Выставка «Печорские жОнки» – о тварях бездушных, литературе, истории и жизни – проходит в Ненецком АО
Концептуальная выставка объединяет истории судеб, фотоматериалы и цитаты сказительницы Маремьяны Голубковой
Экскурсия по выставке, которую ведет научный сотрудник Музейного объединения НАО Людмила Умнова / nao-news.net. Фото: naomuseum.ru
Музейное объединение Ненецкого автономного округа (НАО) задумало этот жизненный арт-проект, «Печорские жОнки» – межрегиональным, то есть чтобы он не только в Нарьян-Маре, единственном городе НАО, красиво в музее висел, а – приблизился к народу, поездил по округу. Благо, выставка концептуальная, основанная на смысле – «стендовая», как говорят музейщики.
Премьера состоялась в Усть-Цильме, затем выставка перебралась в село Оксино. А в Нарьян-Маре, в уютных теплых залах одного из выставочных пространств Музейного объединения – «Дома Шевелевых», – представлена расширенная авторская версия экспозиции, которая будет работать до марта 2024 года.
В фотографиях, текстах и архивных аудиозаписях экспозиция показывает женскую долю печорянки конца XIX – начала ХХ века от рождения до смерти. Фотодокументы и сопутствующие им цитаты из произведений местной печорской сказительницы Маремьяны Голубковой и ее редактора и соавтора, собирателя фольклора Николая Леонтьева, описания уходящих и уже ушедших традиций позволяют оценить, как и насколько изменилась жизнь печорских жонок и вообще вся жизнь за прошедший век.
Тварь бездушная
«Трудности начинались с самого рождения. Если на свет появлялся сын, то это была большая радость. Он наследник и опора, на него мать могла положиться, если вдруг что-то случится с мужем. С сыном она останется хозяйкой своего дома. Но если рождалась девочка, то говорили: "На горе, на беду родилась тварь бездушная"», – рассказ научного сотрудника Музейного объединения НАО Алексея Барышева о жизни печорских жонок, начатый с их рождения, передают «Новости Нарьян-Мара».
Музейщики обычно поясняют посетителям, что «тварь бездушная» – это и не «тварь дрожащая» Раскольникова, и не оскорбление. Это – определение статуса, продукт эпохи. Слово «тварь» было обычным для того времени библейским определением живого существа – «тварь божия», производное от «творение». А «бездушная» всего лишь обозначало, что женщинам не полагалось то, что полагалось «на душу» мужчины – ни земельный надел или рыбный участок, который давали только мужчинам, ни расчет «подушной подати». Женщина была существом зависимым и бесправным.
«Социальное неравенство было очень сильным по сравнению с советским периодом и нашими временами. За свой статус в обществе женщине приходилось бороться на каждом жизненном этапе», – продолжает Алексей Барышев.
Экспозиция выставки состоит из блоков, каждый из них посвящен этапу жизни: детству, юности, работе, замужеству, старости. Отдельный блок выставки рассказывает о детской смертности. «Детская смертность была очень высокой и в чем-то обыденной. К ней совершенно иначе относились, чем в наше время. "Бог дал, Бог прибрал", так говорили», – отметил Алексей.
И только в конце жизни, пройдя все перипетии горькой и тяжкой доли, те, кто выжил, не погибнув от родов, побоев, непосильного труда, – приобретали социальное одобрение, авторитет, становились «большухами», «хранительницами традиций», к которым все идут за советом. Но работали печорские жонки, как и все крестьянские женщины, – всегда, до последних дней. Музейщики рассказывают, что выставка, которая продлится до середины марта 2024 года, трогает совершенно разых людей, а когда приходят женщины старшего возраста и рассказывают свои истории, то, по сути, становятся участницами этого концептуального социального арт-проекта «Печорские жОнки», дополняя его контент.
«Я не жизнь жила - горе мыкала»
Сказительница и писательница Маремьяна Романовна Голубкова (1893-1959), чьи тексты использованы в экспозиции выставки «Печорские жОнки», родилась в деревне Голубково Нижне-Печорского района Архангельской губернии (нынешнего Ненецкого АО) в семье батрака. В семь лет была отдана «в люди», в 16 – выдана замуж в Пустозерске. Позднее она рассказывала: «До самой свадьбы не видала жениха в глаза. Бил меня муж смертельно… Ушла от мужа». Второй раз вышла замуж за человека намного старше себя. Родила семнадцать детей, из которых выжило шестеро. Работала в колхозе, участвовала в общественной жизни села. Любила песни, помнила около 500 плачей, причетов, пословиц, старинных частушек.
Свою жизнь с малолетства Маремьяна Голубкова с помощью Николая Леонтьева описала в повести-сказе «Два века в полвека»: «Годы мои не старые, а пережито много. И по миру я ходила, и с малых лет в людях батрачила, и всякого горя довольно хлебнула. В иную пору обжигалась на молоке, в иную пору дула на воду, да что поделаешь, так пришлось!... За свои те полвека я два века прожила». Когда начинаешь читать этот человеческий документ – невозможно остановиться и невозможно не поражаться.
А вообще родина сказительницы – заповедный край народного поэтического слова. Еще в середине прошлого века в каждой деревне Нижнепечорья были свои былинщики, плачеи, сказочники – пишет земляк Голубковой, доктор филологических наук, профессор Ал. Михайлов в предисловии к ее книге.
Особый песенный жанр – женские причитания, в которых выливается переполнявшая душу скорбь. «Певучими слезами» называли причитания в народе. «В нерадостный час завернешь слезу в грустное слово, она и оживет... Так плакала мать моей матери, так плакала моя родная мать. Выкликали они из лесов и тундр свое незнакомое счастье, а оно не откликалось...»
Кстати, недавно проект «Маремьянин год», посвященный 130-летию Маремьяны Голубковой, позволил НАО войти в двадцатку самых читающих регионов страны, о чем писал GoArctic. Да и сама выставка «Печорские жОнки» приурочена к 130-летию рождения печорской сказительницы. Музейное объединение НАО создавало экспозицию совместно с Усть-Цилемским историко-мемориальным музеем А.В. Журавского.
А произведения Маремьяны Голубковой можно почитать здесь.