Муралы этнофутуриста из Коми на фестивале манупортов в Финляндии
В хельсинкской галерее Kohta проходит Открытый конкурс современных произведений искусства размером с ладонь и выставка муралов.
Павел Микушев, «Свечение гриба», 2021, панно из четырех работ. Фото: Jussi Tiainen
С августа по октябрь в хельсинкской галерее Kohta проходит Открытый конкурс современных произведений искусства размером с ладонь и выставка муралов.
Галерея организовала контрастный проект: Первый международный фестиваль манупортов и экспозицию монументальных фресок двух художников – Павла Микушева (Республика Коми, РФ) и Оскара Чан Йик Лонга (Гонконг/Франция)
При подготовке фестиваля Kohta провела эксперимент, используя формат open call: галерея размещала рекламу по всему миру, особенно в Финляндии и Швеции, прося всех, кто идентифицирует себя как художник, прислать «манупорт».
Первый международный фестиваль манупортов
Что же такое манупорт? Самое простое объяснение этого археологического и антропологического термина таково: это предмет (чаше – камень), не несущий признаков искусственной обработки, но явно перемещенный (принесенный на свою стоянку) человеком; название происходит от латинских слов manus – «рука» и portare – «носить».
Самый древний из известных манупортов – так называемая галька Макапансгат. Предполагается, что округлый коричневатый камень, напоминающий голову с чертами лица, был подобран из интереса к его внешнему виду и принесен домой, в пещеру долины Макапан, одним из старейших родственников человека – южноафриканским австралопитеком – около 3 млн лет назад. И тот камень с дырочками, размером 7х8см – помещался предку в ладонь.
Вот Kohta и решила организовать всемирное коллективное «будущее» этого древнего увлечения человечества, и заодно возродить художественный интернационализм прошлого – движение мейл-арта с его одинаковой значимостью посылок как из «центров», так и с «периферии».
Витрина с манупортами. Фото: Jussi Tiainen
Событие, проходящее в сложных условиях мировой политической нестабильности и продолжающихся ограничений на поездки и встречи, посвящено свободе творчества и – тому, что художественные институции и кураторы могут сделать для ее защиты и продвижения.
Почти 300 художников из 36 стран на пяти континентах внесли свой вклад в создание современных манупортов.
Не подвергая ни одной заявки на участие какой-либо форме отбора, организаторы отдали предпочтение свободе художников творить и выставлять, а не праву учреждения судить и решать.
Экспериментальную экспозицию произведений искусства размером с ладонь дополнили эффектные монументальные работы двух художников с большим опытом создания росписей, особенно временных, которые будут закрашены после окончания выставки.
Этнофутурист Павел Микушев
Павел Микушев (1962 г.р.) презентовал проект «Свечение гриба» (2021), названный в честь термина «грибное сияние», отсылающего к психоделике и введенного в художественный дискурс московскими концептуалистами 1970-х годов. Проект состоит из четырех ярких масштабных работ на черном фоне, каждая из которых занимает всю стену: «Этно-барокко»; «Вибрация»; «Поклонение предкам»; «Вниз и вправо, вверх и влево».
Павел Микушев – одна из ключевых фигур этнофутуризма, художественного движения, охватывающего изобразительное искусство, театр и литературу финно-угорских народов России в стремлении обеспечить будущее этнической культуре. Движение возникло в начале 1990-х годов XX века. Как писал директор галереи Kohta, искусствовед и куратор Андерс Кройгер: «Этнофутуризм зародился как политическая шутка восемнадцатилетнего поэта в эстонском университетском городке Тарту на закате советской власти. Никто не ожидал, что это перерастет в движение со своими международными конференциями, фестивалями и творческими мастерскими, неофициально базируясь в Удмуртской Республике и до сих пор существуя – спустя 30 лет».
Вид экспозиции с муралами Павла Микушева и витринами с манупортами. Фото: Jussi Tiainen
Первый этнофутуристический манифест был написан в 1994 г., проповедовал «самовыражение и общение» посредством интернета, и тоже был не очень серьезным.
Но в «Тезисах к манифесту» 2011 года уже представлена вполне рабочая программа:
«1. Этнофутуризм – это не стиль, а направление движения и идеология. 2. Художественное творчество – это отход от посредственности и «серьезная игра» с символами, архетипами и мифологическими элементами национальной культуры. Таким образом, это придает им новый смысл в свете современности. Это священное искусство света с положительной и чистой энергией. 3. Возможность сосуществования и взаимного обогащения национальных культур и общечеловеческих ценностей. 4. Оживить мир с помощью глубинного бессознательного, сделать общество более человечным, тонким и восприимчивым. 5. Духовная взаимопомощь, как инструмент более ярких проявлений индивидуальности».
В работах Павла Микушева, представленных в большом зале Kohta, и воплощается синтез национального и общемирового художественного опыта в современном контексте, – что характерно для произведений этнофутуризма.
Вид экспозиции с муралами Павла Микушева и витринами с манупортами. Фото: Jussi Tiainen
Мифотворец Оскар Чан Йик Лонг
В малом зале галереи Оскар Чан Йик Лонг (1988 г.р.) создал иммерсивную инсталляцию, состоящую из двух элементов: настенной росписи китайской тушью под названием «Пун-Гу» (2021) и «Космического яйца» (2021), изготовленного по проекту художника круглого ковра в центре инсталляции. Оба элемента относятся к китайскому мифу о сотворении мира: в начале времен Пун-Гу, первое существо, родился из яйца, которое содержало весь космос.
Оскар Чан Йик Лонг известен своими черно-белыми фигуративными работами; его образы отсылают к восточной мифологии, кинематографу двадцатого века и западному графическому искусству.
Оскар Чан Йик Лонг, «Пун-Гу» (2021) и «Космическое яйцо» (2021). Фото: Jussi Tiainen
В интервью для Kohta Чан Йик Лонг рассказал о своей практике создания иммерсивных фресок, о духовности, отраженной в его работах, о чернилах как символическом материале, и о мифологических мотивах в «Пун-Гу».
«В моих росписях четыре основных мифологических мотива: дракон, черепаха, феникс и тигр. Они известны как традиционные существа китайской мифологии, как стражи. Я думал, что они должны защищать мир, но после пандемии мне показалось, что весь мир рушится, поэтому даже стражи больше не знают, что могут сделать. И я изобразил их так, чтобы они выглядели немного пугающе. В то же время они пытаются перестроить мир, чтобы сделать его лучше для нас».
Оскар Чан Йик Лонг, вид иммерсивной инсталляции. Фото: Jussi Tiainen
***
Анна Щетинина, специально для GoArctic