Сейчас в Архангельске

10:51 13 ˚С Погода
18+

«Не по классике». Расселение арктических посёлков. Часть II

Самое массовое закрытие в Российской Арктике и возвращение в Варандей.

Удалённые поселения Чукотка Варандей Ликвидация северных посёлков Лукойл
Надежда Замятина
15 февраля, 2023 | 15:44

«Не по классике». Расселение арктических посёлков. Часть II
Старый Варандей. Фото В.И. Орищенко. Отсюда.



Продолжение. Начало здесь.


Чукотка: массовое закрытие

Чукотский АО стал примером самого массового закрытия посёлков в Российской Арктике. Так, Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 128 «О мерах социальной защиты населения ликвидируемых посёлков золотодобытчиков в Чукотском автономном округе» было ликвидировано сразу 13 посёлков в четырёх районах округа.


Динамика численности населения Чукотского АО (для демонстрации эффекта ликвидации посёлков отдельно показана численность населённых пунктов, по состоянию на 1989 год имевших статус посёлков городского типа)


В основном, речь идёт о расселении монопрофильных посёлков при добывающих предприятиях (хотя в последние годы появились случаи ликвидации и национальных посёлков). В случае ликвидации монопрофильных посёлков главной предпосылкой стало их излишне распылённое размещение в районах месторождений с заведомо коротким сроком эксплуатации, что было связано со спецификой формирования сети расселения Чукотского АО. В общем случае, важнейшим фактором была (и остаётся) крайне низкая транспортная освоенность территории и суровый климат (заносы), что осложняло (и осложняет) транспортное сообщение. В остальном сеть расселения к началу 1990-х годов сформировалась под влиянием следующих факторов:

  1. историческое формирование сети традиционных национальных посёлков и административных центров на протяжении столетий [1], как правило, тяготевшее к морскому побережью, а также наиболее благоприятным для жизни районам (Анадырь, Марково, Уэлен, Сиреники и др.),

  2. создание новой сети посёлков, жёстко привязанной к мельчайшим месторождениям (как правило, добыча олова и, реже, вольфрама) во времена освоения территории под управлением Дальстроя и Главного управления Северного морского пути [2] (Валькумей, Красноармейский и др.),

  3. укрупнение (сселение малых сёл в центры колхозов и совхозов) и расселение (по стратегическим соображениям) прибрежных (преимущественно эскимосских) посёлков в 1950-е годы (например, жители посёлка Наукан были расселены в Уэлен, Лаврентия, Лорино и др.),

  4. формирование сети золотодобывающих посёлков во второй половине 1950-х – 1960-е годы в период масштабного освоения золотых запасов территории (Алискерово, Встречный, Шахтёрский, Комсомольский, Полярный, Ленинградский и др.).

Уже в 1970-е годы в специальной литературе говорилось о целесообразности укрупнения населённых мест в «районах золотодобывающей промышленности, особенно старых», где «схема расселения сложилась под влиянием сурового климата и слаборазвитых связей в условиях чрезвычайной распылённости мест приложения труда. Посёлки возникали даже при производственных объектах, расположенных на расстоянии 1–3 км друг от друга… Сеть поселений, связанных с эксплуатацией месторождений золота (главным образом, россыпного), имеет трёх-четырёхчастную структуру: посёлок базы бригад (экспедиционный посёлок) – участковый посёлок – приисковый посёлок – районный центр. Посёлки первой ступени (бригадные базы, экспедиционные) насчитывают всего несколько десятков человек и расположены от участковых посёлков на расстоянии от нескольких десятков до сотни километров. Приисковый посёлок насчитывает от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.

В 1990-е годы, однако, процесс ликвидации посёлков при месторождениях резко ускорился, причём процесс закономерно сочетался с резкой перестройкой самой золотодобывающей промышленности (резкое увеличение доли рудного золота при падении доли россыпного: месторождения последнего отличаются особой дисперсностью). К настоящему времени ликвидировано большинство посёлков, созданных при месторождениях в 1930–70-е годы, то есть 2 и 4 из вышеназванных групп (группа 3 ликвидирована ещё ранее, в 1950-е).


