Северяне и опасная привычность Арктики

Северные города Природа Арктики
10 Января, 2022, 11:28
Северяне и опасная привычность Арктики
Автор фото Ярослав Никтитин, GeoPhoto.ru


Северный город — он в первую очередь северный, а уже потом город, таков порядок важности сущностей. Однако многие северяне об этом, увы, забывают. Сегодня я обращусь не к полярникам, не к промысловикам, «дальнобоям» на зимниках или вахтовикам, а именно к горожанам, жителям крупных населённых пунктов Заполярья.


Зима набрала полную силу

Полярной ночью особенно сильные пурги, когда ветер порывами «улетает» за 40 м/сек, а из-за несущегося параллельно земле крошева вокруг ничего не видно, в Норильске, например, называют «чёрными». В «чёрную пургу» крыши по улицам летают, не то что люди.

А потом непременно ударят морозы.

Каждую зиму в Заполярье случаются связанные с зимними, часто экстремальными реалиями драматические, а то и трагические происшествия, и нынешний год, уверяю, не станет исключением. На севере огромного Енисейского бассейна он уже начался печально.

В городе Игарке Красноярского края в начале декабря был объявлен день траура из-за гибели шести местных жителей. Трагическая цепь событий началась вечером 28 ноября, когда компания горожан из четырёх мужчин двигалась по Енисею на снегоходах и своевременно не заметила промоину. Выехали 27 ноября, рыбачить собирались в сорока километрах севернее Игарки, ночевать планировали в избе на берегу, вернуться домой — на следующий день. 28 ноября один из мужчин позвонил семье и сказал, что отправляется в обратный путь. Но они не приехали, телефоны стали недоступны. Тогда семеро знакомых на снегоходах поехали на поиски к той самой избе. Однако два молодых человека 20 и 35 лет по какой-то причине отделились от общей группы и провалились под лёд. Оба погибли. Остальные пятеро добровольцев вернулись в Игарку. Новичками жертв происшествия не назовешь. Они понимали, что такое молодой лёд, как коварны свежие промоины и наледи...

Спасатели МЧС нашли на дне реки четыре снегохода. Самих людей ещё ищут, но тела, судя по всему, унесло течением, оно на Енисее сильное. Поиски проходили в сложных условиях: температура воздуха в Игарке по ночам опускалась до -40 градусов.

Порой метёт так, что по дорогам не пройти даже колоннами в сопровождении тяжёлой снегоуборочной техники… Всю страну облетели кадры ночующих в норильском Городском центре культуры людей, которым, ввиду отменённых по решению Штаба «Шторм» автобусных рейсов между городскими районами, было предоставлено размещение в концертном зале. Бесплатное кино, кофе, печенье — обычная практика.

Казалось бы, все алгоритмы давно отработаны, но не тут-то было, ЧП всё-таки случилось. Погода немного улучшилось, и 8 декабря межрайонные рейсы начали возобновлять. И тут же один из автобусов застрял на трассе среди снега и вьюги с полным салоном людей. Сначала водитель, натурально, потерял в метели ориентиры, заплутал на промплощадке. Он долго выбирался на трассу, проталкиваясь через заструги, а неподалёку от района Кайеркан застрял капитально. Как позже выяснилось, возникла проблема с двигателем, о чём командир экипажа — кормчий и рулевой — в течение двух часов сообщить пассажирам почему-то забывал.

Представьте, шестьдесят взволнованных человек без доступа к информации о происходящем глядят через замерзающие окна в снежную темень… Три километра оставалось до пункта назначения, всего три километра, но пройти их пешком по заснеженной магистрали, проложенной среди горной тундры, нереально.

Далее вообще началось что-то непонятное. Не помог ни хвалёный модуль информационной системы экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС, ни надежда на оперативность и опыт водителя. Пассажиры принялись звонить во все инстанции самостоятельно, благо, сотовых телефонов было много. Стучались в МЧС и тот самый Штаб «Шторм», звонили родным-знакомым и в диспетчерскую автопредприятия, после чего и вскрылась картина полного локального рассогласования. Ответственные голоса в трубке обещали срочно выслать вахтовку, люди тщетно ждали, всматривались в метель, поглядывали на часы, перезванивали. И уже другие ответственные голоса удивлённо сообщали застрявшим, что слышат о ЧП на трассе впервые.

Шло время, мороз крепчал, пурга никак не унималась, светлей не становилось. У части пассажиров началась истерика, кое-кто начал выбегать из салона, собираясь добираться пешком, другие их останавливали, отговаривали от чрезвычайно опасной затеи. А «спасительная вахтовка» почему-то двигалась не от ближней точки маршрута, а от самой дальней. В пункте назначения их никто не хватился, не заметил пропажи, не вспомнил о так и не прибывшем к сроку рейсовом автобусе. Вот вам и весь цифровой мониторинг… Хорошо, что всё закончилось благополучно, медпомощь не понадобилась.

