Выставка работ легендарного советского фотографа Евгения Халдея открылась в МВК имени И. С. Шемановского на Ямале
Ему принадлежат самые известные кадры ВОВ, его фотографии приводились в качестве доказательств суда на Нюргбергском процессе
Мурманск, разрушенный бомбардировками.1942 год. Фото: Евгений Халдей / tass.ru/spec/yevgeny_khaldei
Евгений (Ефим) Халдей (1917-1997) снимал 65 лет из прожитых 80-ти по всему Советскому Союзу, в том числе и в Заполярье. Выставка последовательно рассказывает о профессиональном пути фотографа, фотокорреспондента ТАСС и «Правды», через видоискатель камеры которого прошла почти вся история советского времени, передает пресс-служба музейно-выставочного комплекса (МВК) имени И. С. Шемановского (Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ). Экспозиция включает 150 аналоговых фотографий, более 300 оцифрованных кадров и прижизненное интервью Евгения Халдея.
Агентство ТАСС, на которое Евгений Халдей работал с 19 лет, называет его одним из своих самых знаменитых фотокорреспондентов и единственным советским фотографом, снимавшем Великую Отечественную войну все 1418 дней. Журнал The New Yorker рассказал, что: «Советский фотограф Евгений Халдей работал на агентство ТАСС с 1936 по 1948 год и на «Правду» с 1959 по 1976 год. Как писал Майкл Спектер в Photo Booth, Халдей “фотографировал каждого советского лидера от Сталина до Ельцина и документировал тяжелое положение Шостаковича во время блокады Ленинграда. Его изображение Германа Геринга придает форму идее зла”».
Фото: Евгений Халдей. Военная полиция США охраняет Германа Геринга во время Нюрнбергского процесса в 1946 году. / tass.ru
Корреспондентом Халдей прошел всю войну, снимал драматические события в Заполярье, бои и освобождения на территории СССР, победоносное шествие нашей армии по Европе и, наконец, взятие Берлина. Им сделаны, пожалуй, самые знаменитые военные фотографии: «Первый день войны», «Знамя Победы», «Регулировщица», «Подписание капитуляции фашистской Германии». Закончилась для него война в Нюрнберге: Халдей был специальным корреспондентом от СССР на процессе и свидетелем от обвинения – его кадры сожженного Мурманска, разгромленного Севастополя, жертв нацистов были приведены в качестве доказательства суда.
Часть экспозиции составляют послевоенные репортажи, сделанные по всему Советскому союзу и за рубежом. Это и восстанавливающиеся города, мощные предприятия, бескрайние просторы народного хозяйства и, конечно, люди, через образы которых Халдей ведет летопись жизни своей страны, рассказывая истории, раскрывая характеры. По словам организаторов выставки, участие в подготовке которой приняла дочь фотографа Анна Халдей: «Во всех снимках проявляется оптимизм и жизнеутверждающая сила самого автора».
Фото: Евгений Халдей. Регулировщица Победы. / tass.ru
Самая известная фотография – «Поднятие флага над Рейхстагом»
В Берлине Евгений Халдей сделал главную фотографию своей жизни – советские солдаты поднимают красный флаг над столицей Германии 2 мая 1945 года. Этот кадр не был репортажным, рассказывает ТАСС: чтобы его снять, фотограф привез из Москвы три красные скатерти, выменяв их на пару бутылок водки, а потом сам нашил на ткань серп и молот, вырезав их из белой простыни. Прежде чем кадр получился таким, каким он вошел в историюХалдею пришлось отснять две кассеты, а потом немного поманипулировать некоторыми частями изображения: он добавил темные облака дыма и заретушировал одни часы с солдатского запястья. Чтобы фотография удалась, одному из героев снимка, которых он нашел случайно. пришлось поддерживать знаменосца, иначе тот мог бы сорваться, и на напечатанной фотографии стало заметно, что у поддерживающего на обеих руках – часы. В Москве редактор потребовал это скрыть: в противном случае советских бойцов могли бы обвинить в мародерстве.
Фото: Евгений Халдей. Солдаты поднимают советский флаг на здании Рейхстага в Берлине, 2 мая 1945 года / tass.ru
Немного биографии
После войны Евгений Халдей, получивший девять медалей и ордена Красной Звезды и Отечественной войны II степени, был признан одним из лучших фотографов страны. Но очень скоро ситуация изменилась – в стране, победившей фашизм, начиналась «борьба с космополитизмом» – попросту говоря, гонения на евреев. В октябре 1948 года его уволили из ТАСС и 11 лет после этого он не мог устроиться на работу, газеты и журналы отказывались от его снимков – один из лучших фотографов СССР перебивался случайными заработками. Только в 1959 году, спустя шесть лет после смерти Сталина, он устроился в «Правду», где проработал 14 лет, потом три года был фотокорреспондентом «Советской культуры», а в 1976-м ушел на пенсию.
Фото: Евгений Халдей. Иосиф Сталин, Гарри Трумэн и Уинстон Черчилль на Потсдамской конференции летом 1945 года.
И немного детективного пост-мортем
Вскоре после смерти Евгения Халдея, в конце 1990-х годов, его архив с несколькими тысячами негативов и 260 уникальными снимками оказался в США. Суды за право обладания работами фотографа шли восемнадцать лет и все эти годы интересы дочери, Анны Халдей, бесплатно представлял нью-йоркский адвокат Дэниел Ротштейн. В 2017 году, в канун столетия со дня рождения Евгения Халдея, его архив вернулся в Россию, к наследникам, к дочери.
Фото: Евгений Халдей / tass.ru
Из материала ТАСС, посвященного фотокору Евгению Халдею
«…Иногда его спрашивали: как он, человек, окончивший семилетку и учившийся в своей жизни только на слесаря, мог делать такие кадры? Он отвечал: сердцем и душой. Он говорил, что стремился снимать так, чтобы людям было интересно смотреть на фото сегодня, завтра и послезавтра. И спустя десятилетия кадры, сделанные его “Лейкой”, хочется разглядывать. “Лейку” он так никогда и не оставил – даже когда уже в 90-х в США ему показали цифровую технику, он только сказал: “Да ну вас!” – и поцеловал свою старую камеру.
"У него с работой была взаимная любовь!, – рассказывала дочь фотографа. Халдей – человек, обожаемый за рубежом, удостоенный во Франции ордена Искусств и литературы, снимавший "сердцем" самую страшную войну столетия, так и не сумел ответить лишь на один вопрос – для чего была эта война.
В своей книге "От Мурманска до Берлина" Евгений Халдей писал: "Я подошел к немецкой женщине, спросил, кто она и куда идет. Она ответила: “Я уже не знаю, кто я и куда иду, и ничего у меня не осталось, кроме того, что на мне… А был дом, и семья была. Все это было. А теперь нет ничего”. Потом, прощаясь, спросила: “Зачем война? Зачем все это нужно было?” Это “Зачем война?” я слышал за войну не раз».
Выставка в МВК имени И. С. Шемановского открыта для посещения по 9 июня 2024 года.
Портрет Евгения Халдея, сделанный мурманским художником В. Н. Бубенцовым в 1997 году, в последний год жизни фотографа: «Фотокорреспондент газеты "Советская культура" Е. А. Халдей", Холст, масло. 100 х 69, Мурманский областной художественный музей