Сейчас в Арктике:
Арктическая зима

Расширение Севморпути или новый транспортный коридор в Арктике

Расширение Севморпути или новый транспортный коридор в Арктике
5 Февраля, 2020, 10:48
Комментарии
Поделиться в соцсетях

Идея создать новую магистраль в Арктике шире Северного морского пути за последний год звучит все чаще. Амбициозную задумку обсуждают как в кулуарах, так и на открыто на международных форумах и экспертных площадках. Осенью прошлого года мысль создать новый транспортный коридор начала принимать реальные очертания. Тогда заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Функции единого оператора Северного морского пути (СМП) Александр Крутиков заявил, что в стратегии развития Арктики до 2035 года будет введено такое понятие как Северный морской транспортный коридор (СМТК). Новая магистраль, по задумке, должна охватывать практически все порты Русского Севера, в отличие от Севморпути. 

И вот в начале 2020 года было заявлено, что целесообразность создания нового транспортного коридора прорабатывается. Об этом в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал заместитель директора дирекции – директор департамента развития Северного морского пути и прибрежных территорий Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко. По его словам, закрепление понятия СМТК является в некотором смысле возвратом к опыту СССР, а именно Главсевморпути. Представитель Росатома подчеркнул, что транспортный коридор не является заменой Севморпути, но идея, по его словам, в целом правильная. 

Что не так с Севморпутем?

Сегодня основным российским судоходным маршрутом в Арктике является Северный морской путь. И хотя в советские времена СМП простирался от Баренцева моря до Берингова пролива, в современной России Севморпуть получил новые границы и стал короче. Его акватория включает в себя только наиболее «холодный» отрезок – строго от Карских ворот на Западе до мыса Дежнева в Беринговом проливе, что было закреплено в 2012 году в Федеральном законе №132. То есть на данный момент в список портов Северного морского пути не включены ни Архангельск, ни Мурманск, которые располагаются на территории Арктической зоны России (АЗРФ). 

Согласно майскому указу президента России Владимира Путина, к 2024 году объем перевозок по Севморпути должен быть увеличен до отметки 80 млн тонн. По итогам 2019 года данный показатель составил менее половины от этого объема – 31,5 млн тонн. Как и в предыдущие годы, наибольшая доля проходящих вдоль северных территорий России грузов приходится на полезные ископаемые, добытые в Арктике, и в ближайшее время мало что изменится. Предполагается, что желанные 80 млн тонн позволят обеспечить «Новатэк» за счет СПГ с заводов на Ямале и Гыдане, «Газпром нефть» за счет добытой в Арктике нефти, а также некоторые другие компании, работающие в северных широтах.  

В Министерстве транспорта РФ считают, что показатель в 80 млн тонн будет достигнут, и бурного роста перевозок по СМП стоит ожидать в 2023 и 2024 годах – на 13 млн тонн и 35 млн тонн соответственно. В Минвостокразвития прогнозируют постепенный рост грузопотока, и, по их подсчетам, в 2024 году по СМП пройдет не 80 млн, а 95 млн тонн грузов. Гендиректор госкорпорации «Росатом» (с 2018 года она является оператором Севморпути) Алексей Лихачев также настроен оптимистично – он ожидает, что в 2024 году объем перевозок по СМП составит 92,6 млн тонн.

Несмотря на то, что профильные министерства и «Росатом» верят в достижение поставленной президентом цели, Счетная палата РФ считает, что 80 млн тонн для 2024 года – цифра нереальная. Такой вывод был сделан в начале года по итогам анализа показателей функционирования объектов инфраструктуры. «Ряд потенциальных крупных перевозчиков по Северному морскому пути (в том числе ОО "УК "Востокуголь", ООО "Северная звезда" и АО "Нефтегазхолдинг" с планируемым объемом грузопотока к 2024 году 28 миллионов тонн) не обладают ледокольным флотом и судами арктического класса для перевозки грузов в акватории Северного морского пути», — отмечено в отчете Счетной палаты.

В Министерстве природных ресурсов и экологии также предостерегают о срыве плана. Достижение 80 млн тонн возможно, но лишь при наличии 10,5 трлн внебюджетных рублей, считают в Минприроды. В противном случае грузопоток составит около 52 млн тонн, а то и меньше, так как «Востокуголь» намерен выйти из игры. По данным «Коммерсанта», компания запустил процедуру продажи угольного проекта «Востокуголь-Диксон» на Таймыре. Как заявил один из источников, «Востокуголь» «переоценил свои силы и решил избавиться от проекта».

Новый коридор – новые задачи

Решением проблемы с недостатком грузов некоторые посчитали как раз расширение границ Севморпути – если добавить к имеющимся объемам потоки грузов, следующих на Архангельск и, конечно, на Мурманск (между прочим, крупнейший арктический порт страны), шансы достигнуть 80 млн тонн становятся более реальными. В сентябре 2019 года на международном форуме «Транспортный потенциал» именно эту идею озвучил вице-президент мурманского отделения Ассоциации полярников Алексей Тюкавин. Он заявил, что для достижения к 2024 году целевого показателя «целесообразно расширить западные границы СМП если не до Мурманска, то до острова Колгуев». И господин Тюкавин далеко не единственный, кто продвигал данную идею именно в таком ключе. Однако даже если не брать в учет слова Максима Кулинко из Росатома о том, что СМТК не станет заменой для СМП, и представить, что к грузопотоку нынешнего Севморпути добавят грузы, проходящие по акватории за Карскими воротами, такой исход вряд ли устроит президента и его администрацию. Хитрый ход с искусственным наращиванием грузопотока станет позором для всех причастных к реализации этой задумки. 

На самом же деле создание СМТК может быть нацелено на решение куда более масштабных задач. В частности, речь идет о создании единого инструмента контроля над всем арктическим побережьем России. Это касается комплексной работы над инфраструктурой портов Арктики, развития ледокольного флота для всей арктической акватории, так и о создания сети железных и автомобильных дорог по всех регионах АЗРФ и многого другого. Выбор лишь одного участка территории и работа только с ним приводит к разобщенности действий и, как следствие, снижению эффективности. Более того, если «Росатом» и планирует развивать арктическую контейнерную линию и налаживать транзитные перевозки, комплексное развитие северного побережья жизненно необходимо, в том числе создание портов-хабов, чтобы все грузы не прошли мимо России.  

Один из ключевых вопросов на сегодня – кто будет курировать СМТК, если новая магистраль все-таки будет утверждена. «Функции единого оператора Северного морского пути (СМП) должны распространяться на территории от Новой земли до Камчатки, а не до Чукотки, где заканчиваются определенные в данный момент границы СМП», — заявлял ранее Александр Крутиков. Из слов представителя Минвостокразвития следует, что нынешний оператор Севморпути – госкорпорация «Росатом» — должна получить право управления новым маршрутом. Но если вспомнить ожесточенную борьбу, которая велась два года назад за Севморпуть, становится ясно, что и в этот раз такое распределение обязанностей вряд ли устроит других участников «арктической гонки». 

***

Виктория Бабаева

Комментарии