Сейчас в Архангельске

15:44 6 ˚С Погода
18+

Александр Балобанов – о стратегии развития Арктики как результате согласования разных интересов и взаимодействий

Разные усилия по стратегическому планированию развития Арктической зоны должны представляться, анализироваться и концентрироваться на коммуникативно-аналитической площадке; такую роль сейчас пытается выполнять ПОРА

Стратегии развития Арктики Материалы ЭЦ ПОРА Комментарии
3 мая, 2024 | 08:57

Александр Балобанов – о стратегии развития Арктики как результате согласования разных интересов и взаимодействий


Суть стратегического планирования заключается в обеспечении системности действия. Стратегия задает целостность, она не складывается из отдельных, самостоятельно сформированных фрагментов, а наоборот, придает им осмысленность и генерирует новые направления действий. И, вместе с тем, наоборот, только из таких фрагментов и может сложиться стратегия – в этом парадокс стратегического планирования и управления. И стратег здесь многосоставен: на территории Арктики находится огромное количество источников деятельности разного уровня и направленности. Как согласовать все эти интересы и усилия, размышляет Александр Балобанов, заведующий кафедрой государственного управления и публичной политики ИОН РАНХиГС.

«Кто и как может обеспечить стратегическую системность на гигантской арктической территории, на которой оперирует огромное количество разных субъектов? Сложности возникают уже на уровне базовых документов. Государственная политика Российской Федерации в Арктике первой целью провозглашает повышение качества жизни населения, Стратегия развития Арктической зоны – обеспечение национальных интересов, госпрограмма «Социально-экономическое развитие Арктической зоны» – поддержку предпринимательской деятельности и привлечение инвестиций, критерии для определения перечня опорных населенных пунктов Арктической зоны отталкиваются от вопросов национальной безопасности, добычи ископаемых, реализации экономических или инфраструктурных проектов. И это только государственные документы федерального уровня. А многое определяется стратегическими документами регионов, корпораций, муниципалитетов и некоммерческих организаций…

Важным фокусом стратегии является фигура стратега, концентрирующего в себе амбиции и волю, обеспечивающего организационные усилия, необходимые для реализации стратегии. Как может быть устроена эта фигура применительно к Арктике?

Стратег здесь изначально многосоставен: на территории Арктики находится огромное количество источников деятельности разного уровня и направленности. О стратегическом согласовании этой разнонаправленной деятельности инструментально можно сколько-нибудь всерьез говорить, вероятно, только в режиме согласования интересов и взаимодействий.

В общем виде здесь можно прорисовать такой арктический управленческий калейдоскоп:


 Уровни управления 

Источники управленческих воздействий

Фокусировка

 Международный

 государственные структуры

 международные корпорации

 международные некоммерческие организации

 политическая конкуренция/ кооперация 

 формирование правил/ порядка

 Национальный

 федеральные государственные структуры

 федеральные/ национальные корпорации

 федеральные/ национальные некоммерческие организации 

 ГЧП

 Региональный

 региональные государственные структуры

 региональный бизнес

 региональные некоммерческие организации

 ГЧП

 Локальный

 структуры местного самоуправления

 местный бизнес

 локальные некоммерческие организации

 качество жизни

 публичная политика


Едва ли не столь же разнообразно экспертное сообщество, занятое разработкой стратегий территориального развития, которое, с одной стороны, отражает и оформляет реальную работу стратегирования, ведущуюся разными субъектами, а с другой – разрабатывает новые варианты решений в этой сфере. Эти варианты могут быть абсолютно фантазийными, решать чисто академические задачи – повышение числа публикаций, защита диссертаций и т.п. – но, в то же время являются лабораторией, где выдвигаются и, проходя горнило академической критики, обтачиваются новые идеи и подходы.

Как строить коммуникацию и, тем более, достигать соглашений и партнерств в этой пестроте?

Можно предположить, что направлением, заслуживающим приложения усилий в этом направлении, могла бы стать организация коммуникативно-аналитической площадки, где бы разные усилия по стратегическому планированию развития Арктической зоны представлялись, анализировались, концентрировались. Такая площадка могла бы быть хранителем опыта арктического стратегирования, местом его критического анализа, позволяющего выделять его основные (стратегические!) составляющие и способствуя тем самым его развитию. Не ПОРА ли?»

 


Эксперты ПОРА – о новых вызовах и возможностях для реализации стратегии развития Арктики:

Читайте также:


далее в рубрике