Арктика за неделю: ВЭФ, развитие дальневосточных регионов и перспективы Севморпути

Александр Стоцкий
3 Сентября, 2021, 15:33
Арктика за неделю: ВЭФ, развитие дальневосточных регионов и перспективы Севморпути

Фото: Игорь Георгиевский / GeoPhoto

Восточный экономический форум подсвечивает новые возможности ДФО и АЗРФ

2-4 сентября во Владивостоке проходит VI Восточный экономический форум, являющийся одной из важных площадок для обсуждения дальневосточной и арктической проблематики. На повестке дня ДФО – реализация крупных прорывных проектов, стимулирование притока населения, содействие опережающему росту качества жизни. В контексте развития региона государство обозначило курс на переход от решения текущих задач к стратегическому формулированию целей и приоритетов на отдалённую перспективу.

Сырьевой потенциал арктических регионов – один из ключевых активов России, предопределяющих её перспективы как глобального игрока. По оценкам Минэнерго и Минприроды, запасов нефти и газа в Арктике может хватить РФ на сотни лет. В то же время, специфика Заполярья требует значительных инвестиций в меры по освоению, разработку технологий, геологоразведку и создание инфраструктуры, что, в свою очередь, актуализирует потребность в преференциальных режимах и льготных инструментах. При этом развитие Арктики должно носить устойчивый характер: по словам Президента РФ В. Путина, необходимо рачительно, по-хозяйски относиться к этим богатствам. Это обуславливает особую роль научно-исследовательских и экологических проектов, реализуемых за Полярным кругом. Подробнее.


Минвостокразвития о первоочередных задачах государственной политики в АЗРФ и ДФО

Глава Минвостокразвития А. Чекунков поделился своим видением перспектив и ключевых задач развития ДФО и Арктики. В Минвостокразвития считают: население ДФО способно расти по объективным причинам – новые проекты, появившиеся благодаря преференциям, стимулируют рост рынка труда и увеличение зарплат. Существует возможность привлечь до 2 млн человек на горизонте 15 лет, но для этого потребуются крупные инвестиции в инфраструктуру и жильё.

Идёт работа над обеспечением опережающего роста экономики ДФО – до 8% в год. Министерство рассчитывает вывести округ на такие темпы в перспективе 3-4 лет. Параллельно Минвостокразвития ведёт работу над увеличением бюджета дальневосточных регионов пропорционально их вкладу в национальное богатство страны. Подробнее.


СМП – драйвер второй волны освоения Арктики

В Минвостокразвития убеждены: СМП способен достичь к 2024 году целевого показателя по грузоперевозкам в размере 80 млн тонн в год. Для этого необходим запуск ряда ключевых проектов – прежде всего, новых углеводородных кластеров в АЗРФ. Помимо обеспечения внутренних и экспортных перевозок, СМП сможет выполнять и роль международной транзитной артерии уже в перспективе нескольких лет. Минвостокразвития и ГК «Росатом» работают над запуском регулярной контейнерной линии, соединяющей порты ДФО с грузовыми терминалами Европейской части РФ. 

Важнейшим элементом экономической устойчивости СМП является круглогодичный характер навигации, который предстоит обеспечить в ближайшем будущем. Эту задачу поможет решить ввод в строй самых мощных на планете ледоколов класса «Лидер» и других судов ледового класса. Транзит позволит диверсифицировать бизнес-модель СМП, параллельно упрочив транспортную безопасность и нашей страны, и партнёров РФ в Юго-Восточной Азии. Подробнее.


Александр Стоцкий

далее в рубрике