Сейчас в Архангельске

20:31 -12 ˚С Погода
18+

Обнаружены затонувшие корабли: на Таймыре – подорвавшийся в 1943 году пароход «Тбилиси», в Белом море – погибший в 1915-м норвежский «Лисакер»

Экспедиции РГО и фонда «Люди моря» ищут погибшие во время Первой и Второй мировых войн корабли

Красноярский край Экспедиции История Судоходство в Арктике Мурманская область Горло Белого моря РГО Кораблекрушение
Анна Щетинина
16 июля, 2024, 09:57
Обнаружены затонувшие корабли: на Таймыре – подорвавшийся в 1943 году пароход «Тбилиси», в Белом море – погибший в 1915-м норвежский «Лисакер»

Фото: Сергей Аносов / GeoPhoto



В ходе экспедиций Русского географического общества и совместного с фондом «Люди моря» проекта «Помни войну» на глубине около 45 метров в Горле Белого моря специалисты обнаружили и обследовали затонувшее судно – предположительно, это норвежский пароход «Лисакер», погибший в 1915 году, во время Первой мировой войны (Горло Белого моря или Горло – пролив в Белом море, отделяющий Терский берег Кольского полуострова в Мурманской области от Зимнего берега в Архангельской области).

А в Красноярском крае успешно завершилась работа по поиску затонувшего в акватории Крестовских островов Енисейского залива во время Второй мировой войны парохода «Тбилиси» (Енисейский залив – эстуарий реки Енисей в Карском море, между Гыданским полуостровом и материковой Евразией, зимой покрывается льдом).


«Тбилиси»

Грузовой пароход «Тбилиси» (изначально «Ramses», 1912 года постройки) в 1933 году был куплен Советским Союзом, во время Великой Отечественной войны в составе полярных конвоев перевозил грузы. Затонул в сентябре 1943 года в районе Крестовских островов в Енисейском заливе. По одной из версий, «Тбилиси» выполнял грузовой рейс из Дудинки в Диксон и подорвался на мине, установленной немецкой подводной лодкой. Пароход затонул на глубине около 12 метров. Погибли два человека. Остальных удалось спасти.

Пароход был найден с помощью гидролокатора на глубине 12,7 метра. Поисковые работы велись с катера, который спустили с теплохода «Хансута Яптунэ». Был обследован участок площадью 500 на 700 метров в акватории  предполагаемого места затопления.



Фото: Норильское местное отделение РГО. Источник: krasrab.ru


«Залегает “Тбилиси” с запада на восток, верхние надстройки разрушены, корпус выступает от илистого дна на пять метров. Аквалангисты сделали видеофиксацию частей теплохода с подсветкой мощных фонарей с расстояния 10-30 сантиметров, внесли точные координаты залегания», – рассказал руководитель Норильского местного отделения РГО Максим Миронов, возглавлявший экспедицию. Как отмечают специалисты, для более подробного исследования необходимо будет подготовить более длительную экспедицию.


Фото: Норильское местное отделение РГО. Источник: krasrab.ru


«Уверен, новые поколения должны знать об исторических событиях, о том, что в Красноярском крае во время войны шли боевые действия. Для нас сохранение исторического наследия нашей страны – одно из ключевых направлений в работе», – отметил председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко.

Подробнее – в материале «Красноярского рабочего».

Организовали экспедицию Русское географическое общество, администрация Таймырского Долгано-Ненецкого района, Сибирский государственный университет науки и технологий имени М. Ф. Решетнёва и Норильский дайвинг-клуб «69 параллель» при поддержке агентства развития Норильска и промыслового хозяйства «Енисей».


«Лисакер»

Впервые норвежский пароход «Лисакер» был обнаружен специалистами Центра подводных исследований Русского географического общества в 2018 году. По имеющимся данным, судно погибло в Горле Белого моря 23 июня 1915 года, подорвавшись на немецкой якорной мине, когда следовало из Англии в Архангельск. Взрывом корпус разорвало на две части, которые находятся на глубине около 45 метров на расстоянии друг от друга. В носу расположены два грузовых трюма, заполненные углем.

Фонд «Люди моря» обследовал затонувший норвежский пароход в Белом море. Работы по уточнению координат погибшего парохода и его обследованию с помощью многолучевого эхолота выполнили сотрудники морской инженерной компании «Фертоинг». По результатам подводных исследований будет создана 3D-модель объекта с последующим размещением на ГИС-портале »Россия – от моря до моря».

GoArctic писал об этой экспедиции на гидрографическом катере «Иван Королев»: работа экспедиции РГО и фонда «Люди моря»  в Белом море основана на данных о затонувших кораблях, собранных советскими и российскими исследователями и специалистами Центра подводных исследований РГО. Специалистам Фонда «Люди моря» предстоит уточнить координаты затонувших кораблей и судов и выполнить их обследование с помощью гидроакустической аппаратуры. Будет проведена идентификация обнаруженных ранее объектов, затонувших в годы Великой Отечественной войны – катера-шхуны «Самоед», сторожевого корабля СКР-70, американского транспорта «Кентукки», барка «Ломоносов», грузового парохода «Вишера».Научно-исследовательская экспедиция, которая проходит при поддержке Гидрографической службы Северного флота ВМФ России, направлена на поиск, уточнение местонахождения и обследование кораблей и судов, затонувших в разные времена.



Визуализация данных найденного судна. Фото: Фонд «Люди моря» / korabel.ru

 

далее в рубрике