Арктика – это не только красота природы, но и «Эстетика индустриального»: в Норильске открыта выставка разных видений заполярной промзоны
Выставочный проект приурочен к проведению в Норильске с 30 июля по 2 августа 2025 года V Форума арт-резиденций России
Евгения Мачнева (Санкт-Петербург). «Дефицит Помпиду», 2018
В художественной галерее Музея Норильска (Красноярский край) открылась выставка «Эстетика индустриального» из коллекции музейной PolArt-резиденции. На выставке представлены произведения 14-ти авторов, которые в качестве резидентов PolArt работали над художественными проектами, связанными с исследованием Норильска, заполярного индустриального города: его ландшафтов, его текстур, городской среды и промзоны, формирующих особенности уникального стиля. «Собранные в одном выставочном проекте произведения разных времён и задач представляют собой четырнадцать разных видений не норильскими художниками парадоксального города-машины с его индустриальной эстетикой», – сообщают в пресс-службе Музея Норильска. Выставочный проект приурочен к проведению в Норильске с 30 июля по 2 августа 2025 года V Форума арт-резиденций России, о котором писал GoArctic. В ходе форума кураторы со всей страны исследуют работу современных художников со «смыслами места» на примере работы Полярной PolArt резиденции. «Смыслы места» – это искусствоведческое понятие «сайт-специфичность» (site-specific), которое относят к произведениям искусства, созданным для конкретного места и связанным с его особенностями, пространством и контекстом: их нельзя переместить без потери смысла и художественной ценности.
Так арктический Норильск, самый северный из крупных городов, центр гигантской промзоны, город на краю земли, – становится источником вдохновения для художников, которые находят творческие идеи в самых необычных местах. И чем необычнее места, тем лучше. В норильском Заполярье приезжие художники (из Ярославля, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и пр.) становятся истинными арт-сталкерами, отправляясь в экспедиции по самым экстремальным местам города и окрестностей в самых жестких условиях арктической природы и погоды. Эти экстремальные пленэры и дают порой то впечатляющее искомое для авторских проектов.
Вот некоторые из художественных проектов 14 авторов-резидентов PolArt.
Лукия Мурина (Томск): «Документация пейзажа», 2022. Эстетизация индустриального пейзажа в серии графических произведений. Заводские интерьеры промышленных заводов-гигантов становятся «пейзажем в пейзаже», – «новым пейзажем». GoArctic рассказывал и о другом проекте художницы, в соавторстве с Николаем Исаевым, – «Норильск: архив преодоления». Это художественно-музейный рассказ о трех заключенных Норильлага – шахтере и художнице Ефросинии Керсновской, писателе и инженере Сергее Щеглове, геологе и основателе Норильска Николае Урванцеве.
Лукия Мурина (Томск). «Документация пейзажа», 2022
Наталья Лотарева (Санкт-Петербург): «Геометрия тепла», 2024. Графика на текстиле. Работы отсылают к геометричности городского устройства и теплу рук и времени. «Отогретые почти круглосуточным полярным солнцем улицы города художница как будто запеленала, сохранив теплые дни августа 2024 года».
Наталья Лотарева (Санкт-Петербург). «Геометрия тепла», 2024
Анис Кронидова (Санкт-Петербург): «Климатическая теория живописи», 2016. Театрально-индустриальная эстетика промышленного заполярного города. «Нетипичный зимний Норильск обретает облик театрального закулисья с ирреальными декорациями».
Анис Кронидова (Санкт-Петербург). «Климатическая теория живописи», 2016
Евгения Мачнева (Санкт-Петербург): «Дефицит Помпиду», 2018. Линии наружных коммуникаций промобъектов оплетают и соединяют всё и вся своими трубами и проводами, создавая единый образ города-робота-завода. «Название отражает то, в чем, по мнению автора, нуждается город: в новых пространствах, местах встреч – и в коммуникации людей друг с другом и с большим миром».
Евгения Мачнева (Санкт-Петербург). «Дефицит Помпиду», 2018
Людмила Лунц (Санкт-Петербург): «Норильские хроники: жизнь как чудо», 2018. Графический дневник о пребывании автора в Норильске. Дневник художника – особый вид графики: это рассказы в картинках – «улангах», где переплетаются реальность и мир фантазии. Одним из наставников художницы был иллюстратор-минималист Игорь Улагин, его именем и назван авторский жанр зарисовок – «уланги». «Героями дневника стали музейные экспозиции и события, спектакли Норильского Заполярного театра драмы, хоккейный матч и другие явления местной жизни».
Людмила Лунц (Санкт-Петербург). «Норильские хроники: жизнь как чудо», 2018
Подробнее об этих и других проектах, реализованных в PolArt, теперь можно почитать на специальном сайте polarthistory.norilskmuseum.ru. Сайт пока в процессе доработки, но там уже есть краткие описания, архив афиш и фотографии с вернисажей.