Сейчас в Мурманске

06:24 4 ˚С Погода
18+

В Арктику без сверхусилий

Для развития инклюзивного туризма необходима синергия.

Туризм Арктический туризм Инклюзивная среда
Анжела Коляда
26 февраля, 2023, 15:17

В Арктику без сверхусилий
Фото предоставлены автором и Анной Богдан


Преодоление – один из трендов современного туризма. Пресыщенному путешественнику хочется испытать новые, острые ощущения, столкнуться со сложностями и выйти из этой встречи победителем, получить пресловутые инсайты. Для одних тур на преодоление – привилегия, для других – обыденность жизни. 

Но слабовидящие и слабослышащие, инвалиды-опорники с удовольствием путешествуют: покоряют горы, ходят под парусом, исследуют всё новые и новые маршруты. Если для этого созданы условия. 

Инклюзивная арктическая экспедиция «Полюс доступности», организованная АНО «Центр внедрения и развития инклюзивных технологий» (ЦВИРИТ), отправилась в Мурманскую область за новыми впечатлениями и экспертной оценкой: готов ли регион принимать туристов с инвалидностью?

«Почему именно Мурманск? Нам захотелось за Полярный круг, как и всем. Почти все из нас занимаются парусным спортом, участвуют в регатах. Еще летом я кинула клич: кто хочет в Териберку? – и оказалось, что желающих много. Так появилась идея совместить приятное с полезным: раскрыть туристический потенциал инклюзивного туризма в Мурманской области и заодно увидеть что-то новое», – рассказывает GoArctic о создании экспедиции Анна Богдан.

Анна Андреевна – сертифицированный гид-экскурсовод, руководитель музея имени Ольги Берггольц в школе №340 Санкт-Петербурга, глава молодёжного клуба Русского географического общества «Доступные широты». Она также тифлокомментатор – мастерски описывает происходящее для слабовидящих, создавая объемный и понятный рассказ.

Задумывая поездку в Заполярье, организаторы арктической экспедиции сделали всё, чтобы она получилась насыщенной и яркой. Деловая часть экспедиции – форум «Потенциал инклюзивного туризма в Мурманской области» в информационном центре по атомной энергии на борту первого в мире атомного ледокола «Ленин», который находится на вечной стоянке в Мурманске в роли музея. В туристическую программу вошла экскурсия по Мурманску и поездка в популярную Териберку.


1.JPG


Больше, чем доступная среда

Пока всё же путешествия людей с той или иной инвалидностью проходят чаще вопреки, нежели благодаря. Для развития инклюзивного туризма необходима синергия: туроператоров, гидов, музеев, театров, отелей, ресторанов, профильных чиновников и, конечно, сообществ инвалидов – именно они могут дать экспертные советы, как сделать адаптированные туристические программы с учетом различных нозологий. Участники арктической экспедиции стали инициаторами такого диалога в Мурманской области.

«Сегодня границы возможного настолько расширились, что уже неприлично людей с инвалидностью держать в рамках доступной среды», – сказала в ходе форума президент ЦВИРИТ, руководитель яхтенной школы Inclusive, доцент кафедры современных образовательных технологий Южно-Уральского государственного университета Юлия Шумова.

Юлия Владимировна говорит об этом, исходя из своего опыта. Она перечисляет уже созданные ЦВИРИТ инклюзивные туристические проекты. Это регата «Паруса духа» и яхтенная школа, таежные экспедиции со сплавом по горной реке и восхождением, зимние походы, четырехдневный поход по национальному парку «Таганай».


3.JPG


«Все это нужно не только для того, чтобы осуществить мечту, но и чтобы дать человеку почувствовать, что он сильный, что он сломал миф, барьер. Он становится сильнее, увереннее, он горы готов свернуть», – отметила Юлия Владимировна.

Люди с инвалидностью часто остаются невидимками. Встреча на улице человека с белой тростью или в коляске – редкое событие. Анна Андреевна приводит в пример родной для нее Санкт-Петербург: 10% жителей северной столицы имеют ту или иную инвалидность. 

«Если визуализировать эти данные, то идя по Невскому проспекту, каждый десятый встречный должен быть с каким-то ограничением – незрячий (то есть мы увидим человека с тростью и в очках), слабослышащий (он будет общаться с приятелем на жестовом языке) или на коляске. Но мы этого не видим! Отсюда вопрос – статистика неправильная или что-то не так, где все эти люди? Из-за недоступности пресловутых музеев люди с инвалидностью оказываются заперты внутри своих групп, сообществ, где их фактически переставляют с места на место – посадили в автобус, отвезли на экскурсию, вернули на место. Но инклюзия начинается там, где люди, не предпринимая сверхусилий, не требуя особой помощи, наравне с остальными могут пойти в музей, поехать к водопаду», – объясняет Анна Андреевна.

