9 месяцев зимы. Особенности экстремального климата и личный опыт
Даже прожив много лет в Норильске, можно не угадать с погодой и попасть в беду.
Зима в Норильске – это нешуточное испытание, особенно для тех, кто впервые в нашем городе. Да и опытные норильчане, и даже коренные порой от сюрпризов самого сурового для человека климата могут растеряться. И немудрено. Нигде в мире нет города, построенного на вечной мерзлоте при температурах, достигающих по шкале жёсткости 100 баллов! Из-за особенностей зимнего климата в Норильске сформировался уникальный, ни на что не похожий образ жизни, особенности которого зачастую кажутся вымыслом, а рассказы норильчан о реалиях зимней поры воспринимаются на «материке» как байки или городские легенды. Однако большинство наших страшилок или, напротив, позитивных случаев, а то и анекдотов -- зачастую чистая правда. В этом убеждаются все, кто прожил в Норильске хотя бы один зимний сезон. Например, мало кто верит сейчас, что у нас по улицам белый медведь гулял, как собачка на поводке, и это было в 70-х нормально.
Юрий Ледин и его ручная медведица Айка на прогулке в Норильске.
Когда-то, около века назад, первые строители города и комбината впервые в мире столкнулись с необходимостью не только выжить, но и освоить территорию, на которой более девяти месяцев в году лежит снег, часто дуют ветры, причём со скоростью более 25 м/с, а иногда и превышая 40 м/с. При этом температура воздуха то и дело опускается ниже -40С, а снегопад не даёт возможности перемещаться и даже убирать дороги, не говоря о том, чтобы строить их! Кроме того, вечная (многолетняя) мерзлота не позволяла возводить на территории сколь-нибудь надёжные объекты, не говоря уже о многоэтажных домах и тем более о промышленных предприятиях.
Норильчане научились не только преодолевать все эти трудности, но и оборачивать проблемные природные условия себе на пользу. Один только метод свайного фундирования, когда основа зданий полностью вморожена в подземные льды, чего стоит. А таких изобретений было не менее сотни! В результате мы научились жить в самом неблагоприятном климате не только на уровне выживания, но и с максимальным комфортом. Построили красивые и тёплые дома, детские сады и школы, больницы, бассейны и многие другие учреждения соцкультбыта. Даже аквапарк в Норильске есть! Однако так было не всегда. Вот некоторые страницы из многотомной истории личных отношений Человека и Крайнего Севера Именно так – с большой буквы.
"Сельская идиллия" и непокорная мерзлота
В течение нескольких десятилетий (в 30-50 годы прошлого века) большинство норильчан жили в бараках и самостройных домиках-балках, собранных на скорую руку из любого бросового материала – битой опалубки, мусора, упаковки оборудования и тд. Эти ветхие хижины очень плохо держали мороз, отапливались угольными буржуйками и строились вплотную друг к другу – для тепла. На территории Норильскстроя в те годы только официально было зарегистрировано более тридцати таких стихийных посёлков (около четырёх тысяч домов!) Один из них был описан первым главным архитектором города Л.Г. Назаровой в 1956 году. Она в составе комиссии провела обследование «жилого массива, расположенного в низине, между Октябрьской и Заводской улицами, вдоль ручья. Перед нами открылась поразительная картина сельской идиллии: вдоль круто изгибающегося неглубокого ручья по берегам и буграм лепилась настоящая деревня с домиками, сараями, мостиками, с которых полоскали белье в воде, рядом стояли будочки уборных, куры свиньи и собаки в обилии бродили здесь же. Все стекало в ручей, и вода вновь забиралась для бытовых нужд».
И вот такие жилые образования зимой заносились снегом по самые крыши, что вызывало ужас у сторонних наблюдателей, но радость у обитателей таких трущоб. Ещё бы! Теперь теплоизолятором выступал снег, спасая помещения от мороза и от ветра, а дорожки и подступы жильцы расчищали регулярно лопатами, да и окна тоже чистили постоянно. Не для света и панорамного вида, а чтобы в случае сильного снегопада, через окно забраться в дом и открыть входную дверь, которая открывалась только вовнутрь и никак иначе. Понятно, почему? Снаружи такие посёлки представляли собой гигантские сугробы с торчащими трубами, прокопанными дорожками, и норами к дверям и окнам. Та ещё пастораль, но жить было можно, и даже небольшое хозяйство многим вести удавалось. Держали мелкую живность…
Старые балки, 1957 год.
Кроме снега, норильчанам удалось подружиться с вечной мерзлотой. Метод свайного фундирования, основанный на вмораживании свай в подземный лёд, был придуман инженером-заключённым М.В. Кимом в 1948 году, но внедрён только в 1961-м. Темпы строительства в Норильске тогда сразу стали рекордными в СССР. Свайное поле создавалось в три-пять раз быстрее и дешевле любого другого фундамента. Правда, сама мерзлота не собиралась сдаваться человеку так легко и уже во время Перестройки, не получив достаточно уважительного отношения (мёрзлые грунты требуют постоянного присмотра и инженерного обслуживания), стала таять. В результате порядка двадцати домов в Норильске пришлось снести…
Сносят дом, разрушенный подтаявшей мерзлотой.
