Сейчас в Архангельске

12:29 6 ˚С Погода
18+

В Архангельске состоялось выездное заседание комитета Госдумы РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики

На круглом столе рассматривались основные вопросы развития Северного морского пути и Арктической зоны России, проблемы северного завоза

Северный морской путь Архангельская область Северный завоз Якутия Госдума
Анна Щетинина
12 марта, 2025, 15:35
В Архангельске состоялось выездное заседание комитета Госдумы РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики

Фото: Кирилл Иодас. Источник: dvinanews.ru


В правительстве Архангельской области состоялось выездное заседание комитета Государственной Думы РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики с участием представителей федеральных структур, государственных компаний и органов власти субъектов РФ. На круглом столе обсуждались ключевые направления развития Северного морского пути и Арктической зоны России, актуальные проблемы северного завоза, информируют пресс-службы правительства Архангельской области и Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутии).

Председатель комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов отметил, что Архангельская область выбрана местом проведения выездного заседания, потому что обладает значимым научно-промышленным потенциалом и лидирует среди других арктических регионов по количеству реализованных резидентами АЗРФ проектов. Резидентами вложено в регион почти 33 миллиарда рублей на более 100 бизнес-инициатив, и создано около четырёх тысяч рабочих мест.

Касаясь тем обсуждения, Николай Харитонов добавил, что для развития транспортной логистики и освоения природных ресурсов как Архангельской области, так и для Арктики в целом большое значение сейчас имеет Северный морской путь (СМП). К 2024 году постоянно растущий объём грузопотока на СМП составил почти 38 млн тонн. Вместе с тем ряд задач, связанных с СМП, требуют дополнительного правового и административного регулирования. Это касается грузовой базы, маршрутов транспортировки, портовых инфраструктур, развития флота, решения кадровой проблемы, совершенствования социальной сферы.

Первый заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов уточнил, что Северный морской путь имеет возможность стать одним из глобальных маршрутов, соединяющих Азиатский регион с Европой, и для дальнейшего роста объёма перевозок по Севморпути необходимо полностью создать соответствующую инфраструктуру, параллельно обеспечив круглогодичную навигацию.

Первый заместитель губернатора – председатель правительства Архангельской области Алексей Алсуфьев акцентировал внимание на возможностях морского порта Архангельска – опорного порта Западной Арктики, обеспечивающего выход в Белое море и Мировой океан как в западном, так и в восточном направлениях. Проектные мощности архангельского порта составляют 11 млн тонн в год, фактически там обрабатывается 6-6,5 млн тонн в год. Для наращивания грузооборота требуется расширение пропускной способности подходной автодорожной и железнодорожной инфраструктуры. Признанием стратегической значимости порта для развития Севморпути стал утверждённый правительством РФ комплексный план развития Архангельского транспортного узла на период до 2035 года. Ключевым пунктом плана является проект по строительству нового глубоководного района морского порта Архангельск в Двинском заливе Белого моря, который обеспечит обработку судов с осадкой до 14,5 метра – это позволит дополнительно провозить через порт около 25 млн тонн грузов.

Председатель постоянного комитета Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутии) по экономической, инвестиционной и промышленной политике Павел Петров высказал мнение по важной для республики теме – обеспечению северного завоза: в России назрела необходимость расширения мер господдержки регионов для обеспечения бесперебойного снабжения территорий северного завоза.

Парламентарий озвучил несколько предложений – предоставление из федерального бюджета субсидий региональному бюджету на возмещение транспортных затрат, на возмещение банковских процентов по кредитам, привлекаемых для северного завоза, инвестиционных грантов на привлечение инвестиций для модернизации инфраструктуры. Также среди предлагаемых мер – разработка федеральной программы льготного кредитования на пополнение оборотных средств для предприятий, осуществляющих закупку и доставку грузов северного завоза, путём субсидирования банков на возмещение части процентной ставки из федерального бюджета. Существующие сейчас меры государственной поддержки не покрывают реальную потребность по завозу грузов: для целей северного завоза, в том числе по СМП, только Якутии, к примеру, необходимо 8 млрд 250 млн рублей – сообщил Павел Петров.

По итогам круглого стола составлен перечень рекомендаций и предложений, которые будут дорабатываться парламентским Комитетом по развитию Дальнего Востока и Арктики.



далее в рубрике