Пионеры расселения

Характерно, что на Чукотке процессы ликвидации посёлков начались не позднее середины 1990-х годов, то есть раньше, чем во многих других районах, раньше программ переселения при поддержке Всемирного банка, и даже чуть опережая систему федеральных мероприятий по реструктуризации угледобывающей отрасли [3].

Отличительной чертой первых постановлений в отношении переселения жителей было указание на ликвидацию / переход на другую технологию (!) градообразующих предприятий (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 1995 г. N 396 «О мерах социальной защиты населения посёлка Мандриково Билибинского района Чукотского автономного округа, связанных с ликвидацией прииска имени Мандрикова Билибинского горно-обогатительного комбината»  и  Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 г. N 518 «О мерах социальной защиты населения поселка Полярный Шмидтовского района Чукотского автономного округа, связанной с ликвидацией посёлка и переходом Полярнинского горно-обогатительного комбината на новую технологию добычи золота»).

Ранние постановления были ориентированы на оказание помощи всем группам граждан, без выделения пенсионеров, как это характерно для более поздних случаев расселения посёлков, во многом ориентированных на федеральные нормы помощи в выезде пенсионеров за пределы Крайнего Севера, но в больших масштабах (ср. пример Игарки), или работников бюджетной сферы (чукотская программа 1998 года). Категоризация получателей помощи в принципе не проводилась. Так, например, при ликвидации Полярного предполагалось «2. Установить, что лицам, выезжающим из посёлка Полярный, выделяется единовременная компенсация на: приобретение жилья в других районах Российской Федерации из расчёта 15 кв. метров общей площади на одного человека и стоимости строительства одного кв. метра общей площади 250 тыс. рублей (в ценах II Iквартала 1994 г.) с последующей индексацией указанной стоимости; оплату стоимости провоза морским, железнодорожным и автомобильным транспортом имущества и багажа весом не более одной тонны на одного человека от прежнего до нового места жительства. Жителям посёлка Полярный, работающим на Полярнинском горно-обогатительном комбинате, в учреждениях, организациях, расположенных в этом посёлке, и переселяющимся по согласованию с администрациями комбината, учреждений, организаций за пределы Чукотского автономного округа, выплачивается единовременное пособие в размере двух должностных окладов и единовременное пособие на каждого члена семьи в размере половины должностного оклада. 3. Рекомендовать администрации Чукотского автономного округа совместно с Полярнинским горно-обогатительным комбинатом и по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации разработать и утвердить в месячный срок порядок выплаты компенсаций и единовременных пособий, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, с учётом графика переселения жителей посёлка Полярный и наличия у них жилья в других районах Российской Федерации. 4. Министерству путей сообщения Российской Федерации и Министерству транспорта Российской Федерации выделять по заявке администрации Чукотского автономного округа на условиях аренды необходимое количество 3-тонных и 5-тонных железнодорожных контейнеров для перевозки имущества и багажа лиц, переселяющихся из посёлка Полярный, а также организовать доставку этих контейнеров из портов перевалки в порты отправления»; аналогичные нормы были предусмотрены в отношении жителей посёлка Мандриково.

В 1998 году была принята масштабная программа расселения целой сети посёлков Чукотки (Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 128 «О мерах социальной защиты населения ликвидируемых посёлков золотодобытчиков в Чукотском автономном округе»). Очень характерно прямое указание на специализацию посёлков: напрашивается аналогия с реструктуризацией угледобывающей отрасли, проводившейся в то же время.