А вот с ветром жителям Большого Норильска не удалось подружиться по сей день. Знаменитая «чёрная пурга» в январе 1957 года сразу показала, что покорить Крайний север до конца вряд ли возможно. Во все времена на территории Большого Норильска снежные бури были и остаются самым опасным погодным явлением. И не только для стабильной работы производства, но и для жизни людей. Лучше всего непогоду пережидать в безопасном месте, но если это невозможно, то возникает серьёзный риск для жизни. Например, в 1940-50 годах прошлого века расстояние в 3,5 километра между промплощадкой, где располагался тогда основной завод комбината -- никелевый, и Горстроем (территория современного Норильска) люди преодолевали, по большей части, пешком. В те годы пассажирского транспорта было мало, а дороги чистить было крайне затруднительно – не хватало ни техники, ни людей. Так вот на этом пути, который то и дело приходилось преодолевать по узкой тропке или по грудь в снегу, в те годы замёрз не один десяток человек. Освещения не было, к тому же пурга сбивала путников с правильного направления. В полярную ночь легко заблудиться, особенно в отсутствие фонарей… Только в конце 50-х эту дорогу (Октябрьскую улицу) осветили и начали регулярно чистить. Да и автобусов стало гораздо больше, что решило проблему. Кроме того, вдоль некоторых, самых опасных участков дорог в середине прошлого века в Норильске натягивали тросы, чтобы пешеходов не снесло ветром под колёса большегрузных самосвалов.
Пурга: личный опыт
Сегодня планировка города и практика защиты от пурги такова, что мы научились безопасно пережидать непогоду. Однако по сей день в наиболее продуваемых участках города, например, в арках домов, есть поручни, чтобы при шквальном ветре пешеходы могли держаться за них. Тем не менее, полную безопасность при ураганном ветре в Норильске обеспечить сложно. Нечасто, но трагедии происходят. Причём беда иногда приходит сверху. Ветер, бывает, сносит крыши многоквартирных домов, и горе тому, кто в этот момент окажется в том месте, куда упадёт лист кровельного железа или даже кровля сразу половины дома. Именно так случилось весной 2016 года, когда была убита женщина! Кроме того, в новой истории Норильска, как минимум, ещё два раза сорванные ветром крыши убивали прохожих. Для того чтобы воочию убедиться в опасности разбушевавшейся стихии, можно посмотреть много видео в интернете по запросу «Пурга в Норильске».
Из разного личного опыта общения с пургой в Норильске автор этих строк мог бы рассказать многое, однако остановимся на трёх показательных случаях. В 1986 году я работал в районе Надеждинского металлургического завода, что в четырнадцати километрах от города, и неоднократно «застревал» из-за пурги в цеху на несколько суток. Дорогу закрывали, и все работники этой территории вынуждены были ждать окончания снежного шторма, расчистки дорог тяжёлой техникой и возобновления движения автобусов. В один из таких случаев несколько рабочих из нашей бригады, включая меня, решили идти в Норильск пешком(!), что в снежной кутерьме казалось невероятным. Однако у каждого были свои причины не дожидаться милости от природы и рискнуть. Тем более что коллеги из других подразделений завода так иногда делали. Как говорят – охота пуще неволи…
Настоятельно прошу не повторять этот «подвиг». Мы шли больше четырёх часов, и нам сильно повезло, что совпали многие положительные факторы в те часы: ветер был в основном попутный, мы двигались по ровной дороге, которая была хорошо освещена, на ней постоянно работала техника и мы не пробирались сквозь сугробы. А главное -- температура: на счастье, она не опускалась ниже -7С. Поэтому все, хоть и устали, но пришли домой живыми и здоровыми. Даже не обморозились. А вот в других случаях такие же «походы», бывало, заканчивались менее удачно. В приёмном покое городской больницы могут рассказывать часами о смельчаках, доставленных после пурги с сильными обморожениями из разных районов города и его окрестностей…
Вход в общежитие после пурги.
Второй случай произошёл на дороге Алыкель – Норильск в 90-х годах прошлого века. Рейсовый автобус забрал пассажиров, прилетевших в аэропорт Алыкель, чтобы доставить их в Норильск – это около пятидесяти километров хорошей трассы. Наша семья была среди этих людей. Пурга разыгралась внезапно, когда была пройдена почти треть пути и вернуться было более рискованно, нежели двигаться вперёд, к Кайеркану – городу спутнику Норильска. Ветер усиливался каждую секунду. Дорогу заметало, автобус постоянно застревал в этих перемётах. Положение осложнялось тем, что мороз при таком сильном ветре и снеге достигал почти -30С. Очень скоро водитель сообщил нам, что мы в снежной ловушке и автобус застрял в очередном сугробе. Мобильной связи тогда не было и ждать быстрой помощи не приходилось. В салоне было немало семей с детьми, женщины и старики. Тепло в автобусе зависело от запасов бензина и надёжности двигателя, поэтому просто сидеть было нельзя и даже смертельно опасно. Идти пешком – невозможно! Стандартная ситуация для сценария фильма-катастрофы.
