Сейчас в Мурманске

22:59 -9 ˚С Погода
18+

Новые нефтегазовые проекты в Арктике

Государство ориентировано на производство в России до 100 млн тонн СПГ в год

Полезные ископаемые Нефтегазовая отрасль СПГ
Мария Кутузова
22 июня, 2023, 16:49

Новые нефтегазовые проекты в Арктике
Фото: Никита Кузнецов / GeoPhoto


Отечественные нефтегазовые компании продолжают промышленное освоение арктических регионов страны. Впереди у ведущих добывающих корпораций масштабные экспортные проекты. Однако компании не забывают о социальной поддержке Крайнего Севера страны.


Перспективы производства СПГ в Мурманской области

В российской Арктике анонсирован новый системный проект. По информации «Коммерсанта», НОВАТЭК планирует строительство в Мурманске завода по производству сжиженного природного газа. Мощность Мурманского СПГ предполагается вывести на уровень 20,4 млн т СПГ в год. На 2027 год анонсирован запуск в промышленную эксплуатацию первой очереди завода, а на 2029 год – его дальнейшее развитие.

Нельзя не отметить системный характер проекта, нацеленного на решение целого ряда вызовов, стоящих перед газовой отраслью и электроэнергетикой приарктического региона. Устраняя ограничения для газового экспорта, что актуально для «Газпрома», проект позволит газифицировать Мурманскую область, о чем удаленный российский регион просил не одно десятилетие. НОВАТЭК рассчитывает на газовые поставки в качестве сырья для производства сжиженного природного газа из Единой системы газоснабжения. 

В перспективе нас, возможно, ожидает строительство газопровода Волхов-Мурманск-Белокаменка. Протяженность трубопровода оценена в 1,3 тыс. км, а его мощность может составить 30 млрд куб. м природного газа в год. В отделенной перспективе регион, возможно, ожидает возвращение к планам разработки колоссальных запасов природного газа на шельфе Баренцева моря. У НОВАТЭКа огромный опыт освоения Юрхаровского месторождения, часть которого расположена на шельфе, с помощью наклонных скважин, пробуренных с берега. 


Георгиевский Игорь ijgsl215110039.jpg

Фото: Игорь Георгиевский / GeoPhoto


Еще одним прорывным направлением Мурманского СПГ анонсировано привлечение мощностей Кольской АЭС для энергоснабжения проекта по производству сжиженного природного газа, что поможет снизить его углеродный след. Отраслевые эксперты отмечают размещение завода в незамерзающем порту Мурманска, что позволит привлекать для перевозки СПГ обычные газовозы, без высокого арктического класса. Появление четвертого СПГ-проекта увеличит мощности НОВАТЭКа в Арктике до порядка 65 млн т сжиженного природного газа в год. Мощность находящегося в промышленной эксплуатации «Ямал СПГ» составляет 17,4 млн тонн, «Арктик СПГ-2» на 20 млн тонн должен стартовать в конце 2023 года, «Обский СПГ» на 7 млн тонн расшивает узкие места с поставками оборудования.

Норвежские аналитики из компании Rystad Energy засомневались в запуске в промышленную эксплуатацию «Арктик СПГ-2» из-за доступа к критически важному оборудованию. Rystad прогнозирует задержки на три-четыре года. Однако НОВАТЭК пока не подтверждает предположения зарубежных экспертов. 

Тем временем государство торопится поддержать реализацию новых проектов в российской Арктике. В Госдуме РФ одобрен в первом чтении законопроект о нулевом НДПИ для добычи газового конденсата на Ямале и Гыдане, если газконденсат пойдет в качестве сырья для отечественной водородной энергетики, послужит основой для производства водорода и аммиака на Крайнем Севере страны. Кроме того, ЯНАО получил право на предоставление региональной пониженной ставки по налогу на прибыль для водородных проектов. Ранее НОВАТЭК анонсировал производство аммиака и водорода на планируемом «Обском ГХК». 

В мае депутаты также поддержали в первом чтении законопроект о либерализации экспорта СПГ с 36 месторождений компании «Роснефть» в Красноярском крае, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах. Сегодня государство ориентировано на производство в России до 100 млн тонн сжиженного природного газа в год до 2030 года, поддержка российских СПГ- и водородных проектов поможет конкурентноспособности отечественных проектов.


«Роснефть», «Газпром нефть», СМП и авиаперевозки на Чукотке

«Роснефть» продолжает реализацию крупного нефтяного проекта «Восток Ойл» в арктических широтах. Компания ведет строительство масштабных инфраструктурных объектов. Так, для межпромыслового нефтепровода «Ванкор-Пайяха-Бухта Север» сварено порядка 200 км труб. По информации компании, в порту Бухта Север заработал бетонный завод, ведется строительство гидротехнических сооружений, построен вахтовый поселок для более чем одной тысячи рабочих.  

В бассейне реки Енисей «Роснефть» создала производственные базы общей площадью более 100 Га.  Компания продолжает геологоразведку, готовя запасы для своего флагманского проекта на севере Красноярского края. Геологи компании выполнили для «Восток Ойл» сейсморазведку 2D в объеме 1 тыс. погонных км и более 1,2 тыс. кв. км – 3D сейсморазведочных работ; завершено бурение двух поисково-разведочных скважин и еще на пяти проводятся испытания. На Пайяхском кластере месторождений закончены пять эксплуатационных скважин и пробурено около 20 тыс. м. Этой весной «Роснефть» приступила к опытно-промышленной разработке Ичемминского месторождения. По Северному морскому пути и зимним автомобильным дорогам компания завезла для «Восток Ойл» более 570 тыс. т различных материалов и оборудования.

«Газпром нефть» наращивает поставки по СМП в рамках северного завоза на Чукотку. По информации компании, зимняя навигация по Севморпути 2022-2023 гг. позволила нарастить отгрузку нефтепродуктов для региона на 45%. Новая логистическая схема, используемая российской ВИНК, предполагает топливные поставки танкерами по Иртышу и Оби, далее по СМП, железнодорожным и автомобильным транспортом на Чукотку. Авиатопливо, производимое на Омском НПЗ компании, по новым маршрутам направляется в аэропорты Анадыря, Певека и Кепервееме. 


Бондарь Даниил bndr110195.jpg

Фото: Даниил Бондарь / GeoPhoto


Как рассказали в «Газпром нефти», воздушный транспорт в Чукотском автономном округе стал системообразующим для всей транспортной инфраструктуры региона. Через аэропорты Чукотки выполняются перевозки пассажиров и доставка грузов в самые удаленные и труднодоступные населенные пункты. Для обеспечения надежности и бесперебойной работы стратегически важного для региона транспорта компания нарастила поставки авиатоплива в аэропорты Чукотки до 24,5 тыс. т, что позволяет поддержать энергетическую безопасность арктического региона и экономическое развитие региона.

Поступательное промышленное освоение российской Арктики сопровождается поддержкой регионального развития. Нефтегазовые проекты, реализуемые в арктических областях страны, предполагают создание масштабной инфраструктуры и способствуют развитию региональных энергосистем. Российские добывающие компании помогают устранить узкие места в снабжении арктических районов страны.  


***

Мария Кутузова, специально для GoArctic

далее в рубрике