Необходимость расселения посёлков мотивировалась: «В целях осуществления мер по стабилизации социально-экономического положения в Чукотском автономном округе и социальной защите жителей посёлков золотодобытчиков, ликвидируемых в связи со структурной перестройкой золотодобывающей промышленности и с невозможностью организации в округе других видов производств».

Постановление предписывало ликвидацию посёлков Шахтёрский и Отрожный (Анадырский район), Весенний, Встречный, Алискерова, Дальний (Билибинский район), Валькумей, Бараниха, Быстрый, Красноармейский, Южный и Комсомольский (Чаунский район), Ленинградский (Шмидтовский район) и оказание жителям, работающим в бюджетной сфере, и пенсионерам указанных посёлков помощи в переселении в другие районы Российской Федерации.


Помощь при переселении

Характерно сужение целевой аудитория: занятые в бюджетной сфере и пенсионеры. Документов, регламентирующих переселение работников предприятий, найти не удалось. Как правило, градообразующие предприятия были закрыты в посёлках, попавших под программу 1998 года, до закрытия самих посёлков – так, например, Иультинский ГОК (поселок Валькумей) прекратил добычу в 1994 году [4]. Можно предположить, что оставшиеся без работы сотрудники этих предприятий уехали раньше, однако опыт изучения переселений из районов Крайнего Севера свидетельствует скорее об обратном: в 1990-е годы безработные и люди с небольшим достатком (что как раз характерно для работников закрывающихся предприятий) не могли выехать с Севера из-за нехватки средств. В отдельных источниках есть данные, что часть жителей оставалась в посёлках ещё некоторое время, например: «Несмотря на официальное закрытие, отключение электроэнергии, тепла и водоснабжения, небольшая группа жителей посёлка, в основном, тех, кому некуда было выезжать, жила в посёлке до конца 1990 гг.». [5]

В отношении выделения средств пенсионерам и работникам бюджетной сферы было решено: «Государственному комитету Российской Федерации по вопросам развития Севера, Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации с участием заинтересованных организаций предусматривать в 1998-2000 годах выделение администрации Чукотского автономного округа средств на реализацию заданий утверждённой администрацией Чукотского автономного округа региональной программы "Переселение неработающих пенсионеров, безработных жителей ликвидируемых посёлков Чукотского автономного округа в климатически благоприятные районы проживания Российской Федерации на 1998-2000 годы", исходя из средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на переселение граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», координатором перераспределения средств на финансирование региональной программы была администрация Чукотского автономного округа.

Было также предписано: «Министерству путей сообщения Российской Федерации выделять по заявкам администрации Чукотского автономного округа на условиях аренды необходимое количество железнодорожных контейнеров для перевозки имущества и багажа лиц, переселяющихся из ликвидируемых посёлков, а также организовать доставку этих контейнеров из портов (пунктов) перевалки в порты (пункты) отправления».

Далее на территории Чукотки действовали отдельные программы по переселению граждан из районов Крайнего Севера – в частности, региональная целевая программа «Строительство  на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера Чукотского автономного округа, на 2001 – 2005 годы» предусматривала переселение уже трёх категорий граждан: «переселение неработающих пенсионеров, безработных и жителей закрывающихся посёлков», в соответствии с Положением «О порядке предоставления жителям Чукотского автономного округа жилья в климатически благоприятных регионах проживания Российской Федерации», утверждённым Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 11.11.2002 N 252 (в редакции постановления Правительства Чукотского автономного округа от 11.11.2002 N 253). Обязательным условием для предоставления гражданам жилья в данном случае являлось освобождение и сдача (передача) занимаемого ими и членами их семей жилого помещения на территории Чукотского автономного округа администрации муниципального образования по месту жительства.

Программа предусматривала переселение 204 граждан из закрывающихся посёлков Анадыского района, 123 – Билибинского, 752 – Чаунского, 30 – Шмидтовского (всего по округу 1109 человек).