После небольшого совещания мы, пассажиры решили толкать автобус до Кайеркана руками: по нашим расчётам до этого города-спутника оставалось порядка пяти километров. Сначала мужчины толкали автобус через заносы, каждые десять минут заходя погреться в салон, потом, по мере продвижения и увеличения сугробов, женщины с детьми начали выходить из салона, чтобы облегчить эту работу. А уже возле Кайеркана автобус толкали все, кто мог! Появился азарт и радость преодоления! Тогда мы спасли себя сами. Как выяснилось, в тот момент мы были одни на трассе. Дорогу закрыли уже после того, как мы уехали, и какое-то время все были уверены, что мы доберёмся благополучно, потому что в самом Алыкеле погода была почти безветренной. Ну, мы и добрались благополучно. Только испугались тогда не на шутку…
Пассажиры выручают автобус из снежного плена.
Снежный морок
И ещё один показательный пример. Мы, коренные норильчане, опытные (многолетние) туристы, всегда осторожны, и даже иногда слишком. Потому что Таймыр ошибок не прощает. Как правило, отправляясь даже в небольшую лыжную прогулку, мы всегда берём с собой и навигатор, и средства связи, и запас пищи, и тёплую запасную одежду, и много чего ещё на всякий случай. Однако и нам несколько лет назад пришлось убедится, что этого мало, а его величество случай может свести на нет любую подготовку даже на самом простом маршруте.
Весной, в апреле, в то время, когда день в Заполярье уже длится почти до утра, мы отправились вдоль талнахских гор на лыжах к водопаду Красные камни. Это самая безопасная прогулка длиной менее четырёх километров, и этим маршрутом ходили многие тысячи человек. Заблудиться невозможно: слева по ходу горы, справа -- лесотундра, под ногами -- снегоходная колея, по которой удобно и быстро идти до цели. Вокруг тепло, хотя и пасмурно, -3С, лёгкий ветерок и хорошая видимость. И прогноз мы посмотрели, очень позитивный прогноз….
Ливневый снег – так называется у метеорологов это явление, которого в прогнозе не было. Он начался внезапно и, в сочетании с усиливающимся ветром, снизил видимость до нуля. Очень быстро из поля зрения пропали восьмисотметровые отроги плато Путорана, куда-то исчезла колея снегоходов, лыжи начали проваливаться, а мокрый снег -- прилипать к ним и мешать движению. Какое-то время мы по инерции ещё шли вперед, но потом развернулись и пошли обратно. Мы так думали, что обратно. Позднее, не увидев знакомых ориентиров, обратились к навигатору в телефоне – направление правильное, но никаких признаков цивилизации нет и в помине. Мало того: наша группа идёт по снежной целине, и приходится по очереди тропить лыжню. Каждый участник тропил по полчаса. Через семь смен мы были в полном недоумении, ибо до пурги, мы отошли от базы всего на 2-3 километра, а возвращались обратно уже около четырёх часов. И приборы показывали, что мы движемся правильно! Только вот ни дороги, ни ландшафта никто не мог узнать. Белая мгла и снежные вихри. Мы заблудились там, где заблудиться невозможно.
К счастью, непогода кончилась так же внезапно, как и началась. Снежная пелена пропала, как и не было. Неподалёку блестели огни Талнаха. Мы оказались практически на том же месте, где нас застала пурга. Словно и не было этих часов напряжённого лыжного хода в полной мгле. Как это объяснить -- мы не знаем до сих пор… Матёрые путешественники называют это явление по-разному, чаще – снежный морок. И рассказывают свои, очень похожие истории. Только в этих историях есть погибшие снегоходчики, которые остались навсегда в тундре в пяти минутах от дома. А мы и сейчас не хотим думать о том, что могло быть, если бы ненастье не прекратилось.
Ещё одним фактором серьёзной опасности является мороз. И он не менее страшен для человека, чем пурга. Но об этом мы поговорим в следующих публикациях. А сейчас хочется сказать, что в нашем климате есть и много позитивных моментов. Не устану повторять, что норильчане не просто научились жить в самом суровом для человека климате, но и создали для себя максимальный комфорт, используя отрицательные природные особенности себе во благо. Недаром ещё в августе 1946 года начальник проектного отдела Комбината Александр Емельянович Шаройко в пояснительной записке к генплану города писал:
Распахнём окно вашей квартиры в городе будущего. И перед вами откроется величественная панорама просторных улиц, площадей, скверов…
По большому счёту, мечты проектировщика сбылись.
Фото автора, из коллекции КИТа, архива Норильска и доступных ресурсов интернета.