Пять часов сжигания нервов, причём люди хорошо понимали, что может произойти, если события начнут развиваться по ещё более негативному сценарию. Но мороз не усилился, а спасательная техника всё-таки пришла.

 

Бывалым тоже случается ошибаться

Со всем этим безобразием, конечно, будут разбираться, сделают выводы, проверят ещё раз протоколы и инструктажи. Но меня заинтересовало кое-что ещё — личная готовность пассажиров. Люди в автобусе ехали всё больше опытные, местные. Работа у них такая — непрерывное металлургическое производство, заводы из-за погоды не остановишь. Так что на свою смену как-то нужно приезжать, иначе предыдущая смена останется у плавильных печей, как и на всех прочих рабочих местах. Хоть тушкой, хоть чучелом, хоть автобусной колонной с жёлтым фронтальным погрузчиком и проблесковыми огнями впереди. Они многое испытали, всё нужное знают.

Пересмотрел любительские видео. Хорошие пуховики, глухие шапки. Однако же не все пассажиры злополучного автобуса были одеты для весьма вероятного в это время года экстрима. Тонкие, почти демисезонные курточки, перчаточки толщиной в миллиметр, вязанные шапочки, продуваемые насквозь… В чём причина? Почему даже многоопытного человеку порой нужен гром небесный, чтобы начать креститься уже безнадёжно отмороженными пальцами?

Характерно, что чаще всего такие происшествия случаются в самом начале зимы или с наступлением «жёсткого сезона» со свирепыми пургами и звенящей стужей. Предновогодними или крещенскими морозами, причём затяжными, норильчанина, как и любого жителя Арктики, не удивишь. Жаловаться на природу мы не привыкли, тем более, что и так уже который год выпрашиваем у затяжной заполярной зимы несколько относительно тёплых недель.

Но теперь настало время настоящих холодов, которые могут растянуться на следующие два месяца. А могут и прерваться потеплением с многометровыми сугробами, климат меняется, прорывы циклонов становятся всё более непредсказуемыми.

Огромный язык ледяного арктического воздуха в декабре привычно захватывает не только Седой Таймыр с Ямалом, но и Якутию, в обширные низменности которой приходят легендарные рекордные морозы, порой влекущие трагические последствия. Увы, именно обычность и даже привычность календарных температур может сыграть с северянами самую злую шутку.

Несколько лет назад в начале января в Намском районе Якутии случилось ЧП, которое я считаю в своём роде типическим, приводя в качестве примера: пять человек выехали на автомобиле ВАЗ на коневодческую ферму, чтобы прицениться к лошадям. По приезду на место покупатели выяснили, что коневода на месте не оказалось. В пустом хозяйстве приехавшие обнаружили оставленную записку — коневод в поисках убежавших собак ушёл на соседнюю базу. Водитель и пассажиры вполне логично, казалось бы, решили поехать за ним, и всё до поры шло нормальным ходом, пока в пути у них не сломалась машина. Поломка оказалась достаточно серьёзной, на месте починить автомобиль не удалось. Сигнала сотовой связи в данной местности не было, а ночью, да ещё и в малолюдной местности, помощи ждать было неоткуда. Несмотря на то, что температура опустилась уже ниже -50, мужчины не остались на месте с костром, а решили добраться до соседней базы пешком.

Двое из них перед поездкой оделись явно не по сезону. Лёгкие куртки не спасали от мороза, и вскоре люди начали замерзать. В финале трагедии один из товарищей, добравшись до базы первым, сообщил о случившемся в полицию, но к приезду опергруппы двое мужчин уже скончались. Замёрзли насмерть.

Надо сказать, что такие дикие случаи периодически происходят по всем северам. И не только у нас, но, например, и в далёкой Канаде тоже, как и на Аляске. Работает самоубийственный житейский принцип: я человек опытный, бывалый, со мной ничего подобного случиться не может.

Подобные происшествия неоднократно происходили и в Норильске, люди получали серьёзные обморожения и даже погибали. Чаще всего инциденты были связаны именно с автотранспортом. После одного из таких ЧП ещё в советское время было выпущено распоряжение по Норильскому горно-металлургическому комбинату, запрещающее выпуск автотранспорта на линию в зимнее время, если он не был штатно укомплектован валенками, рукавицами-шубёнками, а также лопатой и тросом. И контролёры ОТК автопредприятий строго следили за его выполнением, невзирая на недовольство начальников гаражей, у которых срывался план выхода техники на линию.


