Что нового и необычного произошло в «Заповедниках Таймыра», по наблюдениям специалиста
Об интересных моментах из быта зверей и птиц рассказывает ведущий научный сотрудник «Заповедников Таймыра»
«Летний» песец на охоте. Фото со страницы «Заповедников Таймыра» в vk.com
«Заповедники Таймыра» – это самая крупная особо охраняемая природная территория Евразии, которая отхватывает примерно 10,5 миллиона гектаров и объединяет заповедники «Путоранский», «Большой Арктический» и «Таймырский», а также два заказника – «Пуринский» и «Североземельский».
В ходе комплексной сотрудников заповедников по территориям в этом году подмечено много нового и необычного, о чем в серии репортажей рассказывается на странице «Заповедников» в vk.com.
«Длинноклювики побеждают короткоклювиков» – как изменение климата влияет на птиц
Летом в районе биостационара «Пура» проводились зоологические наблюдения и мониторинг состояния почв. О своих наблюдениях рассказывает доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Заповедники Таймыра» Сергей Павлович Харитонов:
«Речь идет о куликах. Так вот, куликов короткоклювых в исследуемом районе все меньше и меньше. Почему? Еще профессор Ю.И. Чернов заметил эту закономерность: когда идет глобальное изменение климата, – слой мха нарастает, и короткоклювым трудно доставать еду. Тогда приходят длинноклювые. У нас это – бекас, азиатский бекас, гаршнеп.
Все предыдущие годы их было мало. Азиатский бекас, дай бог, один самец появлялся. Гаршнепа в 2015 даже не видели, а только слышали. В этом году азиатских бекасов уже особей 5. Пусть это единицы. Но для них это – продвижение на север! И гаршнепов длинноклювых стало больше. Они увеличивают тут численность.
А вот короткоклювых чернозобиков, куликов-воробьев, бурокрылых ржанок стало, наоборот, заметно меньше. Возможно, они пошли на север, где мох пока еще маленький».
«Лемминговый сезон без лемминга»
Лемминги – грызуны из семейства хомяков. Они не впадают в спячку зимой, быстро размножаются, поэтому являются важным звеном в пищевой цепочке большинства хищников тундры – песцов, горностаев, белых сов, канюков, кречетов.
Так вот в «лемминговые сезоны» – то есть в периоды, когда эти и так плодовитые зверьки размножаются особо успешно – нехищные гнездящиеся птицы чувствуют себя спокойнее, потому что внимание хищников направлено на грызунов.
Но этим летом Сергей Павлович Харитонов в экспедиции по заповедникам отметил новый тренд – «лемминговый сезон без лемминга»:
«В лемминговые сезоны массово гнездятся, и гнездятся успешно, – гуси. Это связано с тем, что песцу выгоднее охотиться за леммингом, чем за яйцами птиц: зверьков он разом может набрать в пасть целую гирлянду и отнести в нору, а с яйцом так не получится – максимум одно яйцо, и то его надо умудриться донести до потомства. Тем не менее, лемминга в этом году не было, а птицы все же почувствовали особенно сильное стремление размножаться. Они загнездились в тундре, потому что было мало снега (обычно они в этом районе сооружают гнезда на островах). Но, вопреки ожиданиям, песец разорил всего несколько гнезд, а потом ушел. По всей видимости, густые заросли ивняка, ерника высотой 20-30 сантиметров сделали поиск лакомых гнезд настолько энергозатратным для песца, что он решил переключиться на береговую линию – в широкой полосе метров 200 от Пуры и Малой Быстрой съел практически все. Правда, потомства так и не завел в этом году. Самому бы пропитания хватило…».