Между транзитом и каботажем: какое будущее ждёт Севморпуть
Предложение о расширении границ Северного морского пути или создании новой магистрали, охватывающей территории за пределами Карских Ворот на западе и мыса Дежнева на востоке, появляется в медиапространстве регулярно. На этот раз в повестку включились главы регионов, причем не только арктических.
Фото: Вадим Штрик, GeoPhoto
Предложение о расширении границ Северного морского пути или создании новой магистрали, охватывающей территории за пределами Карских Ворот на западе и мыса Дежнева на востоке, появляется в медиапространстве регулярно. На этот раз в повестку включились главы регионов, причем не только арктических.
Губернаторы Мурманской и Архангельской областей, Сахалина, Камчатки и Петербурга выступили с идеей создать и развивать Большой Северный морской путь. Соответствующее письмо главы субъектов направили еще в конце февраля этого года вице-премьеру, курирующему Арктику, Юрию Трутневу.
По их задумке, магистраль будет охватывать российское побережье Северного ледовитого океана и даже немного больше — всё расстояние от Петербурга до Владивостока. Предполагается, что это позволит сформировать комплексный подход в развитии Севморпути, а также поможет увеличить объемы каботажных перевозок. Губернаторы отметили, что использование инфраструктуры Мурманска и Архангельска (что очевидно), а также Сахалина, Камчатки и Петербурга (что вызывает определенные вопросы) имеет существенное значение в развитии перевозок по СМП.
Что касается развития магистрали — для этого, по мнению глав регионов, необходим ряд мер государственной поддержки. В частности, по снижению тарифов на ледокольную проводку, а также по разрешению на использование судов по чистой воде без ледового класса и без ледокольного сопровождения, пишет РБК. Кроме этого, нужна помощь по обновлению докового хозяйства, модернизации основных фондов и производственных мощностей судоремонтных предприятий. Вместе с этим губернаторы отметили необходимость в программе импортозамещения в сфере судового оборудования.
Фото: Людмила Романова, GeoPhoto
Дотянуть до цели
Объём грузоперевозок по Северному морскому пути в 2020 году увеличился на 4,7% по отношению к 2019 году и достиг отметки 32,97 млн тонн — данные ФГБУ «Администрация СМП». Нынешний год начался с падения: за первые три месяца 2021 года по СМП было перевезено около 7,5 млн тонн грузов, снижение составило 3,9%. Количество выданных разрешений на плавание в акватории СМП упало на 10%, до 56 единиц (из них 22 судна – под иностранными флагами).
Падение в начале текущего года лишь подтверждает скепсис многих отраслевых экспертов относительно того, что объем перевозок по Северному морскому пути к 2024 году достигнет целевого показателя в 80 млн тонн (такая задача была обозначена в майском указе 2018 года президентом России Владимиром Путиным). Предложения расширить СМП возникали ранее в том числе для того, чтобы добрать необходимые объемы.
В 2020 году говорилось о включении в акваторию СМП Баренцева, Белого, Печорского, Берингова и Охотского. Но нынешние границы Северного морского пути определены в Кодексе торгового мореплавания и связаны с ледовой обстановкой в этих районах. Внесение изменений — расширение границ СМП — привело бы к возникновению противоречий с международным правом. Так что от этой идеи было решено отказаться.
Позднее появился Северный морской транспортный коридор (СМТК) — магистраль, которая должна охватить все порты Русского Севера. Заместитель директора дирекции – директор департамента развития Северного морского пути и прибрежных территорий Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко говорил о том, что закрепление понятия СМТК является в некотором смысле возвратом к опыту СССР, а именно Главсевморпути. При этом новый транспортный коридор не является заменой Севморпути.
Читайте также: Расширение Севморпути или новый транспортный коридор в Арктике
На официальном сайте «Русатом Карго» (предприятие госкорпорации «Росатом») сообщается что компания работает на формирование транспортной магистрали Северного Морского Транзитного Коридора (СМТК). Однако конкретных планов по развитию СМТК на текущий момент не озвучивается.
Фото: Ярослав Никитин, GeoPhoto
Выбор курса
В этом году интерес к Северному морскому пути усилился после недавнего инцидента — когда контейнеровоз «Эвер Гивен» сел на мель в Суэцком канале.
«Думаю, весь мир почувствовал, что хорошо бы, чтобы был резервный вариант. А этот вариант только один — Северный морской путь. Он становится все больше по количеству провозимых грузов, становится все длиннее с точки зрения навигационного периода», — заявил после всех событий вице-премьер Юрий Трутнев.
По его словам, СМП может стать альтернативой Суэцкому каналу, если стоимость перевозки грузов по этому маршруту удастся снизить, причем за счет государственной поддержки. На данный момент использование СМП оказывается примерно на треть дороже, чем провоз грузов по южному маршруту.
Директор Информационно-аналитического центра Проектного офиса развития Арктики Игорь Павловский уверен, что проект «догнать и обогнать Суэц» вряд ли когда–то станет реальностью. Среди причин — время и стоимость доставки, а также отсутствие обратной загрузки.
«На южном маршруте по пути следования есть множество портов, где контейнеровоз разгружается или дозагружается, что делает перевозку выгоднее. На пути из Китая в ЕС есть такие центры производства, как страны ЮВА, Индия, Пакистан, Иран. На российском побережье Северного ледовитого океана — нет,» — отметил эксперт.
Кроме того, таких денег, как получает Египет за проход кораблей по Суэцкому каналу Россия за СМП не получит.
«Арктика — это наша внутренняя история. И если осваивать регион, то делать это без морского транспорта и организации регулярных грузоперевозок по СМП бессмысленно», — подчеркнул Игорь Павловский.
Фото: Ярослав Никитин, GeoPhoto
Предполагается, что как раз Большой Северный морской путь позволит сконцентрироваться на внутренних перевозках в Арктике.
«"Сквозное" регулирование каботажных перевозок от Дальнего Востока до Санкт-Петербурга может сыграть положительную роль в их развитии и в привлечении дополнительной грузовой базы, однако вопрос состоит в том, какому ведомству будет поручено этим заниматься и как будут распределяться средства, на это выделяемые», — прокомментировал GoArctic главный редактор «Портньюс» Виталий Чернов.
Для развития морских перевозок в Арктике России не хватает одного — и речь даже не в создании ледокольного флота и финансовой поддержки проектов — единой позиции и наличия четкого плана. Создание эффективной водной магистрали на Севере возможно, необходимо лишь задаться такой целью всерьез и реализовывать это единым фронтом.
***
Виктория Бабаева, специально для GoArctic