Сейчас в Архангельске

04:49 -8 ˚С Погода
18+

Михаил Кузнецов: освоение Арктики в ближайшие годы принесет до 60 трлн рублей

Директор ФАНУ «Востокгосплан» – о вызовах и возможностях для реализации стратегии развития Арктики

Транспорт и логистика Северные города Материалы ЭЦ ПОРА Стратегии развития Арктики
30 мая, 2024, 10:03

Михаил Кузнецов: освоение Арктики в ближайшие годы принесет до 60 трлн рублей


«На территории Арктики невозможно развивать все подряд – это дорого и далеко. Развитие такого большого перспективного региона логично должно опираться на систему опорных пунктов. Поэтому и были выбраны 16 опорных населенных пунктов.

Среди них есть старозаселенные территории, где люди живут давно. И там уже сложилась достаточно диверсифицированная экономика. Это и Архангельск, и Мурманск, и ряд районов, где проживают коренные малочисленные народы. Есть моногорода. Например, Воркута и Норильск. У каждого из них свои особенности и разная судьба. Если Норильску файнштейна хватит еще на десятилетия, то в развитии Воркуты сейчас серьезная развилка. Это моногород с угольной промышленностью, и при проектировании его будущего нужны не всегда стандартные решения. Поэтому при разработке мастер-планов 16 арктических населенных пунктов основное внимание уделяется нескольким важным аспектам.

Первый – это миссия, задачи и судьба города. Каковы они? Город исчерпал свою роль или, наоборот, сыграть её ему только предстоит? Например, Салехард – столица региона, выполняющая административные функции. Это транспортный узел. Норильск – это город при комбинате. Предназначение каждого города уникально. 

Второе – это количество и качество рабочих мест, исходя из приоритетных отраслей экономики, уровень производительности и уровень оплаты труда.

Третье – качество жизни и связанная с этим необходимая модернизация социальной  и логистической инфраструктур. На это направлены наши основные усилия, потому что многие города требуют серьезного обновления. 

Кроме того, в свете развития Арктики возникает ряд сквозных тем, на которые я хотел бы обратить внимание научного сообщества. 

Одна из них – это новые технологии строительства. Есть, конечно, замечательная серия панельных домов Арктики, но она разработана в 1970-е. С тех пор появились современные материалы, технологии энергоэффективности ушли вперед. Все это нужно на новом уровне использовать при планировании городского развития. 

Вторая сквозная тема – растепление вечной мерзлоты. Мы сейчас объединяем на платформе «Востокгосплана» единую базу геотехнического и фонового мониторинга для того, чтобы дать ученым доступ к анализу этих процессов, и выделяем лучшие практики адаптации к деградации вечной мерзлоты, собираем решения и системы управления рисками. 

И третья важная общая для арктических территорий тема – это транспортные задачи, в том числе нестандартные. Как избавиться от северного завоза в перспективе? Как обеспечить круглогодичную доступность для жителей каждого из регионов, за чей счет? Это комплекс не только научных, но и совершенно практических задач, которые нам нужно будет решать. 

Конечно, также очень важно развитие Северного морского пути (СМП) как главной транспортной артерии Арктики. Каковы перспективы его развития? Как круглогодичная навигация по  СМП повлияет на каждую из территорий? На это мы тоже обращаем самое пристальное внимание, не забывая про пространственное развитие городов (а где-то про их компактизацию благодаря технологиям), про инфраструктуру нового качества. И, собственно, весь комплекс этих задач сейчас реализуется при разработке мастер-планов 16 опорных населенных пунктов Арктики. 

По моим оценкам, если все задуманные планы удастся осуществить, освоение Арктики даст российской экономике до 60 триллионов рублей дополнительной добавленной стоимости в ближайшие 10 лет».



Эксперты ПОРА – о новых вызовах и возможностях для реализации стратегии развития Арктики:

Читайте также:


далее в рубрике