Вода как драйвер экономического развития Арктики

Северный морской путь Природа Арктики
Максим Майоров
21 Сентября, 2020 | 09:47
Вода как драйвер экономического развития Арктики
Фото: Николай Гернет, GeoPhoto

 

Когда говорят про колоссальные арктические ресурсы, то, прежде всего, имеются в виду запасы нефти, газа и металлов. И это действительно так. По современным оценкам, в Арктике сосредоточено около 22% мировых конвенциональных запасов нефти и газа (около 29,9 млрд тонн н.э.), что составляет 13-16% от мировых неразведанных запасов нефти и 28-30% от мировых неразведанных запасов природного газа. Уже сегодня в российской Арктике осуществляется добыча около 80% газа и 60% нефти от совокупной добычи страны. По оценкам, в Арктике находятся значительные запасы минеральных ресурсов: например, в регионе располагается около 11% мировых запасов кобальта, Арктика обеспечивает около 40% мировой добычи палладия, технических алмазов, около 15% мировой добычи платины. Россия располагает абсолютным преимуществом по принадлежащим ей объемам арктических запасов всех вышеперечисленных ресурсов. Именно в Арктике Россия добывает 90% никеля и 60% меди.

Но есть еще один ресурс, про который обычно забывают, но, тем не менее, по своим возможностям он не уступает углеводородам. И это вода. Арктика обладает серьезным водным потенциалом, который выполняет важнейшую экосистемную функцию для планеты в целом. И не только экосистемную, но и экономическую.

«В Арктике сосредоточен громадный запас пресной воды. 69% всех водных запасов находятся в ледниках на полюсах Земли. Кроме того, водные ресурсы, расположенные в Арктической зоне России, являются серьезным экономическим активом», – говорит профессор экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Никоноров.

Надо сказать, что в России пока не вполне осознали все выгоды от использования вод Арктической Зоны Российской Федерации (АЗРФ). Несмотря на то, что в рамках запущенного в 2018 году национального проекта «Экология» действуют четыре федеральных проекта, касающихся вопросов сохранения и пополнения запасов водных биоресурсов, до сих пор нет ни одного регионального или федерального проекта или даже документа, посвященного вопросам освоения и развития водных запасов АЗРФ. И это при том, что на ее территории находится целых пять морей: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское, не говоря уже про ледники и айсберги. В перспективе все это может стать стратегически более важным ресурсом, чем углеводороды.

«К сожалению, Россия пока не готова к рациональному использованию арктической воды как экономического актива. Для того, чтобы стать ключевым участником мирового рынка пресной воды, нашей стране необходимо создание рынка водных ресурсов», – говорит молодежный посланник программы «Цель устойчивого развития 6» ООН в России Ангелина Егорова. 

Гернет Николай_ngrt0965110.jpg 

Фото: Николай Гернет, GeoPhoto

 

«Синяя экономика» по-русски

В 2010 году экономист и общественный деятель Гюнтер Паули выдвинул концепцию так называемой «синей экономики». Суть ее заключается в том, что экономический рост можно и нужно обеспечивать не только за счет обычных нефти, газа, высоких технологий и промышленности, но и посредством использования простых и одновременно предельно доступных ресурсов, управляя всеми процессами с помощью простых и одновременно экологичных технологий. Как уже говорилось ранее, применительно к АЗРФ таким ресурсом может стать вода, которой там очень много: из 9 млн. кв. км арктической поверхности, принадлежащих России, 6.8 млн. кв. км приходится на водное пространство. Его можно и даже нужно использовать с выгодой для себя.

Системообразующим элементом «синей экономики», по всей видимости, будет Северный Морской Путь (СМП). По той простой причине, что по нему осуществляются внутренние и международные крупномасштабные экспортные, транзитные и каботажные перевозки, а также северный завоз. Достаточно сказать, что если из Мурманска в Иокогаму через Суэцкий канал нужно будет пройти 24 тыс. км, то Северным морским путем – менее 11 тыс. От Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути 14 тыс. км, через Суэцкий канал –23 тыс. км, вокруг Африки – почти 30 тыс. км. Сокращение расстояния даст возможность существенно сэкономить топливо, увеличить оборачиваемость судов и улучшить условия ликвидности средств, вложенных в доставляемые грузы. В итоге возникнет самоокупаемая, приносящая доходы арктическая морская транспортная система.