Впоследствии ликвидация посёлков продолжалась (всего в округе принято более шестидесяти документов, так или иначе способствующих переселению). Например, в 2015 году были расселены поселок сельского типа Янранай и посёлок городского типа Мыс Шмидта. Расселение было оформлено как «предоставление гражданам, постоянно проживающим на территории Чукотского автономного округа, единовременной социальной выплаты на переселение в экономически развитые районы Чукотского автономного округа и благоприятные для проживания регионы Российской Федерации в 2015 году», и осуществлено в рамках реализации Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 4 июня 2015 года N 319 «Об утверждении положения о порядке предоставления гражданам, постоянно проживающим на территории Чукотского автономного округа, единовременной социальной выплаты на переселение в экономически развитые районы Чукотского автономного округа и благоприятные для проживания регионы Российской Федерации в 2015 году» за счёт средств окружного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятия. Симптоматично расселение двух посёлков и в этом же постановлении – отдельных домов в посёлке Эгвекинот и др. 

Расселение национального поселка Янранай, по данным СМИ, вызывает неоднозначную реакцию местных жителей.

В последние годы переселение увязывается с борьбой с безработицей. Так, например, Подпрограмма «Содействие занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» Государственной программы «Стимулирование экономической активности населения Чукотского автономного округа» (принята Постановлением Правительства ЧАО от 21 октября 2013 года N 410) предусматривает мероприятие «Содействие самозанятости безработных граждан, содействие в переезде и переселении для трудоустройства». Действует Положение о порядке, условиях и размере финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости населения (Постановление Правительства ЧАО от 27 марта 2012 года N 125) и др.


Переселение посёлка Варандей: экологическое бедствие или «ликвидация неперспективных деревень»

Рабочий посёлок Варандей был расположен на побережье Печёрского моря Северного Ледовитого океана. Посёлок возник в 1930-е годы как база оленеводческого колхоза (сохранились архивные сведения по оленеводству за 1932 год (протокол, сведения, списки) колхоза «Варандей» Варандейского тундрового Совета [6] в рамках проведения политики обращения кочевых ненцев-оленеводов в оседлость. В послевоенные годы Варандейский тундровый совет был ликвидирован (решением Архангельского облисполкома от 4 мая 1960 года все населённые пункты по правой стороне реки Печоры, а также населённые пункты Осколково, Зелёное Куйского сельсовета, а также все населённые пункты Варандейского тундрового Совета объединены в один Совет – Приморско-Куйский тундровый Совет (центр д.Никитца) (ф.55, оп.1, д.498, лл.34-40) [7]), однако сам посёлок продолжал существовать как база снабжения населения окружающей территории товарами первой необходимости, медпомощью и т.д. Так, по данным на 1963 год в Варандее находились: медпункт, Красный чум (институт культурно-просветительской работы среди коренных народов), детский сад и сельский клуб. По состоянию на 1964 год в посёлке действовал рыбоприёмный пункт Печорского рыбокомбината [8].

В 1974 году рядом с ненецким посёлком Варандей стал строиться посёлок геологоразведчиков – за ним закрепилось название Варандей, тогда как ненецкий посёлок стали называть Старый Варандей. 1 сентября 1976 года в нём открыта новая восьмилетняя школа, а в конце января 1978 года образован новый Варандейский сельский Совет. Посёлки Варандей, Чёрная, о. Матвеев вошли в состав нового Совета (решение исполнительного комитета Архангельского облисполкома № 53 от 26 января 1978 года) [9]. Новый Варандей был построен несколько ближе к побережью Северного Ледовитого океана, что впоследствии стало косвенной причиной его ликвидации из-за угрозы экологического бедствия.

