Сейчас в Архангельске

11:18 3 ˚С Погода
18+

Утверждена стратегия развития Арктической зоны Якутии до 2035 года

Документ стратегического планирования нацелен на повышение качества жизни якутян, проживающих в арктических районах

15 августа, 2020 | 10:34

Утверждена стратегия развития Арктической зоны Якутии до 2035 года
Фото: пресс-служба Правительства Республики Саха (Якутия)


В Якутии подписана стратегия социально-экономического развития Арктической зоны на период до 2035 года, рассказали в пресс-службе правительства региона. Документ стратегического планирования нацелен на повышение качества жизни якутян, проживающих в арктических районах.

Церемония подписания прошла сегодня, 14 августа, в селе Оленек Оленекского района, который входит в число 13 арктических районов Якутии. В мероприятии приняли участие глава региона Айсен Николаев, народные депутаты, члены кабмина республики, общественники.

Согласно документу, социально-экономическое развитие Арктики будет строиться по пяти векторам развития – социальному, промышленному, транзитному, экологическому и инновационному. Всё это подразумевает модернизацию аэропортов, развитие малой авиации, восстановление регулярного судоходства по Северному морскому пути, строительство дорог, обеспечение населения доступным интернетом, промышленное освоение на принципах социальной ответственности, возведение социальных и инфраструктурных объектов, сохранение традиционного уклада жизни северян, их культуры и традиций, развитие образования, медицины, арктического туризма. 

Ещё одно важное направление – реализация научного потенциала. Речь идёт о создании научно-образовательного центра «Север: территория устойчивого развития» и формировании в поселке Тикси Международного центра научных исследований на базе ресурсов Академии наук и Якутского научного центра СО РАН для комплексного изучения природной среды в восточном секторе Российской Арктики.

В документе арктические районы республики разделены по бассейновому принципу – Анабарскую, Ленскую, Янскую, Индигирскую, Колымскую группу улусов. У каждой из пяти групп есть своя ось развития. Опорными точками роста станут районные центры. Особое внимание будет уделено населённым пунктам с выраженной экономической специализацией, таким, как Верхоянск, Усть-Куйга, Юрюнг-Хая, Казачье и Кюсюр.

В Анабарском бассейне планируется новый этап промышленного развития – увеличение производственных мощностей Верхнемунского алмазодобывающего предприятия, разработка Томторского месторождения редкоземельных элементов, проведение геологоразведочных работ в Лено-Анабарской нефтегазоносной области, Западно-Анабарском лицензионном участке.

В Приленской группе сформируется база фундаментального научного изучения Арктической зоны РФ, опорный пункт создания военной инфраструктуры и системы развития Северного морского пути на базе морского порта Тикси, продолжится добыча алмазов и россыпного золота, планируются геологоразведочные работы по выявлению месторождений углеводородного сырья.

Развитие Янской группы связано с исторически сформированным территориально-производственным комплексом по добыче рудных полезных ископаемых. В Верхоянском и Эвено-Бытантайском районах будет продвигаться локальный бренд «мраморное мясо» на основе разведения пород якутской коровы и янских лошадей. В Усть-Янском районе планируется осуществить товарное разведение оленей, реализовать проекты по рыбоводству, глубокой переработке рыбы.

В Индигирской группе, обладающей обширными оленьими пастбищами, приоритетной задачей станет развитие специализации по разведению оленей. Также есть планы по развитию рыболовства, упорядочению добычи мамонтовой фауны с дальнейшей переработкой мамонтовой кости.

Перспективы развития Колымского бассейна связаны с возрождением Северного морского пути. Увеличение добычи угля в Зырянском угольном бассейне и развитие необходимой для его экспорта транспортной инфраструктуры позволит увеличить объемы грузопотока Севморпути на 1-1,5 млн тонн. Активная разработка Баимской рудной зоны в Чукотском автономном округе позволит трансформировать Зеленомысский речной порт в ведущий транспортный узел Восточной Арктики.

далее в рубрике