ». По оценкам участников рынка, зарубежные порты с 2013 года заработали на перевалке российских минудобрений более $1,2 млрд. После шквала критики, 21 июля Госдума единогласным решением вернула законопроект из третьего во второе чтение, и время на доработку законопроекта было продлено до 1 сентября.

Отбить первый удар производители минудобрений и стивидоры сумели, но в каком виде законопроект будет в результате принят, ждать ли портам Балтики и Арктических регионов новых инвестиций, пока однозначно сказать трудно. В ближайший месяц документ ждут новые доработки.

 

***

Виктория Бабаева, специально для GoArctic

далее в рубрике