В 2000 году Варандейский сельсовет был ликвидирован. Законодательную базу ликвидации посёлка обеспечило Распоряжение Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 1677-р, в свою очередь, содержащее ссылку на поручение Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 13 июля 1993 г. N ВЧ-П11-24795 о выделении в 1993 году целевым  назначением  финансовых  ресурсов, определённых для организации  переселения  жителей пос. Варандей, объявленного зоной бедствия, и наконец, принятый только в 2000 году Закон Ненецкого автономного округа от 05 мая 2000 года N 243-ОЗ «О порядке закрытия рабочего посёлка Варандей и упразднения муниципального образования "Варандейский сельсовет"».

Постановление правительства сконцентрировано преимущественно на оказании помощи в случае стихийного бедствия и вменяло: 

– Росгидромету    совместно    с   администрацией   Ненецкого автономного  округа  и   Роскомнедрами   обеспечить   в   1993 году своевременное  оповещение  населения  посёлка  Варандей о штормовых подъёмах уровня  моря  и  других  стихийных  гидрометеорологических явлениях;

– Администрации  Ненецкого  автономного  округа  совместно  с ГКЧС России, Роскомнедрами и другими заинтересованными министерствами и ведомствами  Российской  Федерации  разработать  и принять  необходимые  меры  для своевременной эвакуации населения в случае  угрозы  затопления  посёлка  Варандей  в   безопасные   для проживания населённые пункты, в том числе в пос. Старый Варандей; 

– Минфину России совместно с  ГКЧС  России,  Роскомнедрами  и другими  заинтересованными  министерствами,  ведомствами и органами исполнительной  власти  Российской  Федерации,   по   представлении необходимых  расчетов  и обоснований, ускорить рассмотрение вопроса о выделении в 1993 году целевым  назначением  финансовых  ресурсов, определенных    поручением    Совета Министров – Правительства Российской  Федерации  от  13 июля  1993 г.  N ВЧ-П11-24795, для организации  переселения  жителей пос. Варандей, объявленного зоной бедствия. Что характерно, посёлок Старый Варандей в пункте 2 прямо указан как «безопасный для проживания», иными словами, речь шла об опасности для посёлка геологов, а Старый Варандей, предположительно, не требовал эвакуации. Более того, уже после выхода названного распоряжения, в 1995 году в отношении посёлка Старый Варандей «принят ряд распоряжений по решению социальных проблем жителей… для организации торгового обслуживания жителей п. Старый Варандей, обеспечения энергоснабжения населения решались вопросы выделения финансовых средств»[10]Указанное постановление предполагало постепенную передислокацию людей из посёлка геологов Варандей и соответствующий перевод на вахтово-экспедиционный метод работы Варандейской нефтегазоразведочной экспедиции, но о переселении ненцев из соседнего посёлка Старый Варандей речи не шло; 

– Администрациям    Архангельской    области    и   Ненецкого автономного округа обеспечить в 1993 году отвод земельных  участков для   строительства   жилых   домов   для  переселения  жителей  из пос.Варандей;

– Минэкономики  России   при  разработке  прогноза  жилищного строительства  предусматривать  с  1994  года  выделение  бюджетных ассигнований  Роскомнедрам  на  проведение мероприятий, связанных с переселением жителей пос. Варандей Ненецкого автономного  округа  в связи  с  участившимися  его  затоплениями,  создающими  угрозу для населения.(Действие  приостановлено  в  2001 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2001 г. N 449); 

– Роскомнедрам осуществить в 1994-1995 годах перевод Варандейской нефтегазоразведочной геологической экспедиции на вахтово-экспедиционный режим работы; 

– Роскомнедрам совместно с Госстроем России, Госкомсевером  и другими  заинтересованными  министерствами и ведомствами Российской Федерации  разработать  в  1993–1994  годах   схему   развития до 2010 года   производительных   сил,  размещения  городов  и  других населённых  пунктов Тимано-Печорской нефтегазоносной  провинции  (в границах   северных   и   арктических  районов Республики Коми и Ненецкого автономного округа) с учётом дислокации геологоразведочных экспедиций.