 

Арктическое притяжение

Летом 2020 года Хибинские горы, которые притягивают десятки тысячи туристов каждый год, покоряла необычная группа путешественников. Руководитель специализированного туристического клуба «Масштаб Плюс» Андрей Гостев с единомышленниками и волонтерами отправились в поход. Точкой назначения стала гора Юдычвумчорр – самая высокая точка Хибин.

На форуме в Мурманске Андрей Юрьевич вспоминал, как три года назад шла подготовка к походу в Хибины и как уже в процессе преградами для слабовидящих походников становились поваленные деревья, скользкие камни на дне горной реки, курумники. Однако ни одно из природных препятствий не заставило путешественников повернуть и отказаться от восхождения на 1200 метров. Своим примером они открыли путь последователям.


4.JPG


И всё-таки экстремальное покорение арктического региона подходит не всем. Мурманская область с её активно развивающимся туризмом и растущим турпотоком должна быть открыта и доступна для путешественников с разными ограничениями и обстоятельствами. Отдельные туроператоры уже ведут работу в этом направлении.

Как эксперты тифлокомментатор Анна Богдан и и.о. замдиректора по воспитательной работе Межрегионального центра реабилитации лиц с проблемами слуха Минтруда России, переводчик жестового языка Кристина Моисеенкова отмечают, что экскурсии должны быть адаптированы: их продолжительность, лаконичность и последовательность повествования, громкая и понятная речь в размеренном темпе. Для неслышащих должны быть дополнительные визуальные материалы, для невидящих – тактильные, интерактивные. И, конечно, все взаимодействующие должны вести себя этично – обращаться к группе, а не к переводчику. Отдельная проблема – это дефицит переводчиков русского жестового языка, тифлокомментаторов, недостаточное оснащение инфраструктурой для инвалидов.

При этом часть проблем в сфере гостеприимства можно решить несложным путем, отметила Кристина Васильевна. Слабослышащие туристы будут чувствовать себя куда комфортней, если подтвердить, к примеру, бронь в отеле можно будет не по звонку, а сообщением, а при проживании общаться с персоналом через специальный чат. Будут полезными световые сигналы об эвакуации, вибробудильники и телевизоры с подключенной функцией субтитров. В идеале – обучение персонала азам жестового языка.

Эмпирическим путем арктическая экспедиция проверила Мурманск на доступность. Как рассказала GoArctic Анна Богдан, туроператоры и гиды показали свое желание работать с путешественниками с инвалидностью. Однако вопрос возникает по части транспорта – далеко не каждый автобус подходит для перевозки колясочников.

Предсказуемо сложный рельеф и лестницы без пандусов делают Мурманск в целом недоступными для людей на колясках. Для них также недосягаемым оказался ледокол «Ленин», ставший площадкой для форума. Напротив, для незрячих туристов ледокол-музей имеет хороший потенциал за счет тактильной доступности. Другое дело, что скорость экскурсии не совпадает со скоростью тактильного осмотра. Однако это решаемая задача.


photo_2023-02-25_22-47-13.jpg


У ключевых мурманских мемориалов участникам экспедиции не хватило макетов, чтобы тактильно изучить памятники. Подъезды к мемориалу Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны и рубке АПЛ «Курск» были сложны для колясочников.

Кроме того, по пути в Териберку сложности возникли с переводом для неслышащих туристов: переводить в дороге невозможно, а на остановках сложно – из-за мороза руки переводчика моментально замерзают. Для незрячих риски представляли спуски, но это решаемо, если заранее предупредить о правильной обуви. Туристам-колясочникам зимняя Териберка может показаться доступней, нежели летом, хотя для традиционного посещения водопада потребуется снегоход или квадроцикл.  


photo_2023-02-25_22-47-08.jpg


Несомненно, экспедиция уделила время знакомству с арктической кухней. Но даже в одном из главных ресторанов северной кухни в Мурманске туристы с инвалидностью столкнулись со сложностями – туалетная комната оказалась слишком тесной для человека на коляске. Кроме того, участники экспедиции высказали общее пожелание для заполярных ресторанов: провести для персонала базовое обучение, чтобы помогать ориентироваться незрячим туристам.  

В целом, отметила Анна Андреевна, эксперты убедились в потенциале Мурманской области и готовы предложить свою помощь – адаптировать тур в Териберку, обзорную экскурсию по Мурманску и экскурсию по ледоколу-музею.

В комитете по туризму Мурманской области такую ценную обратную связь очень ждут. Внешняя экспертиза указывает на узкие места, чтобы можно было их устранить, а при создании новых туристических объектов – не повторять ошибки. 


***

Анжела Коляда, специально для GoArctic

далее в рубрике