Сейчас в Архангельске

02:03 13 ˚С Погода
6+

Арктика сегодня: арктическая повестка актуализирована на «правительственном часе»

Александр Стоцкий
8 Октября, 2021, 11:52

Арктика сегодня: арктическая повестка актуализирована на «правительственном часе»
Фото: Gatto Fortunato / GeoPhoto


6 октября на заседании Совета Федерации прошёл «правительственный час» с участием вице-премьера Ю. Трутнева, посвящённый арктической проблематике. Коротко о главных темах, затронутых в ходе заседания.

  • Ю. Трутнев напомнил парламентариям о важности Арктики для России. В регионе находятся значительные запасы полезных ископаемых: природного газа, нефти, платины, меди, титана. На территории Арктической зоны формируется более 20% российского экспорта.

  • За последние два с половиной года была создана законодательная база для повышения инвестиционной привлекательности АЗРФ, стратегические документы. Всего было принято 6 федеральных законов и 40 нормативных актов, относящихся к Заполярью. В Арктике создана система преференций, обеспечивающая ускоренное экономическое развитие региона.

  • К 2024 году количество проектов, реализующихся в АЗРФ с государственной поддержкой, составит не менее 320. Объём запланированных инвестиций составит 1,8 трлн рублей, при этом будет создано не менее 30 тыс. рабочих мест. В свою очередь, благодаря преференциям и новым проектам средняя заработная плата в АЗРФ возрастёт до 112 тыс. рублей. 

  • Ключевые задачи по развитию Арктического региона до 2035 года – дальнейшее повышение зарплаты (в 2,5 раза по отношению к нынешним показателям), создание 200 тыс. новых рабочих мест, увеличение продолжительности жизни на 10 лет, переход от миграционного оттока к миграционному притоку населения, реновация городов.

  • Системное условие реализации большинства проектов в Арктической зоне – развитие Северного морского пути. Стратегической задачей является создание на его базе нового глобального транспортного коридора. Важным этапом в развитии заполярной магистрали станет запуск в 2022 году регулярных контейнерных перевозок, а в 2023-2024 годах начнётся круглогодичная навигация по СМП. К 2026 году будут введены в эксплуатацию четыре атомных ледокола проекта 22220, а к 2027 году появится первый ледокол типа «Лидер». К 2030 году грузовой флот ледового класса будет увеличен более чем втрое.

  • В свою очередь, спикер Совфеда В. Матвиенко отметила, что, несмотря на достигнутый прогресс, «это далеко не прорыв». Необходимо активнее создавать условия для ускоренного развития Арктики, повышая бюджетную обеспеченность заполярных регионов и запуская новые флагманские проекты.

  • В. Матвиенко и сенатор от Якутии А. Акимов констатировали недостатки в развитии полярной и малой авиации в высоких широтах. Спикер СФ поручила комитету палаты по экономической политике подготовить слушания на эту тему с участием министра транспорта В. Савельева и сенаторов от регионов Арктики и Дальнего Востока.

  • Вице-спикер СФ Г. Карелова считает необходимым ускорить решение вопросов о включении подпрограммы «Дети Арктики» в госпрограмму по социально-экономическому развитию АЗРФ и о выделении на неё дополнительных бюджетных ассигнований. В целях подготовки медицинских кадров для северных регионов и развития телемедицины целесообразно рассмотреть вопрос о создании Федерального центра арктической медицины.

  • Особого внимания заслуживают вопросы занятости населения в сфере малого и среднего предпринимательства. Важно создавать условия для их развития, в том числе путём их привлечения в крупные проекты.

  • Для предупреждения экологических катастроф, включая аварии на промышленных объектах, нужно ускорить внесение в Госдуму законопроекта о создании государственной системы мониторинга состояния многолетней мерзлоты.

«Арктика сегодня» – цикл статей Александра Стоцкого, генерального директора Проектного офиса развития Арктики, в которых анализируются важнейшие тренды международной, федеральной и региональной арктической повестки.
далее в рубрике