Однако в 1998 году посёлок Старый Варандей был ликвидирован путём включения в состав рабочего посёлка Варандей законом Ненецкого автономного округа от 10 ноября 1998 года N 148-ОЗ «О внесении изменений в окружной закон «Об административно-территориальном устройстве Ненецкого автономного округа"» .

В 2000-м году было осуществлено переселение всех жителей Варандейского сельсовета, но без разделения посёлка Варандей на участки территории, в разной степени подверженные угрозе затопления (хотя и выделяя отдельно жителей ненецкой национальности). 


Спорные аргументы относительно ликвидации посёлка

По времени ликвидация совпала с активным освоением нефтяных месторождений в районе посёлка; впоследствии площадка посёлка стала береговой базой строительства Варандейского терминала по отгрузке нефти компании «Лукойл». Поскольку общемировая тенденция развития вахтовых посёлков состоит в том, чтобы минимизировать контакты привлекаемых вахтовым методом работников с местным (особенно коренным) населением в целях минимизации негативных последствий (алкоголизация местного населения, распространение среди него ЗППП и/или волнений, связанных с лучшим уровнем жизни вахтовиков по сравнению с местными) и т.д., можно предположить, что компания так или иначе содействовала принятию решения о ликвидации не только посёлка Варандей, но и ненецкого посёлка Старый Варандей. В СМИ, соцсетях и других источниках тезис о связи расселения посёлка с «приходом нефтяников» повторяется многократно: «До начала 90-х годов население посёлка занималось оленеводством и рыболовством. С приходом нефтяников их расселили по городам – в Нарьян-Мар и Усинск. Однако не все смогли приспособиться к благам цивилизованной жизни, лишившись единения с природой, а потому вернулись в родной Варандей, в свои обжитые старые дома»[11].

Согласно интервью в Ненецком автономном округе, значительная часть ненцев, переселённая в города, погибла в первый год после переселения в результате злоупотребления алкоголем [12].

Угроза затопления посёлка Варандей абсолютно реальна и в полной мере проявляется и на промплощадке [13]. Однако местные жители утверждают (и это подтверждается текстом Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 1677-р), что угроза затопления не была актуальна для ненецкого посёлка Старый Варандей – и тем не менее, он был ликвидирован одновременно с посёлком геологов. По опыту работы в Ненецком автономном округе можно предположить, что основным «выгодополучателем» ликвидации Старого Варандея была Администрация Ненецкого автономного округа: поддержка жизнеспособности удалённых посёлков округа, к каким относился Старый Варандей, до сих пор не имеющей наземного круглогодичного транспортного сообщения с более южными районами и столицей округа, традиционно затратна. Администрация выделяет средства на поставку в такие посёлки топлива и продовольствия. Тему актуальности переселения из удаленных посёлков иллюстрируют более поздние дискуссии о целесообразности, например:

«Комплексное переселение жителей отдалённых и труднодоступных населённых пунктов Ненецкого автономного округа в Нарьян-Мар и крупные сёла обойдётся властям в 3,5 млрд рублей. Об том сообщил ТАСС губернатор округа Александр Цыбульский … О возможности такого переселения руководитель региона заявлял год назад. Власти планируют предоставить более комфортные условия проживания людям, но при этом экономить значительные суммы на обеспечение жизнедеятельности в отдалённых селениях, на что уходит до 1,5 млрд рублей в год. "Это точно осуществимо. Жители региона говорят об этом по-разному: кто-то хочет переехать, кто-то не хочет, и в этом смысле должно быть исключительно добровольное желание. Мы просчитывали, если брать комплексное переселение из малых сёл в более крупные, это порядка 3-3,5 млрд рублей инвестиций", – сказал ТАСС Цыбульский. … "Думаю, что к проблеме переселения из малых сёл мы перейдём через два года, чтобы понять, кто готов переселяться, а кто нет. Сегодня теоретически выражают готовность переселиться процентов 40%. Но в близлежащих к Нарьян-Мару крупных сёлах уровень жизни лучше, есть возможность получить благоустроенное комфортное новое жилье взамен старого. Я думаю, что таких желающих будет до 80%", – добавил Цыбульский»[14]

