Сейчас в Архангельске

22:22 3 ˚С Погода
18+

Сергей Никоноров: «Стратегическим планированием развития Арктики нужно заниматься обязательно»

Эксперт ПОРА рассуждает о необходимости изменений в процессах стратегического планирования развития Арктической зоны, о роли мастер-планов как документов стратегического планирования и об инструментальном значении госпрограммы развития АЗРФ

Стратегии развития Арктики Материалы ЭЦ ПОРА
17 апреля, 2024 | 22:11

Сергей Никоноров: «Стратегическим планированием развития Арктики нужно заниматься обязательно»


Стратегию развития Арктической зоны России нужно доработать, сообщив ей более широкий горизонт планирования и прогнозирования – минимум до 2050 года. При этом сделать планы и программы, включенные в стратегию, скользящими, а не последовательными, а также инкорпорировать индикативное планирование, которое даст точную картину на каждый период времени, как мы продвигаемся к Целям устойчивого развития, уверен эксперт ПОРА Сергей Никоноров, доктор экономических наук, директор Центра исследований экономических проблем развития Арктики экономического факультета МГУ имени Ломоносова.


О стратегическом планировании на новом уровне

Стратегическим планированием развития Арктики нужно заниматься обязательно. У некоторых стран, например, у Великобритании и у Китая, есть стратегии, прописанные на более чем 100 лет вперед. Если применять скользящее планирование вместо последовательного, с инкорпорированием индикативного планирования, то работы добавится. Но мы наконец-то уйдем от пресловутой формулы «план – отчет» к формуле «реальных целей и достижений», увидим картину на каждый период времени, как мы продвигаемся к Целям устойчивого развития.

В бюджетном плане необходимо оставлять регионам АЗРФ больше средств, то есть пересмотреть ряд их налоговых отчислений в федеральный бюджет. Регионы и муниципалитеты Арктической зоны должны быть более свободными в финансовом отношении, и только тогда можно будет передать им часть полномочий. Их выполнение может стать более эффективным, если регионы и муниципалитеты будут пользоваться большей относительно нынешнего момента свободой – конечно, при контроле со стороны федерального центра.

Ещё одним элементом устойчивого развития территорий АЗРФ должно стать выстраиваемое крупными компаниями взаимодействие со средним и малым бизнесом. Пока что крупные вертикально-интегрированные компании ориентированы на иное: они гармонизировали свои отношения с федеральной властью, в регионах и муниципалитетах АЗРФ они практически безграничны в своих устремлениях. При этом средний и малый региональный бизнес практически не встроен в системы логистики, добычи и переработки сырья. А нужно развивать локальный бизнес, который мог бы получать положительный эффект от партнерских отношений с крупными игроками. Необходимо внедрить новую региональную модель устойчивого развития с одновременной специализацией и кооперацией регионов. Это сложно, но достижимо, и тогда стратегически мы будем продвигаться к целям устойчивого развития, и качество жизни населения регионов АЗРФ будет неуклонно расти.

Конечно, необходимо и теснее сотрудничать со странами БРИКС+, АСЕАН, ШОС и с другими дружественными и нейтральными странами. Не только усиливать сырьевую направленность экономики АЗРФ, но и стараться растить кластеры, создающие конкурентоспособную продукцию и товары. 


Об инструментальном значении госпрограммы развития АЗРФ

В России реализуется государственная программа социально-экономического развития Арктической зоны РФ, включающая 145 проектов общей стоимостью 5 трлн руб. (в том числе 1 трлн бюджетных средств), 17 из которых определены приоритетными, «якорными». Каждый приоритетный проект является системообразующим, предназначен для решения задачи комплексного развития арктической территории, имеет межотраслевой и межтерриториальный характер, а также создает мультипликативные эффекты для других локальных проектов в регионе, на прилегающих неарктических территориях и в экономике страны в целом. 

Особенность программы в том, что впервые для ее введения подготовлен федеральный закон не отраслевого, а территориального развития. Введена новая экономическая модель развития АЗРФ на основе «опорных зон», который предусматривает: 

  • развитие территории как целостного проекта путем взаимоувязки отраслевых проектов на всех этапах его осуществления; 

  • реализацию проектов федерального значения, межрегиональных и нацеленных на развитие АЗРФ в целом, а также территорий, тяготеющих к АЗРФ и предприятий, научно-образовательных центров, расположенных вне АЗРФ, но выпускающих продукцию и услуги для арктических нужд; 

  • взаимоувязанное применение всего комплекса действующих инструментов и механизмов государственной поддержки. 

В то же время, нужно учитывать, что новый механизм применен для решения уникальной задачи развития макрорегиона, включающего территории уже 10 субъектов, причем некоторые из них входят в Арктическую зону частично. Поэтому возможны сложности в реальном управлении проектами на этих территориях.

В АЗРФ будет крупный комплексный проект территориального макрорегионального значения, в составе которого будет реализовано 17 приоритетных проектов общей стоимостью около 0,8 трлн руб. до 2020 года одновременно, и 1,7 трлн руб. – до 2030 г. В связи с этим предусматривается применение проектного управления и создание сети проектных офисов, основной задачей которых будет межведомственная координация, увязка проектных и программных методов для достижения целевых показателей государственной программы по развитию АЗРФ.  Задача создания, размещения и организации функционирования проектных офисов в опорных зонах требует обоснования на основе применения научных методов организационного проектирования.

Учитывая капиталоёмкость и материалоёмкость приоритетных инфраструктурных проектов, необходимо предусмотреть мероприятия и проекты по развитию строительного комплекса в АЗРФ, в первую очередь промышленности строительных материалов, изделий, конструкций, ориентированных на выпуск инновационной продукции, позволяющей сокращать сроки реализации проектов и повышать качество возводимых объектов инфраструктуры Арктической зоны России.


О роли мастер-планов как документов стратегического планирования

Для комплексного развития населенных пунктов АЗРФ необходимы именно мастер-планы городов, способные стать реальной точкой отсчета дальнейшей урбанизации арктических территорий. Мастер-планы выглядят не только перспективнее, но и легче приспосабливаются к меняющимся реалиям, нежели громоздкие генпланы. 

В ближайшее время может появиться до 25 таких документов. Мастер-план должен быть не просто перечислением новых объектов, он должен включать конкретные направления социально-экономического развития населенного пункта, а также ключевые инвестиционные проекты. То есть это – бенчмарк будущего, плюс реальная стратегия его достижения. 

Для арктических городов не годятся стандартные подходы по строительству и благоустройству. Здесь нужны новые инновационные решения для создания комфортной городской среды. И это, в свою очередь, прямо влияет и на качество жизни местного населения, и на инвестиционную привлекательность территории.



Эксперты ПОРА – о новых вызовах и возможностях для реализации стратегии развития Арктики:

Читайте также:


далее в рубрике