Неудачное стечение обстоятельств

Обморозиться в крепкий мороз запросто можно даже в черте городской застройки, или, как говорят специалисты, селитебной территории. И обморозиться достаточно быстро, несмотря на то, что вокруг, казалось бы, полным-полно супермаркетов, торговых центров, аптек, офисов учреждений и подъездов жилых домов, куда всегда можно зайти для обогрева. Мешает известное наше «авось». Авось, добегу! Авось, доеду, тепло ведь в салоне…

Однако общие правила безопасности в зимнем городе северянам хорошо знакомы, я же хочу остановиться на причинах именно фатальных случаев. И здесь снова на передний план выходит автотранспорт. 

Подобные инциденты, связанные с морозом и вьюгой, чаще всего начинаются с одного и того же события: случились неполадки с техникой или возникло непреодолимое препятствие на дороге: автомобиль так или иначе потерял самоходные свойства, застрял в снегу и, в худшем случае, сразу заглох. Давайте допустим, что безупречный профессионализм северных водителей сохранился по сей день, и им есть, во что сразу же переодеться потеплей, как и аварийный набор в багажнике имеется. Но кто обещал, что тёплый комплект будет припасён и для вас? Нет уж, вам предстоит выживать в том, в чём вы самонадеянно вышли из дома или офиса.

А вы вышли на улицу в той же легкомысленной одежде, в которой щеголяете при температуре -20 без ветра. Хотя на улице жмёт под -45 с ветром в 10 м/сек, то есть жёсткость погоды составляет 65 баллов.

Зачастую на разумное предложение родным и близким одеться теплее, качественно иначе, мы слышим в ответ: «Что ты волнуешься, мама, я же на такси еду! Прыг, и на работе!». В пределах центральных городских улиц всё ровно так и будет, но что если вы отправитесь из одного отдалённого района в другой — через лесотундру или тундровую равнину? На этих трассах, их ответвлениях, как и на промышленных площадках, имеются достаточно протяжённые участки, где движение окажется нулевым, а дистанция до пункта возможного обогрева — запредельной для легко одетого человека.

Вспомнив, вы и сами назовёте такие безлюдные участки в своём городе или посёлке. Представьте: поздний вечер, адская погода, фатальная поломка в дороге. Движение, и так не особо интенсивное в погодное ненастье и в вечернее или ночное время суток, как назло, словно прекратилось начисто. Никого не видно на дороге, а пара пролетевших во тьме машин и не подумала остановиться... Защита от суровой среды у обездвиженного легкового автомобиля обманчива, на морозе уютный тёплый салон с чарующими звуками шансона стремительно превращается в натуральный холодильник.

Вы, конечно, хватаетесь за смартфон, вытащенный из холодной сумки или бокового кармана куртки, и начинаете звонить не в службу спасения на единый номер 112, что единственно правильно в алгоритме самоспасения, а родным или знакомым, которые трубку долго не берут, а взяв, теряются точно так же, как и вы. МЧС? Но ведь ещё ничего особо страшного не случилось. Десять минут взволнованной непродуктивной болтовни, но за это время вы не указали даже толковые приметы местности, где произошло ЧП. И понятия не имеете, как можно оперативно перебросить свои точные координаты по SMS. Хотя и всякие карты в смартфоне есть, и геолокация.

Аккумулятор, заряженный всего на 40%, быстро сел. Современные смартфоны держат заряд, в лучшем случае сутки. А тут ещё и мороз, проценты тают на глазах. Увы, прошли времена старых добрых финских «звонилок», которым заряда батареи хватало на пару недель, есть у вас при себе такой аппарат?

Водитель-таксист, бегая вокруг мёртвой машины, тем временем тоже пытается дозвониться, набирая номер друзей, не думая обращаться к спасателям: у него что-то не так с документами, не хочет разборок. От радиостанции таксист давно отказался, получая заказы по сети сразу от трёх фирм, так удобней.

Арктический холод делает своё дело, он крадёт драгоценное время, а связи по-прежнему нет, и вам уже реально очень холодно, нужно срочно что-то предпринимать. Не факт, что владелец авто в ожидании помощи решит, спасительного тепла ради, сжигать драгоценную обивку салона.

Значит, вы отправитесь куда-то за помощью сами. На беду, все кризисные решения в такой, почти патовой ситуации следует принимать чрезвычайно быстро и, что очень важно, они должны оказаться верными с первой же попытки.

Что это там темнеет? Вроде бы, вдали виднеются какие-то промышленные строения, похожие на подстанции или склады, но окажутся ли внутри люди? Дошли по морозу и ветру, уже обмораживаясь, и с ужасом убедились, что там никого нет, а сил и времени на вторую попытку не остаётся, ноги не идут, воля потеряна...

Леденящий сердце парадокс — кругом сплошной индастриал: трубы, строения, бетон, асфальт, а человек замерзает.