Что касается нефтяников, то, согласно интервью с вернувшейся в Варандей жительницей, изначально полное переселение не планировалось: «Нам говорили, что оставят вот это, когда терминал ещё был, Вахаев был у руля терминала [15], он нам... Им нужен был причал варандейский, но он, причал-то, остался. Он всё обещал нам: и молодёжь устроить на работу, и сделать всё так, как нам надо. До сих пор этого ничего нету»[16].


Возвращение в Варандей

Вопреки официальной ликвидации посёлка, часть жителей осталась на территории Старого Варандея. В 2015 году численность жителей характеризовалась следующим образом: «Если зимой количество постоянных жителей несуществующего населённого пункта составляло 10 – 15 человек, то с наступлением лета численность «старых–новых» варандейцев выросло кратно»[17].

Примерно та же ситуация сохранялась и в 2019 году, когда один из авторов отчёта взял интервью с местной жительницей (Светлана Григорьевна): «Нас сейчас в данный момент 20 человек было, и дети приезжают сюда, потому что не все ведь... за границу никуда не вывезешь».

Важным фактором сохранения посёлка стала регистрация на территории Варандея двух семейно-родовых общин – «Некуця» и «Яхако», занимающихся традиционными для предков рыбной ловлей и охотой на дичь и морского зверя. Поскольку обе общины имеют официальный статус, то этот вид деятельности им разрешён [18]. Регистрация общин позволила зарегистрировать также ТОС, территориальное общественное самоуправление коренных малочисленных народов Севера «Варандей» на части межселенной территории муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» [19]. Официально зарегистрированный ТОС (который возглавляет Вера Ледкова – что, видимо, немаловажно: из знатной ненецкой семьи) играет важную роль посредника между местными жителями и коммерческими структурами, связанными с эксплуатацией Варандейского терминала (Лукойл):

«Как рассказала глава ТОС «Варандей» Вера Ледкова, люди получили возможность бесплатно приезжать на родину предков, благодаря помощи руководства «Варандейского терминала». По предоставленным ТОС спискам варандейцы попадают в родной поселок в течение всего года. Не так давно... десять постоянных жителей посёлка были устроены на работу по строительству нефтепровода. Это молодые люди, не имеющие специальности, но готовые добросовестно выполнять тяжёлую работу изолировщиков. А основными занятиями большинства жителей Старого Варандея традиционно остаются охота и рыбалка. У ТОС есть договоренность с предприятием «Ависта-сервис», работающим на терминале, что в их магазинчике могут приобретать продукты и варандейцы. Людям здесь не отказывают – продукты покупают и за наличные, и по обмену»[20].

Острой ситуация была с электроснабжением: «Нам ничё не надо, нам пока нужно электричество, свет. У нас дизеля летят»[21].

В расположенном буквально через дорогу от жилых домов вахтовом посёлке «Лукойла» вырабатывается электроэнергия, однако компания не имеет права поставлять электроэнергию рядовым потребителям. Иными словами, основная проблема лежит уже даже не столько в инфраструктурном, сколько в правовом поле.

Что характерно, часть вернувшихся в Варандей жителей не являются этническими ненцами (они русские), однако активно пользуются институтами, созданными в рамках поддержки коренных народов.

В итоге, можно констатировать: расселение Варандея было формально обусловлено экологическим бедствием (размыв берега), однако в ходе расселения действительно подверженной экологическому риску части поселения было осуществлено переселение избыточного населения, проживающего за пределами зоны бедствия – как можно предположить, оно было обусловлено стремлением администрации Нененецкого АО к экономии расходов на доставку топлива и продовольствия в удалённые посёлки. При этом не была учтена специфика ненецкого населения, что привело к пагубным социальным последствиям. К настоящему времени произошло частичное возвращение части переселённых к проживанию на территории ликвидированного посёлка, где были оформлены семейно-родовые общины и ТОС коренных народов. В ходе переселения привлекались средства федерального бюджета по переселению из районов Крайнего Севера, средства из фондов поддержки КМНС, а также средства на восстановление минерально-сырьевой базы.