 

Каменская Ольга_okam211087177.jpg 

Фото: Ольга Каменская, GeoPhoto

 

На ее основе получит свое развитие туризм, а именно круизы на ледоколах. По словам Игоря Ясинского, представителя круизной компании «ВодоходЪ», с 2021 года в России появятся круизные туры по Северному морскому пути и вокруг Земли Франца-Иосифа, по Антарктике – чуть позже. Они будут выполняться в летний период на ледоколе «Капитан Хлебников», а с 2022 года к нему добавятся еще два новых экспедиционных судна вместимостью по 150 человек. Рейсы будут длиться от семи до 17 дней, дополнительной опцией может стать использование легких вертолетов. С 2020 года круизы по Севморпути собираются организовывать туристические операторы Камчатки. По словам бывшего Руководителя агентства по туризму и внешним связям Камчатского края Елены Стратоновой, эти туры дорогие, но пользуются большой популярностью, особенно у граждан США и Германии.

«Синяя экономика очень многопланова, одним из ее элементов является туризм. По Северному морскому пути уже ходят туристические суда, переделанные из ледоколов. Спрос на такие туры только растет как со стороны бизнеса, так и частных путешественников. В дальнейшем на этот рынок возможен приход крупных операторов с океанскими судами. Нижнепремиальный сегмент арктического туризма будет развиваться, и у Арктики есть все шансы занять эту нишу», – говорит эксперт по экологическому маркетингу Высшей школы экономики Александр Лебедев.

Еще одним направлением может стать добыча и продажа биоресурсов, благо арктические моря ими богаты. Достаточно сказать, что в Баренцевом и Беринговом морях обитает 80 и 70% соответственно фито- и зоопланктона, до 90% биомассы зообентоса. Определенные перспективы развития рыболовства связываются в последние годы и с Карским морем. Результаты последних экспедиций показали, что по ряду рыбных ресурсов (треска, палтус, пикша, мойва, камбала и др.) там замечены скопления промыслового характера. Все это можно поставлять как на внутренний, так и на внешний рынки. Важно и то, что, в отличие от углеводородов или металлов, биоресурсы возобновляемы, а значит, они могут стать практически вечным источником доходов, принося в бюджет страны немалые деньги и создавая рабочие места. По словам того же Гюнтера Паули, трехмерная рыбная ферма может генерировать две работы на гектар, требуя 25 линий общей стоимостью 7500 долларов, которые производят 600 000 моллюсков и 75 тонн водорослей на гектар в год. 

 

Захарчук Георгий zhg9073557.jpg 

Фото: Георгий Захарчук, GeoPhoto

 

Пресная вода нам поможет

И, наконец, поставки пресной воды на внутренний и мировой рынки. По данным российских ученых, в Арктике находится пятая часть общемировых запасов пресной воды. Отсюда можно брать ее для внутреннего потребления: федеральный проект «Чистая вода» как раз ставит своей целью обеспечение качественной̆ питьевой̆ водой̆ 95,5% городского населения Российской̆ Федерации. А можно продавать и на внешний рынок: по данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня постоянного доступа к чистой питьевой воде не имеет более 2 миллиардов человек. Каждому шестому человеку в мире сейчас не хватает чистой воды, у каждого третьего нет нормальной канализации. К 2025 году недостаток водных ресурсов на планете ощутят на себе 2/3 населения планеты. А в ближайшие 30 лет, по прогнозам специалистов, число обитателей Земли увеличится на 45%. Это приведет к увеличению уровня потребления воды, и, как следствие, к сильному увеличению ее стоимости. Так что и здесь Россия с ее колоссальными запасами пресной воды может оказаться в выигрыше. Хороший пример могут подать Объединенные Арабские Эмираты: с целью увеличения запасов пресной воды с 2020 года компания National Advisor Bureau Limited из Абу-Даби планирует начать транспортировку айсбергов с расположенного неподалеку от Антарктиды острова Херд до берегов эмирата Фуджейра. Стоимость проекта оценивается в 50 миллионов долларов.

И это только находящиеся на слуху источники потенциальных доходов. Если покопаться, их можно найти еще больше. Но самое главное в том, что после многолетнего перерыва их освоение уже начато и первая прибыль уже получена. Чтобы окончательно закрепить эту показавшую себя успешной тенденцию и развивать ее в будущем, ряд экспертов рекомендует разработать и принять федеральный проект по сохранению и оздоровлению водных ресурсов Арктической зоны России. Таким образом, российское государство даст понять, что внимание к Арктике не ослабеет, а будет только увеличиваться, поскольку она была и является не только местом для извлечения тех или иных ресурсов, но и стратегической зоной интересов России на Севере в целом.

 

***

Максим Майоров, специально для GoArctic

далее в рубрике