Михаил Кузнецов: освоение Арктики в ближайшие годы принесет до 60 трлн рублей
Директор ФАНУ «Востокгосплан» – о вызовах и возможностях для реализации стратегии развития Арктики
«На территории Арктики невозможно развивать все подряд – это дорого и далеко. Развитие такого большого перспективного региона логично должно опираться на систему опорных пунктов. Поэтому и были выбраны 16 опорных населенных пунктов.
Среди них есть старозаселенные территории, где люди живут давно. И там уже сложилась достаточно диверсифицированная экономика. Это и Архангельск, и Мурманск, и ряд районов, где проживают коренные малочисленные народы. Есть моногорода. Например, Воркута и Норильск. У каждого из них свои особенности и разная судьба. Если Норильску файнштейна хватит еще на десятилетия, то в развитии Воркуты сейчас серьезная развилка. Это моногород с угольной промышленностью, и при проектировании его будущего нужны не всегда стандартные решения. Поэтому при разработке мастер-планов 16 арктических населенных пунктов основное внимание уделяется нескольким важным аспектам.
Первый – это миссия, задачи и судьба города. Каковы они? Город исчерпал свою роль или, наоборот, сыграть её ему только предстоит? Например, Салехард – столица региона, выполняющая административные функции. Это транспортный узел. Норильск – это город при комбинате. Предназначение каждого города уникально.
Второе – это количество и качество рабочих мест, исходя из приоритетных отраслей экономики, уровень производительности и уровень оплаты труда.
Третье – качество жизни и связанная с этим необходимая модернизация социальной и логистической инфраструктур. На это направлены наши основные усилия, потому что многие города требуют серьезного обновления.
Кроме того, в свете развития Арктики возникает ряд сквозных тем, на которые я хотел бы обратить внимание научного сообщества.
Одна из них – это новые технологии строительства. Есть, конечно, замечательная серия панельных домов Арктики, но она разработана в 1970-е. С тех пор появились современные материалы, технологии энергоэффективности ушли вперед. Все это нужно на новом уровне использовать при планировании городского развития.
Вторая сквозная тема – растепление вечной мерзлоты. Мы сейчас объединяем на платформе «Востокгосплана» единую базу геотехнического и фонового мониторинга для того, чтобы дать ученым доступ к анализу этих процессов, и выделяем лучшие практики адаптации к деградации вечной мерзлоты, собираем решения и системы управления рисками.
И третья важная общая для арктических территорий тема – это транспортные задачи, в том числе нестандартные. Как избавиться от северного завоза в перспективе? Как обеспечить круглогодичную доступность для жителей каждого из регионов, за чей счет? Это комплекс не только научных, но и совершенно практических задач, которые нам нужно будет решать.
Конечно, также очень важно развитие Северного морского пути (СМП) как главной транспортной артерии Арктики. Каковы перспективы его развития? Как круглогодичная навигация по СМП повлияет на каждую из территорий? На это мы тоже обращаем самое пристальное внимание, не забывая про пространственное развитие городов (а где-то про их компактизацию благодаря технологиям), про инфраструктуру нового качества. И, собственно, весь комплекс этих задач сейчас реализуется при разработке мастер-планов 16 опорных населенных пунктов Арктики.
По моим оценкам, если все задуманные планы удастся осуществить, освоение Арктики даст российской экономике до 60 триллионов рублей дополнительной добавленной стоимости в ближайшие 10 лет».
Эксперты ПОРА – о новых вызовах и возможностях для реализации стратегии развития Арктики:
- Александр Балобанов – о стратегии развития Арктики как результате согласования разных интересов и взаимодействий
- Дмитрий Землянский: «Содержание мастер-планов действительно вызывает вопросы»
- Александр Котов: «Процесс гонки стратегий за быстро ускользающим временем происходит во всех странах»
- Андрей Криворотов: «Чем сложнее текущая обстановка – тем важнее долгосрочная стратегия»
- Михаил Кузнецов: освоение Арктики в ближайшие годы принесет до 60 трлн рублей
- Вячеслав Марача: как разрешить противоречия в стратегических документах развития АЗРФ
- Сергей Неустроев: «Стратегическое планирование в госуправлении важно и нужно»
- Сергей Никоноров: «Стратегическим планированием развития Арктики нужно заниматься обязательно»
- Виктория Пестова – о двух важных процессах стратегического планирования в АЗРФ
- Олег Рой – о предложениях по корректировке Стратегии пространственного развития России
- Юлия Харламова: «Наличие стратегического планирования вселяет оптимизм»
- Елена Чайка: необходима единая пространственная модель развития Арктики на основе градостроительной науки
Читайте также:
- Баллистика, логистика или урбанистика: что планировать в Арктике? В Проектном офисе развития Арктики обсудили содержание и реализацию стратегических документов по развитию АЗРФ
- В Госдуме выработали предложения по развитию арктического бизнеса, туризма и Севморпути. Утвержденные рекомендации комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики направлены в правительство РФ
- Финские и норвежские программы развития Арктики. Как скандинавские страны развивают свои северные территории
- Программы развития арктических территорий Северной Америки. Благоприятная среда для экономики, экологическое равновесие, туризм, дорожная инфраструктура, работа для коренного населения
- Проектный офис развития Арктики представил первые результаты оценки достижения целей Стратегии развития Арктики. Об исследовании рассказали в ходе Форума стратегов в Санкт-Петербурге
- Максим Данькин: в обеспечении реализации Стратегии АЗРФ есть разрывы. Об этом гендиректор ПОРА сообщил на заседании комиссии Госсовета РФ по Арктике