***

Надежда Юрьевна Замятина, канд. геогр. наук, ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ им. Ломоносова, зам. ген. директора Института регионального консалтинга.

Автор благодарит Диану Соколову за подготовку использованных в статье графиков.


[1] В частности, поселок Сиреники, по данным археологов, существует примерно 2,5 – 3 тысячи лет.

[2] Если на территории современной Магаданской области схема размещения поселков связана отчасти с тем, что такие поселки наследуют лагерям заключенных Севвостлага, и соответственно, при их размещении могли учитываться особенности транспортировки заключенных к месту работы и т.п. факторы, то большинство золотодобывающих поселков Чукотки было основано уже после ликвидации системы ГУЛАГа, и данный фактор на них не влиял. В то же время ряд оловодобывающих и некоторых других монопрофильных поселков Чукотки сложился еще в период нахождения территории под управлением Дальстроя, и принципы их размещения во многом схожи с принципами формирования системы расселения Магаданской области (см. раздел 4.2.4).

[3] Федеральный закон от 17 мая 1996 года «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».

[4] Романова В.В. История открытия и освоения Иультинского оловянно-вольфрамового месторожедния // Известия высших учебных заведений. Геология и разведка. 2018. № 3. Стр. 65 – 73.

[5] Романова… Стр. 73.

[6] https://alertino.com/ru/1235725

[7] https://alertino.com/ru/298772

[8] https://alertino.com/ru/208844

[9] https://alertino.com/ru/298772

[10] https://alertino.com/ru/167430

[11] Жуков Тимофей. Из оленеводов в нефтяники. Наръяна Вындер. Выпуск № 42 (20244) от 23 апреля 2015 г. https://nvinder.ru/article/vypusk-no-42-20244-ot-23-aprelya-2015-g/7704-iz-olenevodov-v-neftyaniki

[12] Интервью из личного архива авторов отчёта.

[13] В интернете можно найти кадры затопления уже промышленной площадки береговой базы Варандейского терминала, например: https://yandex.ru/video/preview/3493882744208125869

[14] Глава НАО сообщил, что переселение жителей отдаленных сел потребует до 3,5 млрд рублей. ТАСС, 23 ноября 2019 г., 19:00. https://tass.ru/obschestvo/7186775

[15] Видимо, Гендиректор УК ООО «Лукойл-Транс» Вахаев Валерий Геланьевич.

[16] Из интервью с жительницей, вернувшейся в Варандей (2019, из личного архива авторов).

[17] Ханзерова Ирина. Старый Варандей: жизнь продолжается. Наръяна Вындер. Выпуск № 61 (20263) от 18 июня 2015 г. https://nvinder.ru/article/vypusk-no-61-20263-ot-18-iyunya-2015-g/8020-staryy-varandey-zhizn-prodolz...

[18] Там же.

[19] Решение Совета муниципального района «Заполярный район» от 26 февраля 2009 года N 409-р «Об  утверждении территориальных границ деятельности территориального общественного самоуправления коренных малочисленных народов севера "Варандей". https://docs.cntd.ru/document/441761490

[20] Ханзерова Ирина. Старый Варандей: жизнь продолжается. Наръяна Вындер. Выпуск № 61 (20263) от 18 июня 2015 г. https://nvinder.ru/article/vypusk-no-61-20263-ot-18-iyunya-2015-g/8020-staryy-varandey-zhizn-prodolz...

[21] Из интервью с местной жительницей – архив авторов отчёта.

далее в рубрике