Собственно, именно это в Якутии и произошло. Даже если вы передвигаетесь на автомобиле в городской черте, всегда остаётся вероятность, что неожиданно возникнет рабочая или иная необходимость прокатиться чуть подальше. Чуть подольше, вы же не будете считать эти несчастные километры под колёсами? А под подошвами?

«Ничего, авось пронесёт!».

 

Одевайтесь правильно!

Единственно верное решение таково: для дней экстремальной погоды вам необходимо иметь дома комплект экстремальной же одежды. Его и следует использовать при таких погодных условиях. Без ретроградного самообмана типа «Где-то в кладовке валяются старые валенки и крытая шуба из восьмидесятых годов прошлого века, хватит, если что». Не хватит, вы никогда не наденете на улицу подобный реквизит из ретро-фильмов. Особенно если вы женщина, всегда следящая за своей внешностью и имиджем. А модная короткая шубка «автоледи», как выяснится в беде, ни черта не греет, — ветер мгновенно выдувает тепло, модельные «зимние» сапоги, в случае чего, выдержат арктическую стужу всего полчаса.

Но выход есть.

Современные высокотехнологичные пуховики, штаны и обувь от специализированных брендов легки, красивы, не сковывают движений, в них вы точно не будете выглядеть так, словно выползли из тайги дореволюционным золотоискателем. Это, что называется, стильно, модно, молодёжно. Есть и женские линейки, очень стильные, кстати. В топовых моделях, как например, в моей куртке «Хан-Тенгри» для альпинистов-высотников, которой я пользуюсь, можно лежать хоть на льду. Да, такая одежда стоит приличных денег, порой не дешевле шубки, и по прибытии на работу вам, в зависимости от дресс-кода, придётся переодеваться. Что ж, воспользуйтесь случаем, вспомните светлое школьное детство и ностальгический мешок со сменкой. Вы живёте в Арктике, не надо с ней спорить в эти сложные недели. Не переспорите. 

Ещё один важный момент — грамотная защита поверхности тела, и для дальнейшего понимания вопроса мы с вами ненадолго перенесёмся на жаркий юг. В долгожданный отпуск, пусть и в виртуальный.

Помните, как во время сильной жары бывает приятно опустить ноги в холодную воду? А будучи в действительно жарких краях, вы наверняка обращали внимание на длинные рукава, закрывающие запястья, и на пёстрые шейные платки местных, которые они регулярно смачивают, охлаждая именно шею.

Это называется так: грамотная работа с естественным теплоносителем организма, с нашей кровью и кровеносной системой вообще. Охлаждение или нагрев крови обеспечивают теплорегуляцию тела очень быстро и эффективно.

Теперь вспомните, как вы одеваетесь и на что реагируете в одежде. «Спина мёрзнет, плечи что-то холодит, предплечья, надо бы свитерок поддеть»... «Ого! Пальцы ног недовольны, мне явно нужны тёплые стельки». В этих местах много нервных окончаний, вовремя посылающих в мозг ураган тревожных сигналов. Мы их слышим и реагируем, принимая соответствующие меры. И вот вы уже выходите из подъезда в тёплых ботинках и варежках, отличная куртка греет тело.

Но что там у вас с лодыжками, запястьями и шеей? Дело в том, что в этих частях вашего тела нервных окончаний мало, оттуда сигналы вовремя и в достаточном объёме не поступают. В то же время, крупные кровеносные сосуды там расположены очень близко к поверхности, они не защищены мышцами и жировым слоем.

Про зоны главных теплообменников мы часто вообще забываем, особенно этим делом грешит беззаботная юность: перчатки коротки, штанишки задраны, да ещё и подвёрнуты, ботинки невысоки, а шарф не носим принципиально, из эстетических соображений. Честно говоря, я думал, что мода на короткие брючки у молодых северян уже прошла, однако в начале зимы опять увидел печальный символ беззаботности.

А в итоге даже в действительно тёплой одежде человек, не замечая проблемы вовремя, испытывает постоянные теплопотери, глупо расходуя энергию — драгоценный ресурс выживания, что негативно скажется в критический момент. Он может не чувствовать переохлаждения и даже и обморожения, зато это очень хорошо чувствует ваше сердце, перекачивая интенсивно охлаждаемую извне кровь. 

Страшный случай произошёл тогда в Якутии, помните о нём.

Берегите себя.

Проверьте готовность своей личной, крошечной, но очень важной системы обеспечения. Ничего сложного здесь нет. Не рассчитывайте на разумность и готовность других, будь то водитель, спасатель или администратор.

Повторю для всех наших северян, невзирая на их опытность: декабрь на дворе, друзья мои, настало время настоящих холодов, которые могут растянуться на много недель. Пора вспомнить великую заполярную истину: «Северянин не тот, кто не мёрзнет, а тот, кто тепло одевается».

От себя же добавлю: одевается вовремя.


Автор: Вадим Денисов, Норильск.




далее в рубрике